Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ИСО 9001 – история мифа Шмилович Михаил Захарович

Шмилович Михаил Захарович
Независимый эксперт и сертифицированный аудитор по качеству
21.03.2012

ИСО 9001 – история мифа

Эпиграф:

«ИСО 9001 от 47 000 р.! Срочность от 2-х дней. 10 лет на рынке» - рекламное объявление в Интернете.

 

Введение в ИСОлогию:

Как и множество других полезных и вредных начинаний, стандарт ИСО 9001 пришел в Россию с Запада. Нет, нет, уважаемые товарищи коммунисты, он не был заслан к нам ЦРУ, сверху, с целью окончательно добить распадающуюся промышленность. Его привели сами российские люди, которые просто хотели сэкономить и/или заработать денежку.

Для тех, кто не в теме, стандарт называется «Системы менеджмента качества - требования» и просто описывает, как надо организовать деятельность в организации, чтобы получать качественную продукцию и услуги.

На Западе стандарт успел пройти три реинкарнации (3 версии стандарта поменялись) на тот момент, когда произошел основной прорыв ИСО 9001 в Россию в начале двухтысячных.

Идея в целом достаточно хорошая – «Напиши, как ты это делаешь, и делай, как написал».

 

Основные принципы, на которых основывается стандарт, это:

Ориентация на потребителя

Лидерство руководства

Вовлечение работников

Процессный подход

Системный подход к управлению

Постоянное улучшение

Принятие решений на основе фактов

Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

 

В общем, много, много здравого смысла. И там, где люди серьезно относятся к словам и обязательствам, стандарт может работать и даже приносит ощутимую пользу.

 

Однако у нас, в России, свой особый путь, и он не устлан розами, и ИСО 9001, как и всякое другое хорошее начинание, приобрел свои уникальные местные черты.

 

Конец - делу венец

Начнем с результатов. Когда я готовился к написанию статьи, я попытался найти в русскоязычном интернете хоть какие-то данные опросов о результативности внедрения стандарта в России. Кроме общих рассуждений и рекламных статей, нет ничего.

 

Тогда я сам организовал простой опрос в Интернете, полюбуйтесь на результаты:

Простейший опрос показывает, что только четверть проголосовавших увидели какую -либо пользу от внедрения стандарта.

Хотя есть масса людей, получивших реальную пользу от стандарта.

 

Имя им легион

Видели ли Вы, уважаемые читатели, когда-нибудь облако саранчи? Ну, наверняка хоть раз видели по телевизору, как стая саранчи садится на поле и объедает его. Вот так же и налетела стая голодных до денег «специалистов» на сладкое «поле» менеджмента качества.

Бывшие спецы по стандартизации, сертификации, академики и профессора, различные приблудные специалисты из стран бывшего восточного блока, чье единственное преимущество заключалось в знании русского языка и в том, что туда ИСО пришел на несколько лет раньше, чем в Россию. Все, все ринулись улучшать, регламентировать, консультировать и развивать.

Глаза потенциального заказчика терялись при виде регалий, дипломов, сертификатов. В ушах гремели звуки битв на тему правильности перевода. О, этот перевод с английского! (язык оригинальной версии стандарта). Битва на тему правильности перевода слова «management» по своему накалу и эпохальности уступает только знаменитой битве тупоконечников с остроконечниками в «приключениях Гулливера».

Судя по тому, что «менеджмент качества» цитируется чаще чем «управление качеством», «управленцы» проиграли.

 

Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек

Народ в России всегда с подозрением относился к причудам власти. Великое пришествие ИСО, чуда качества, ударило по многострадальной шкуре народа палкой бумаготворчества. Нет, не зря ИСО называли на западе «фабрикой бумажек». В России эта замечательная черта стандарта, которую скромно обозначили словом «документирование», проявилась в полной мере. Скрипели перья, шуршали ручки и карандаши, стучали клавиши. Продавались специальные программы, которые помогали чертить организационные схемы и карты потоков. Специалисты с умным видом объясняли неграмотным лапотникам, что такой - то параграф и подпункт стандарта требует таких - то вот действий. И если этого не сделать, то будет великий КАРАЧУН, ведь деньги - то плачены, а хозяева не любят, когда деньги платятся даром. Так - то делайте, как консультанты говорят, и будет Вам ЩАСТЬЕ.

Эк как чудят,- почесывал народ голову. Ну, с властью не поспоришь, пережили дефолт, переживем и это.

 

Страшно далеки они от народа

Золотое правило любой управленческой деятельности – объяснить подчиненному, зачем нужно выполнять то или иное действие. Навязывание действия, когда человек не понимает, зачем оно ему нужно, приводит к скрытому или явному сопротивлению и в конечном итоге к неуспеху. А когда сами консультанты не понимают, зачем нужно то или иное действие (объяснение – так написано в стандарте не принимается) результаты просто катастрофичны. Вот так и строилось ИСО в России. Вверху кипели споры, чертились схемы, консультанты с умным видом объясняли лоха.., извините, клиентам, премудрости менеджмента качества. А народ безмолвствовал. То есть он работал. По -прежнему старело и изнашивалось оборудование, уходили на пенсию старые опытные работники. Вместо них приходила необразованная и неумелая молодежь. Душил импорт. Промышленный потенциал страны все ухудшался и ухудшался. Но сертификатов становилось все больше и больше.

