Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Причины воровства «топов»

15.03.2012

Причины воровства «топов»

В бизнесе нет ничего святого, как и в нашей жизни в целом. Человек, который и так много получает, должен, согласно логике, начать совершенствование самого себя на данной должности. Если ты и так уже являешься крупным дельцом в компании и ответственность всех потоков лежит на тебе — думать уже надо, насколько ТЫ совершенен во всех этих потоках; насколько совершенен в том, чтобы сделать эти потоки более красивыми и приносящими прибыль.

Я думаю, что первая причина воровства «топов» — его собственное несовершенство и нахождение не на своем месте. Если же он занял СВОЕ место и добился его честно и справедливо — в борьбе с другими средними менеджерами, в этом случае он всегда будет стараться совершенствоваться и поднимать свой собственный профессионализм, чтобы сделать себя более сильным, чтобы за него торговались еще более крутые компании. В случае же если он начинает обворовывать собственную — значит, он шел к этому только ради коррупционной составляющей. Значит, где­то есть лазейка, про которую он знал изначально, видел на примере предыдущих управленцев того же звена, и знал, что воровство возможно, а потому и занял эту должность сам, и продолжает воровать, как это делали его предшественники. Есть и другие варианты — когда человек знает, что ему грозит «вылет» с должности, он пытается обеспечить себе более мягкое «падение» и создает «подушку безопасности» в виде легкого сгребания. На самом деле это мало кому удавалось и удается, но профессионалы есть везде...

Для начала выделю две основные категории, а именно две конкретные должности на уровне «топов», за которыми всегда нужно следить отдельно, потому что воровство среди этих сотрудников распространено больше, чем у остальных. Это должности главного бухгалтера и исполнительного директора.

Фактически директора доверяют главным бухгалтерам все финансовые потоки, хотя главные бухгалтеры не являются финансистами, а всего­навсего контролеры финансов, всего лишь перечисляют деньги и выплачивают оклады и бонусы. Бухгалтер — это больная тема любого бизнеса. Это единственные люди, которые сами имеют доступ к финансам. Бухгалтеры видят все деньги — «левые» и «не левые», и если деньги «левые», как правило, они не обговорены в договорах, а потому бухгалтеры начинают заниматься их контролем и строить козни. «Белая касса», по сути, никого не интересует, потому что за нее отвечают подчиненные бухгалтера — младшие бухгалтеры. Главный же бухгалтер знает все: куда уходят деньги, как они обналичиваются и превращаются из «черных» денег в «белые», как они складываются в сейф и как они выплачиваются «топам» и менеджерам помимо их зарплат. Все это знает главный бухгалтер. У нас в стране до сих пор существует стереотип, что бухгалтер как будто бы второй человек после собственника. А все потому, что у нас бизнес не «белый» и собственник доверяет бухгалтеру финансов больше, чем тот может «скушать» своей ответственности. Именно поэтому большинство бухгалтеров в современных российских компаниях мнят себя не бухгалтерами, а финансовыми директорами. Тогда как компании в действительности не нуждаются в финансовых директорах, а нуждаются исключительно в калькуляторах и грамотных исполнителях. Ведь бизнес в нашей стране до сих пор находится на стадии стабилизации, и именно поэтому мы относимся к странам, где прибыль от бизнеса несоизмерима с размером экономики. Бухгалтеры чувствуют, что они «толкают» бизнес, но по факту они только счетчики. Финансовые директора нужны только там, где существуют реальные финансовые потоки и проблемы, связанные с ними. У нас же до сих пор нет финансовых потоков, и уж тем более проблем, с ними связанных. В российском бизнесе существуют лишь финансовые потоки, спокойно текущие в «черную лейку», и никаких проблем, кроме как отмыть эти деньги и увезти за границу, в российском бизнесе не существует. Однако бухгалтер считает себя вторым по значимости человеком и вдруг узнает, что в фирме где­то десяток людей получают значительно больше, чем он, причем эти люди, с его точки зрения, являются банальными продавцами. В такой ситуации главный бухгалтер, конечно же, забывает, что эти продавцы являются теми, кто кормит компанию, и начинает ставить им палки в колеса. Сотрудники могут начать уходить и недолюбливать компанию, а проблема может заключаться именно в этом бухгалтере.

Вторые, кто могут воровать в компании, — исполнительные, или (если они так называются) генеральные директора, нанятые в компанию для выполнения руководящей функции. Допустим, став генеральным директором и увидев уровень заработка всех сотрудников в компании, он может запрашивать у собственника сумму для себя на порядок выше. То есть, с одной стороны, компания работает очень слаженно и приносит собственнику очень хорошую прибыль, но вклад генерального директора здесь минимальный — его наняли исключительно как цербера, однако зарплату для себя он будет требовать как для настоящего руководителя. К тому же он попросту может придумывать себе левые расходы — например, из разряда «я там организовываю конференцию, а там в командировочку съездил» и т. д. Ведь воровство включает скрытые и прямые возможности нелегального получения денег. Он может реально завышать расходы фирмы, списывая их на несуществующие в действительности факторы. Допустим, на мероприятие, которое он не провел или провел, потратив гораздо меньшие деньги. Генеральный директор может себе легко это позволить, и мало кто его проверит и действительно «засечет».

В России есть еще и такое понятие, как привычка: «Всегда давали — и сейчас дадут! Зачем экономить!?». А потому для руководства компанией мне всегда больше нравился наем тихого цербера, нежели какого­то финансового экспериментатора, который все равно не принесет собственнику денег. Но это уже опыт самого владельца бизнеса...

Если говорить о воровстве в компаниях как таковом, понятие «воровство» в любом случае нужно рассматривать более широко. Что есть воровство? Все правильно: присваивание чужой собственности. Таким образом, расширенное понятие воровства, допустим, включает:
  • воровство как технологию отъема имущества, тебе не принадлежащего (включая мелкие хищения);
  • преднамеренное причинение вреда чужой собственности;
  • нецелевое использование деловой информации;
  • злоупотребление временем и ресурсами работодателя;
  • отсутствие на рабочем месте;
  • низкое качество работы, то есть обкрадывание конечных пользователей продукта или услуги;
  • сознательное завышение стоимости продукции или услуги с целью извлечения сверхприбылей;
  • невозвращение долгов и кредитов;
  • вымогательство всех масштабов (включая «откаты» всех разновидностей).

А теперь всерьез поразмыслим, кто в компании действительно не ворует? Выходит, что практически все! Просто какое­то «воровство» мы допускаем, считая его не столь «криминальным», а какое­то пресекаем, считая его в высшей степени непозволительным. Любому предпринимателю нужно запомнить, что все, что плохо лежит — будет украдено. Исключение составляют люди, которые хотят быть частью бизнеса, не хотят потерять свое место и жаждут процветания бизнеса. В такой ситуации они не будут воровать, не будут делать даже попыток. Более того, они станут пресекать воровство остальных и честно докладывать об этом. Большинство предпринимателей борется с системой «откатов», а я, например, не борюсь. Я считаю, что отсутствие на рабочем месте, о котором меня не поставили в известность, — куда большее воровство, чем честно обговоренный «откат». Ведь если человек отсутствует на рабочем месте и работает неэффективно, он ворует не только у фирмы, но и у себя, и дальнейшее содержание этого сотрудника не выгодно как для компании, так и для него самого.

«Откаты» же есть форма договора в бизнесе. Хороший менеджер ВСЕГДА продает дорого. И если сотрудник смог продать продукт не только к выгоде фирме, не занизив стоимость продукта, но и заложив в нее собственный «откат» — пускай работает и зарабатывает деньги не только для меня, но и для себя. Пускай берет сколько хочет! Если это является спокойными договоренными отношениями, прибыль есть и фирме, и менеджеру — и это хорошо. В случае же если подобные продажи проводятся без ведома руководства, продажников надо увольнять, ведь здесь нет доверия, и с каждым разом он будет брать себе все больше и больше. А потому руководитель должен бороться не с «откатами», а за то, чтобы они стали прозрачными и эта система была интересна как компании, так и менеджеру.

Дмитрий Житомирский, генеральный директор и основатель «Артком СПБ»

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58577/
https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 925

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов доска что пора менять профессию