Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Результаты мониторинга развития рынка складских услуг в Украине Сумец А.М.

Результаты мониторинга развития рынка складских услуг в Украине 


Сумец Александр Михайлович

канд. техн. наук,

профессор Академии внутренних войск

МВД Украины, Харьков

Риторический к сегодняшней теме вопрос: «Когда появился первый склад?». Дать ответ просто и, в тоже время, сложно. Самым простым ответом, очевидно, будет ответ следующего содержания: «Первый склад появился на земле обетованной вместе с человеком». Человек на Земле поселился давно. Но когда?
На этот счет есть очень много противоречивых ответов. Однако мне импонирует точка зрения математиков, которые доказали, что в истории существует так называемый излом, разделяющий историю до … и после …, то есть, до появления человека и после его поселения на планете Земля.
Но вернемся к складу! Появился он с приходом человека, а точнее где-то в каменном веке в виде хранилищ «боевого оружия», не съеденных остатков забитых животных и пр. Таким образом, истоки возникновения первых зачатков современных складов уходят глубоко корнями в историю. Последние археологические ис¬следования зарубежных ученых однозначно подтверждают это. Вот один из многих, заслуживающий внимания показательный факт.
В 1928 году плуг сирийского зем¬лепашца наткнулся на камень, под которым оказался склеп с древней керамикой. Вряд ли тот землепашец осознавал ценность своего открытия. Узнав о случайной находке, на то место в следующем году приехали французские археологи. Вскоре была найдена надпись, позволившая археологам определить, руины какого города появляются из-под земли. Это был Угарит, один их важнейших древних городов Ближнего Востока, который располагался на побережье Средиземного моря (нынешняя Сирия). А сами документы датированы XIV веком до нашей эры.
Процветание Угарита было связано не только с его удачным географическим расположением, но и с развитием науки, в том числе и логистики. Об этом свидетельствуют найденные среди руин Угарита тысячи глиняных табличек. Современная расшифровка их позволила получить информацию, кроме всего прочего, и о существовании то время грамотно организованных складов для хранения грузов, приходящих с моря и предназначенных для доставки по сухопутным путям в означенные города сопредельных государств. Еще в то далекое время люди имели достаточно знаний для планирования и размещения складских площадок, организации их работы в плане приемки и отправки товаров. Еще тогда были заложены принципы работы «портовых складов» в соответствии с современной концепцией «точно во время» – как только судами был доставлен товар его быстро нужно было быстро «скомплектовать» и отправить караванами заказчикам. Одной из причин такой постановки вопроса была опасность «набегов народов моря», то есть морских пиратов, от которых примерно в 1200-м году н. э. и погиб великий город Угарит.
Но это было давно. А что же сейчас, в XXI веке …?
Для ответа на поставленный вопрос в данной статье будет уделено особое внимание в большей степени констатации фактов и факторов, их анализу. А именно, в основном статья будет посвящена описанию спектра проблем, решаемых с помощью улучшения складской логистики, краткому анализу предложения рынка складской недвижимости в Украине, систематизации основных факторов: а) развития рынка складской недвижимости, б) эффективности работы складских объектов, в) факторов эффективной организации складского пространства. В статье также будут описаны трудности развития сферы складских услуг на рынке Украины и общие ошибки при планировании постройки складов.

Введение в суть вопроса

Одним из наиболее важных феноменов второй половины XX-го века и начала третьего тысячелетия стала международная экспансия промышленности. Движущей силой указанного феномена является расширение Европейского Союза. Вступление в его состав новых государств значительно расширяет внешние границы ЕС далее на Восток и на Юг. Благодаря этому процессу фактически все крупные компании заметно участвуют в бизнесе за пределами своей страны, который выражается в развитии международной торговли: любая организация может покупать товары у поставщика в одной стране, использовать логистику для их перемещения, а затем продавать их с прибылью заказчику в другой стране.
Демографические преобразования и экономический рост в странах ЕС заметно сказались на увеличении объемов товарообмена Украины с внешним миром. Учитывая, что эти процессы происходят на фоне общемировых тенденций увеличения трансконтинентальной торговли, задачи формирования сети складских комплексов на территории Украины и интеграции их в формирующиеся международные цепи поставок весьма актуальны. Последнее усиливается еще и тем, что евроинтеграционные процессы перешли в практическую область – Украина готовится стать членом Евросоюза, сотрудничает в области торговли с многими государствами – членами ЕС. Это, естественно, выставляет новые требования в отношении технологий перемещения потока товаров по международным цепям поставок.
Формирующаяся инфраструктура логистики, и в особенности ее складское хозяйство, сегодня занимает значимые позиции в развитии мировой торговли, то есть формировании международных цепей поставок, а значит и в процветании Украины. Аргументация здесь такова: геополитическое положение Украины на перекрестке международных транспортных коридоров, наличие мощного портово-промышленного комплекса, развитые авто- и железнодорожные коммуникации – это те факторы, которые позволяют нашему государству стать важнейшим звеном в обеспечении экономических связей между Европой и Азией, странами Ближнего Востока и России посредством «строительства» международных цепей поставок. Родственный эффект отметил еще Адам Смит, писавший в 1776 году: «дороги, каналы и судоходные реки – это самые сильные факторы, способствующие улучшениям …». В свою очередь Майкл Портер, проанализировав причины процветания наций, указал, что «… способность нации усиливать имеющиеся у нее преимущество и переходить к следующему уровню технологи и производительности – вот ключ к ее успехам на международной арене».
Собственно развитие международных цепей поставок с системой современных складских комплексов в разрезе улучшений мировой торговли и есть то самый «следующий – высший, уровень технологии» сегодняшнего дня для Украины. Таким образом, улучшение складской логистики становится насущной проблемой наивысшей степени важности в плане гарантии стабильного экономического развития Украины.

Спектр проблем, решаемых с помощью улучшения складской логистики

Исследуя развитие складского хозяйства, наверное, будет уместным вернуться к 80-м гг. прошлого века. Итак, Европа 80-тых. На рынке логистических услуг практически отсутствуют профессиональные складские комплексы: около 90% складов представляют собой небольшие объекты, собственниками которых были производственно-сбытовые системы и крупные торговые компании. Философия их бизнеса однозначно отводила складскому хозяйству, а именно складским площадям, роль мощного базиса и актива.
Европа – Америка: конец 90-х гг. ХХ века. Философия бизнеса «меняет отношение» к складскому хозяйству. Бизнес стал осознавать, что складская деятельность в условиях быстроизменяющейся рыночной коньюктуры становится тягостной – отвлекает весьма внушительную часть оборотных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса. В это время набирают силу на рынке логистических услуг складские операторы, предоставляющие возможность торговым компаниям на правах арендных отношений пользоваться складскими площадями.
Передача части операций по хранению, складской переработке грузов складским операторам дала возможность торговым компаниям и производственно-сбытовым системам концентрировать основное внимание на развитии основного бизнеса, развивать возможности расширения рынков. Кроме того, такой подход обеспечил уменьшение расходов на складской и бухгалтерский учет и снял проблему поиска и содержания складов.
Бизнес начал понимать, что с помощью улучшения складской логистики можно решить такие проблемы как:

  1. Сокращение громадных издержек и потерь в цепях поставок товарной продукции, которые обусловлены не только сверхнормативными запасами продукции, но и низкой ее сохранностью ввиду использования «не тех» складов и «плохих» технологий складской переработки. По самым скромным оценкам эти убытки и потери только на территории стран Западной Европы составляют примерно 27 млн евро в час!
  2. Снизить цену реализации товара за счет уменьшения затрат на складирование.

По результатам исследования Co. Waldenmier установлено, что «складирование» в среднем добавляет к цене реализации товара 3,8%. Эта надбавка складывается из составляющих:

  • персонал (зарплата, премии, компенсации, подготовка и т. д.): 36%;
  • хранение (аренда, износ, выплата дивидендов, местные налоги): 22%;
  • грузопереработка (грузоподъемники, паллеты, упаковывание и т. д.): 12%;
  • коммуникации и контроль (Интернет, телефонные системы и т. д.): 10%;
  • коммунальные услуги (электроэнергия, отопление и т. д.): 8%;
  • административные затраты (управление, безопасность и т. д.): 12%.

Таким образом, интервенция Еврорынка американскими торговыми компаниями, имеющими большой опыт арендных отношений в сфере складской недвижимости, показала на большие выгоды в использовании аутсорсинга в данном секторе логистики. При реализации последнего качество исполняемых специализированными компаниями функций достаточно высокое ввиду применения для выполнения операций более современных и отлаженных технологий. Что касается стоимости выполнения операций, то она намного ниже. Например, на сегодняшний день стоимость обработки паллето-места в Украине гораздо ниже, чем в Европе. Данное обстоятельство обеспечивает большой спрос на складские услуги, особенно со стороны иностранных фирм и компаний.

Что же происходит сейчас в Украине?


Сегодня в агентствах, специализирующихся на сделках с нежилой недвижимостью, из общего количества заключенных арендных договоров около 40% приходится на складские помещения. Это свидетельствует о явном оживлении рынка складской недвижимости – ведь в 2002 – 2005 гг. договоров этого типа заключалось не более 18 – 25% от общего количества.
Исследователи рынка складских операторов отмечают, что Украина имеет возможность сверить свое поступательное развитие в этом сегменте рынка со сценарием, который не так давно был реализован в странах Центрально-Восточной Европы. Учитывая интеграцию нашей страны в общеевропейскую экономическую схему, можно с уверенностью сказать, что у нас он повторится, хотя и в несколько измененном виде.
Описанную картину сделок с нежилой недвижимостью, показывающей рост спроса на складские помещения, положительно дополнили пришедшие на украинский рынок зарубежные производители, торговые и сервисные компании, построившие для проведения необходимых складских операций свои склады. Это были компании MacDonald’s, Coca-Cola, «Чумак» и др. Далее в развитие логистических услуг в начале ХХI века в Украине появились первые крупные складские объекты, например, складской терминал компании «Українські вантажні кур’єри», складские комплексы компаний «Комора-С», «Ост-Вест Экспресс», «Raben», «ICT (International Conteiner Transport)», «Kuehne & Nagel» и др.
Развитие рынка складских услуг привело к росту объема складских помещений в Украине. В общем на конец 2005 года рынок складських помещений в Украине по разным оценкам составил от 1 500 000 м2 до 2 400 000 м2. Лидерами являются Киевская, Харьковская, Донецкая, Одесская, Днепропетровская области. Так, например, на 2005 год только в Киеве и Киевской области емкость рынка складских помещений составила около 800 тыс. м2, в Харькове и области – 430 – 450 тыс. м2, в Донецке и области – 280 – 330 тыс. м2. По Киевской и Харьковской областям на 2006 – 2007 гг. прогнозируется значительное увеличение рынка складских площадей.
По Киеву и области: завершение строительства логистического центра «Чайка» на 25 тыс. паллето-мест и ввод в эксплуатацию новой очереди складов на 10 тыс. паллето-мест логистического центра в Гостомеле (Co. Kuehne & Nagel); ввод в эксплуатацию 2-х очередей складов складского терминала в Вишневом площадью до 15 тыс. м2 (Со. International Conteiner Transport). Кроме того, планируются к сдаче в эксплуатацию логистические склады в Броварском районе (Со. MS-BUD и Raben), в Киево-Святошинском районе (Со. HCM Group), складские комплексы на Бориспольском шоссе (Со. ГЛД-Инвест Украина), в Киеве и в г. Обухове (Со. HCM Group).
По Харькову и области: перспективними в ближайшем будущем для размещения объектов складской недвижимости являются районы вблизи крупных автотрасс, в частности, проспекты Московский и Гагарина, улицы Клочковская и Полтавский шлях. В ближайшее время прогнозируется увеличение тенденций освоения пригородных зон Харкова. Наиболее привлекательны для строительства складов и складских комплексов являются населенные пункты Песочин, Безлюдовка, Васищево, Бабаи, расположенные в 10 – 30-километровой зоне, где имеется развитая инфраструктура.
Практически построены складской комплекс общей площадью 11 000 тыс. м2 при выезде из города (Ростовская трасса) на окружной дороге и офисно-складской комплекс на Алексеевке (один из самих больших районов города) и пр.

Анализ предложения рынка складской недвижимости

В Украине в сегменте складской недвижимости в основном к продаже и в аренду предлагаются объекты следующих типов:

  • склады транспортно-экспедиторских компаний;
  • складские помещения, расположенные на территории действующих или простаивающих предприятий;
  • перепрофилированные объекты производственного назначения;
  • достроенные объекты незавершенного строительства;
  • подвальные и цокольные этажи административных и жилых зданий.

И только до 10% предлагаемых площадей представляют собой профессионально спроектированные и управляемые складские терминалы и логистические комплексы, которые были построены в конце ХХ-го века – начале третьего тысячелетия известными международными логистическими компаниями International Conteiner Transport, Kuehne & Nagel, Raben и др.
По состоянию на начало 2006 г. предложение касательно рынка складской недвижимости распределилось следующим образом (рис. 1): склады категории А – около 1,5%, категории В – порядка 9%, категории С – 56%, категории D – до 30%. Выделим отдельно долю открытых площадок – они составляют в общей структуре используемых складских площадей около 3,5%.

 

   Структура предложения складской недвижимости по категориям

Склады категории А – имеют удобный подъезд для большегрузного транспорта; обязательно наличие: а) ворот для каждых 500 м2 площади, б) теплового узла в) системы пожаротушения и вентиляции, г) автономной электроподстанции и д) охраны. Помещение обязательно должно быть прямоугольным, потолки не ниже 8 м.
Склады категории В – наличие набора характеристик складов категории А с отсутствием лишь некоторых. Это склады, например, для хранения продтоваров, ГСМ, токсичных материалов.
Склады категории С и Д – как правило, это неотапливаемые ангары и все остальные помещения, приспособленные под складирование.
Если говорить о качестве предлагаемых рынком складских помещений, то на сегодняшний день она по условной шкале распределяется следующим образом (рис. 2): 10% – достаточно высокого качества, 20% – среднего и 70% низкого качества.
Спрос на некачественные складские помещения снижается. Если проанализировать динамику падения за период 2003 – 2005 гг., то в среднем спрос на склады категории С снизился примерно на 6%, а на склады категории D – на 10%.
Если оценивать общее состояние спроса на складские площади и требования к ним, то следует выделить основные товарные группы, которые занимают большинство складских помещений. Так, например, в 2003 – 2005 гг. наиболее востребованными являлись склады для промышленного оборудования и металла, продуктов питания, нефтепродуктов, продукции химической промышленности и товаров народного потребления (бытовая техника, одежда, обувь и пр.).

 

  Дифференцированная оценка качества складских помещений в Украине

Рис. 2. Дифференцированная оценка качества складских помещений в Украине

Основные факторы развития рынка складской недвижимости
Оценивая структуру спроса и предложения складской недвижимости в целом по Украине, следует указать на устойчивые тенденции развития данного сегмента рынка. Основными факторами этого процесса следует считать:

  1. развитие торговли и увеличение товарооборота;
  2. увеличение числа торговых и сервисных компаний, оценивших преимущества арендных отношений и профессиональных складских услуг;
  3. рост инвестиционной привлекательности складской недвижимости;
  4. усиливающийся спрос на крупные объекты, имеющие возможность автоматизации;
  5. «разгрузку» промышленных зон, вынос строительства складов за пределы города;
  6. повышение требований к качеству складских помещений;
  7. создание технопарков – профессионально управляемых индустриальных парков;
  8. развитие Built-Suit проектов (строительство складских комплексов, сообразно с требованиями конечных потребителей).

Трудности развития сферы складских услуг
Интенсификация развития сферы складских услуг на рынке Украины сопровождается определенного рода трудностями институционального и организационного характера.
Трудности институционального характера выражаются:

  • недостатком свободных земельных участков для строительства крупных логистических и складских комплексов внутри или вблизи ареала обслуживания;
  • довольно сложной процедурой оформления аренды земли, которая, как правило, занимает много времени;
  • неосознанием местными властями выгодности для региона организации разветвленной базы складской недвижимости.

Трудности организационного характера связаны с:

  • неготовностью производственных и торговых компаний вкладывать в автоматизацию складов «большие деньги».

Если большинство зарубежных компаний ориентируется на проекты, реализация которых составляет 500 тыс. долл. США и выше с учетом стоимости всех лицензий на программное обеспечение, затрат на оборудование, интеграцию и внедрение, то в России и в Украине затраты на проекты по автоматизации складов значительно ниже. Например, при небольшом объеме операций и площади склада 4 – 5 тыс. м2 цена предложений варьируется от 50 до 200 тыс. долл. США. Внедрение полнофункциональной системы для такого склада находится в диапазоне от 100 до 200 тыс. долл. США.

  • несоответствием технологий и схем работы известных в мире торговых компаний с системными поставщиками в Украине.

Данное обстоятельство вызывает трудности в выработке и отладке приемлемых для обеих сторон схем взаимодействия через систему складов. Так, например, на сегодняшний день компания METRO AG работает в Украине с достаточно большим количеством поставщиков. А это, допустим, 470 ежедневно задействованных транспортных средств, 470 комплектов сопроводительной документации, 470 расчетных схем доставки грузов и т. д. Естественно по таким схемам компании не удается работать эффективно, поскольку внутренняя система «европейского» METRO AG (в Европе количество поставщиков не превышает семидесяти!) не сопоставима с методами работы украинских фирм и компаний. Кроме того, высокий уровень доверия и синхронизации между поставщиком и клиентом в Украине не сопоставим с западным – в Германии один из крупных партнеров METRO AG поставляет товары круглосуточно, хотя по ночам сеть не работает; если грузовик с заказом приходит после окончания рабочего дня, сотрудник компании-поставщика просто открывает склад METRO своим ключом, который ему для этих целей доверяют, выгружает товар и едет дальше по своему маршруту. То есть в планировании доставки партнер не привязывается к часам работы ритейлера, не несет в этой связи дополнительных расходов. К сожалению, такие методы работы не могут пока быть заимствованы для работы в Украине ввиду особого менталитета исполнителя-украинца либо россиянина!

  • проблема поиска и найма на работу работников склада.

Почему существует данная проблема? Очевидно, ее можно охарактеризовать как минимум двумя причинами: первая – слишком низкий уровень оплаты труда складских работников, вторая – сегодня в Украине нет квалифицированных кадров для данной сферы деятельности.
Средний уровень оплаты труда складского работника в Украине составляет от 100 до 225 у.е. в месяц. В то время оплата труда работников склада по Евросоюзу в среднем составляет 22 евро за час работы, в Швеции – до 25 евро, в Греции – около 10 евро в час. В странах бывшего соцлагеря оплата естественно меньше. Например, в Польше и Чехословакии средняя стоимость часа труда не выше 4 евро.
Касательно второй причины: даже в странах Западной Европы, несмотря на приличную оплату труда, сегодня недостает квалифицированных работников склада. Это объясняется не совсем «комфортабельными» условиями труда, отсутствием учебных заведений, готовящих специалистов в данной области деятельности, нередко достаточно большой удаленностью расположения складов от черты города. Указанное вполне справедливо и для Украины.

  • большой ассортимент товарной продукции, быстроизменчивая номенклатура товаров с ранее неизвестными условиями и требованиями к хранению.

Факторы эффективности работы складских объектов
Детальное исследование организации и работы многих складов, складских комплексов, распределительных центров на предмет снижения издержек складирования и хранения продукции позволило выявить и систематизировать факторы эффективности работы складских объектов. К ним были отнесены:

  • формат и организация складского пространства (планировка);
  • топология товаров внутри складского пространства;
  • технологии складской грузопереработки;
  • квалифицированный персонал.

В приведенном перечне факторов формат и организация складского пространства (планировка) стоит на первом месте не случайно. Ведь в конечном итоге эффективность организации складского пространства и управления складом во многом зависит от его планировочного решения. В качестве аргументированного доказательства данного тезиса можно привести примеры удачной планировки складов таких компаний как «Handeman Group» (склад предназначен для распределения материалов, связанных с поставками газа и электричества в некоторых регионах Австрии и Германии и «Canadian Forces Supply Depot» (склад-хранилище предназначено для получения, хранения и выдачи всего, что необходимо для поддержки деятельности военных баз, станций, кораблей и вспомогательных батальонов, действующих в западной части Канады, и миротворческих частей ООН по всему миру). Принятые планировочные решения позволяют уже несколько лет указанным компаниям успешно работать и развивать свой бизнес.

Факторы эффективной организации складского пространства
Подвергнув подробному анализу существующие планировочные решения складских помещений известных американских и европейских логистических компаний, следует указать на ключевые моменты эффективной организации складского пространства:

  1. планирование расположения складского оборудования так, чтобы обеспечивать бесперебойный материальный поток, поступающий на склад, проходящий через него и отправляемый со склада;
  2. упрощение перемещения материального потока внутри складского пространства;
  3. хранение изделий на полках (там, где это возможно), расположенных по высоте, т.к. это экономит общую площадь;
  4. оптимизация размеров проходов;
  5. использование антресольного помещения для комплектации и административных целей;
  6. организация перемещения товаров в пределах одного помещения по прямым линиям;
  7. размещение «офисов» за пределами основной зоны склада.

Общие ошибки при планировании постройки складов
Изучение опыта проектирования и организации складов логистическими компаниями на территории Украины и России, позволяет указать на общие ошибки при планировании постройки последних. Приведем их краткое описание.

  1. Планирование строительства складов «статичного» типа. На нынешнем этапе быстрого развития международных торговых сетей и глобализацией рынков большинство Западных производственных и торговых компаний отказываются от собственных дорогостоящих «статичных» складов. В качестве примера можно привести нынешнюю позицию руководства немецкой компании «Леккерланд», крупнейшего дистрибьютора в Европе с оборотом 16 млрд евро. На сегодняшний день в сети дистрибуции «Леккерланд» имеет 70 собственных складов. Ввиду высокого уровня затрат на содержание персонала складов и высоких цен на электроэнергию и затрат на аренду земли, компания вынуждена закрывать один склад за другим и переходить к работе через систему небольших перегрузочных складов, кросс-докингов. Принятая компанией стратегия оказалась дешевле и намного гибче – она дает возможность намного быстрее реагировать на изменение запросов клиентов. Данную стратегию сегодня с успехом реализует на практике ООО «Українські вантажні кур’єри» (УВК). Компания предоставляет полный комплекс логистических услуг, основываясь на сети кросс-докинговых складов по всей Украине. Сегодня у нее есть собственные современные складские терминалы площадью до 20 тыс. м2 в Києве, на Столичном шоссе – 16 тыс. м2 и в Вишневом – 6 тыс. м2 и еще 22 кросс-докинговых складов во всех крупных городах Украины.
  2. Планирование строительства складов под конкретных заказчиков. Опасность такого подхода очевидна. Истинность такого утверждения можно подтвердить следующим известным из практики бизнеса примером. В конце 90-х гг. ХХ века одна из известных немецких логистических компаний для компании-производителя «Джонсон & Джонсон» в Москве построила под заказ современный склад. А когда уже в августе 1998 г. в России случился дефолт, «Джонсон & Джонсон» вынуждена была свернуть все операции на территории этого государства. В итоге компания, построившая шикарный, но узкоспециализированный склад под «Джонсон», осталась без заказчика.
  3. Фактор времени в скорости развития бизнеса не учитывается. Используя современные строительные технологии быстромонтируемых зданий, за период от шести месяцев до одного года можно построить склад на 15 – 35 тыс. м2. Однако прежде чем он будет рассчитан и спроектирован, прежде чем будет оформлен надлежащий пакет документов и, наконец, запущен в работу склад, пройдет не менее 1,5 лет. А такой период времени для рынка есть весьма критичным – он может существенно измениться. В итоге вероятность того, что ваш склад окажется никому не нужным составляет порядка 80 – 90 процентов.

Заключение
Выполнив мониторинг развития рынка складских услуг в Украине, однозначно установлены концептуальные моменты его дальнейшего развития. Следует указать, что новая концепция складской логистики будет основываться на том, что:

  • склад переходит из категории «чистого центра затрат» в центр «добавления ценности продукту» посредством трансформации его в распределительные центры либо современные складские комплексы, где будет производится определенный комплекс логистических операций;
  • развитие рынка складских услуг трансформируется в «комплексную логистику»;
  • логистическими компаниями формализуется и используется стратегия опережения потребностей рынка «комплексной логистики» на основе прогнозирования (причина –> увеличение/рост) товарооборота на 15–20% в год (это обусловлено тем, что рынок ежегодно получает около 100 тыс. новых продуктов);
  • массировано развивается аутсорсинг складских функций.

Материал опубликован на страницах международного научно-практического журнала «Логистика: проблемы и решения» (http://www.mr.com.ua).


дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3158

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Грузовладельцы уходят с сети Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS экспедиторами