 

ИСО и невидимая рука рынка

На любой спрос, как известно, всегда рождается предложение. А предложение было, и было оно весьма рыночным. Крупные российские компании начали требовать от своих поставщиков сертификат ИСО 9001. Возник серьезный спрос на наличие сертификата. И спрос породил предложение.

«Сон разума рождает чудовищ» - невидимая рука рынка родила ИСО 9001 за три дня. Зачем напрягаться, год-полтора строить систему качества, писать документацию, проводить комиссии и совещания, платить сотни тысяч рублей консультантам, когда можно просто купить  диплом в переходе, извините, сертификат центра по сертификации.

Уже и не отличить, кто купил, кто честно получил. Даже западные дочки сертификационных центров «обрусели» и выдают сертификаты соответствия с существенно меньшими требованиями, чем на западе.

 

Судный день

Рано или поздно схема  любого развода, извините, любой инновации становится явной. Все просто, как на рынке. Действительность стучит в дверь, как крепкие ребята с рынка со словами «Слышь, братан, где бабки?». Вот, и для наших героев приходит день прозрения.

 

Легче всего приходится тем, кто делал реальную работу. Как и любая деятельность, работа по качеству улучшает ситуацию даже за счет элементарного внимания к деталям.

Однако и честные труженики остались разочарованными. Слишком много было шума и помпы, слишком много пустых обещаний.

 

Портрет пострадавших

«Где результаты?» - спрашивают те, кто годами трудился, улучшая так называемую «систему качества», не занимаясь элементарным управленческим учетом и анализом. Спросить некого, те, кто учил, как работать, давно уже заняты окучиванием других клиентов.

 

Вторая категория героев нашей драмы – те хозяева и руководители бизнеса, которые купили сертификат для «понта». Ну, вроде как «все покупают, и я куплю! Возьму фирму посолидней, сертификат покруче. От я потом пацанам буду показывать. А че, мы что не люди? И ИСО возьмем, и этот, как его, по экологии который, пущай тоже будет. Все как у людей».

 

Однако и тут просыпается осознание что «облапошили». «Але, деньги за что платили?» -спрашивает недоуменный хозяин представителя дирекции по качеству или директора по организационному развитию. «Польза где»?

А пользы нет. Потому что каждая система качества шьется под конкретную компанию, под квалификацию её персонала и задачи, стоящие перед компанией. Купить поношенный костюм с барского плеча можно, только выглядеть ты в нем будешь соответственно.

 

Третья категория – покупатели пирожков на ходу. Бегут люди по делам, вдруг срочно кушать захотелось. Купил пирожок на ходу, вроде как пузо набил, голод отогнал. Как там потом пирожок перевариваться будет – неясно, но это потом, а в данный момент проблема решена. Так и с ИСО за 50 000 р. Купил сертификат, копию передал потребителю, который его требовал, вроде как в этом году отстанут. А там дальше увидим, бог его знает, что будет в следующем году, как-нибудь проживем.

Основная проблема для этих организаций заключается в том, что потребители в России попробовали вкус нормального качества. Люди покупают импортные товары, ездят отдыхать за границу, любят иномарки. И медленно, но неотвратимо, по цепочке от конечного покупателя до крупных поставщиков тянется требование к качеству товаров и услуг. Жить как раньше уже нельзя. Надо улучшаться и это неотвратимо. Улучшение требует времени. Переучивать людей, менять схемы работы, взаимодействовать с поставщиками – все это требует не месяцев, а лет. Покупка сертификата только отодвигает неотвратимость работы по улучшению качества.

 

Неотвратимость перемен

Тот, кто не умеет приспособиться к изменениям – умирает. Закон рынка суров. Основная задача любой организации – зарабатывать деньги, чувствовать своего потребителя и рынок, знать конкурентов. ИСО великолепный инструмент, очередной в ряду других инструментов по организационному улучшению:

TQM, Lean production, 6 sigma, что дальше? Неважно, что дальше, важно заниматься любой деятельностью правильно, грамотно, с помощью грамотных консультантов и доводить дело до конца. ИСО стало частью жизни многих (если не большинства) производственных организаций. Оно все шире и шире распространяется в среде организаций, оказывающих услуги. Будем надеяться, что здравый смысл победит шарлатанство, разум восторжествует, и мы почувствуем резкое улучшение в качестве товаров и услуг в России.



https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58605/

https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1869

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

«Если по соседству открылся Wildberries то караул В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов