Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Склады автозапчастей: взгляд проектировщика Захаров Евгений

Склады автозапчастей: взгляд проектировщика Захаров Евгений



Об авторе:Захаров Евгений – руководитель направления по проектированию и поставке складов для автомобильных запчастей. Среди реализованных проектовToyota - Ростов, Toyota - КраснодарMercedes-Мин. Воды, Mercedes-Краснодар, Mercedes - Н. НовгородGM - Краснодар, GM - СтавропольPeugeot - Краснодар, BMW – РостовPorsche - Ставрополь, Hyundai – КраснодарFord – Ставрополь, Лада – Ростов

  
   

 Наверное, уже не нужно объяснять, что грамотно организованная складская система является одним из сильных звеньев в цепочке функционирования автомобильного бизнеса. Конечно, склад не является средством заработка, однако может весьма кстати снизить издержки на хранение, обслуживающий персонал и минимизировать капиталовложения в запасы, позволив им «работать» в обороте. Подходя к задаче планирования склада, необходимо помнить, что и внутри него существуют звенья, внимание к которым позволит нам наиболее оптимально организовать движение товаров на складе. Здесь я упомянул слово «движение» – это один из ключевых моментов в понимании задачи планирования склада. Склад – это не место хранения. Это участок движения. 
      

Не существует четкой классификации складов для автозапчастей, однако можно выделить некоторые группы, которые в дальнейшем позволят более четко подойти к конкретной задаче: 
– склад СТО (официальные дилеры брендов, «серые» представительства);
– склады частных «забегаловок»;
– центральные склады представительств бренда (как правило, по Москве и области);
– склады магазинов автозапчастей  (B2C);
– склады  проводящих сетей автозапчастей  (B2B).

Повторюсь – этот список не претендует на полноту и основан на собственных наблюдениях и опыте. Понимание, к какой из категорий относится склад – это один из самых важных моментов во всей задаче построения склада. В сущности, это первый камень, от которого мы хотим оттолкнуться, и наша задача – правильно его выбрать. В идеале начало проектирования складских площадей под ту или иную задачу (помним классификацию) должно вестись до всякого строительства и рытья котлованов на нашем участке. 


Однако даже это не может нам гарантировать спокойную жизнь до начал а монтажа оборудования. На практике часто возникают вентиляционные каналы толщиной в полметра в  неподходящих местах, двери имеют обыкновение перемещаться по стене в пределах 1–2 метров  или вовсе исчезать, размеры приобретают коэффициент, сводя на нет наш «блестящий план». Согласен с тем, что это – человеческий фактор и организационные вопросы, но необходимо помнить и о них и понимать, что лишние (недостающие) 50 см помноженные на количество дней эксплуатации склада, могут здорово усложнить жизнь. 

Также необходим контроль за подъездными путями и строительством внутренней «культуры трафика» на прилежащих территориях. Это становится особенно актуальным в случае проводящих сетей и центральных складов. 

На практике же часто уже имеются готовые площади и помещения, «выделенные» под склад – и тогда приходится работать и с ними. Вообще нельзя отталкиваться «только от помещения» или «только от планировки оборудования», эти понятия должны идти рука об руку, порой компенсируя недостатки друг друга. Думаю,  что в проектировании склада, пожалуй, нет четкого понятия последовательности действий в разработке проекта, все решает только совместное и постепенное углубление в возникающие вопросы.  

Так, одной из таких проблем является вопрос деления склада на так называемые «зоны хранения» и определения площадей каждой из них.
 

Что же такое «зона хранения», как нам ее выделить и какое количество зон предусмотреть? Если речь идет о региональном или городском дилере бренда, то мы можем примерно представить объем и характер проводимых на станции работ и, соответственно, попытаться выделить следующие группы складской номенклатуры (употребив устоявшиеся сленговые обозначения):  
– кузовщина;
– резина;
– масло;
– мелочевка;
– стекла;
– крупногабарит-нестандарт-неформат;
– среднегабаритные запчасти.


Таким образом, получаем деление на типы запчастей, каждый из которых требует особых условий хранения и определяет необходимое оборудование. Определившись с количеством зон, попробуем поразмышлять вслух о размерах каждой из них. 
      

Здесь можно пойти разными путями. Можно провести статистический анализ номенклатуры с учетом ее объемно-физических характеристик, получив, тем самым, доли, занимаемые той или иной зоной. Можно предложить оттолкнуться от «стандартно-распространенного» деления. Можно более плотно пообщаться с начальником отдела запчастей и старшим кладовщиком. А можно вспомнить, что практически у всех брендов есть объемная книга – Dealers Standards, в которой можно найти закладочку Warehouse. Как я говорил ранее, имеет смысл принять во внимание всю доступную информацию, найдя в ней золотую середину. Итак, вернемся к нашим зонам:


Кузовные детали

Понятно, что это крылья, капоты, двери, багажники, бампера и т.д.  Для их хранения разумно использовать двух ярусные стеллажи вертикального хранения с переставляемыми разделителями. В среднем на одну единицу товара выделяем около 20 см ширины стеллажа. Необходимо также учитывать возможность вложения одинаковых запчастей друг в друга, как, например, пластиковые бампера и крылья.  Ответ по количеству подобного рода запчастей, как я уже говорил ранее, можно получить несколькими способами. Хотя порой следует также учитывать мнение и мысли технического директора и непосредственно руководства. Так, например, если у дилера (как правило, «серого») ориентация на «быстрый ремонт» (замена масла, несложная ходовая и т.д. ), то количество кузовных деталей значительно уменьшается, оставляя иногда некий «страховой запас». Да и нужен ли сам по себе «запас» в случае готовности центрального дилера отгрузить требуемую кузовную деталь в течение 2–3 дней, в случае его географической близости к нашему центру?

 
Резина

Ввиду особенности ее характеристик ей требуются особые условия хранения. Предвижу возражения специалистов шинных центров, хранящих резину штабелем или в лучшем случае «елочкой». А на самом деле, даже при условии вертикального хранения ее необходимо (все из тех же рекомендаций) регулярно проворачивать во избежание нарушения свойств резины в местах соприкосновения с поддерживающей конструкцией. Где брать информацию по количеству, мы уже знаем. Однако и здесь возможны серьезные коррективы. 

Так например, если дилер предлагает или планирует предложить в перспективе такую услугу, как сезонное хранение клиентской резины, то зона резины может значительно увеличиться, порой доходя до трети всей площади склада. Если приводить реальные цифры, то количество может доходить до 500 комплектов для регионального представительства. Оставив расчет прибыльности экономистам, замечу,  что данная услуга является достаточно выгодной для центра.  Сюда можно было бы отнести и диски, однако, как правило, они приходят в удобных коробках, которые можно без осложнений разместить на обычных полках, смежных с блоком резины.


 Масло

Здесь тоже не обойдется без «отягчающих» обстоятельств. В основном из-за практически повсеместного требования его отдельного хранения от основного склада. На практике часто достраивается внутренняя перегородка, якобы показывающая отдельную комнату хранения. С объемными характеристиками здесь более-менее все понятно. Бочки 200 л, бочки 60 л, и мелкая фасовка. Как правило, используются от 2 до 5 бочек на 200 л, иногда несколько на 60 л и фасовка в достаточном количестве. Но, повторюсь, все достаточно индивидуально. 

Так, например, если имеем дело с грузовым сервисом, то эти цифры вырастают на порядок, так как для заполнения маслом КПП, и системы тормозов жидкости требуются десятки литров. Вообще такие вещи рекомендуют хранить на металлических колосниковых решетках, чтобы в случае протечки масляные фракции не оставались на полках а легко удалялись с пола.  Нагрузки на решетку, соответственно, рассчитываются, исходя из веса бочек. Углубляясь в дальнейшие тонкости, можно предположить высоту яруса для 200 л бочек, равную высоте бочки + пространство для функционирования погружного насоса.


Мелочевка

Опять, думаю, понятно, что это из себя представляет – метизы, прокладки, хомутики, идущие как, правило, только в прозрачных пакетиках или вовсе без упаковки. Учесть все количество практически невозможно, оставим это ревизионной комиссии, нам же важно примерное количество номенклатуры данного диапазона. Цифра 2000–3000 наименований является обычной для среднего центра.  Для хранения используются, как правило, контейнеры с внутренними разделителями. Простой прикидкой рассчитывается, что на метр может приходиться до 300–500 позиций номенклатуры.


 Стекла

В принципе, позиция эта сходна с кузовщиной, однако хранение несколько отличается. Так, например, вполне возможны хранение стекла на ребре узкой стороны при условии заводской упаковки (лента по торцу, картон), или горизонтальное хранение  на специальном стеллаже. Таким образом, на площади 2 м2 может хранится около 20 лобовых стекол. С боковыми стеклами тоже не сложно:  ввиду небольших размеров их можно хранить совместно с лобовыми на торце или выделить под них один из кузовных стеллажей. 

 
Крупногабарит-нестандарт-неформат

 Это, например, бампера,  детали трансмиссии, двигатели, обвесы и пороги, столь любимые многими производителями вседорожников, и т.д. Если бампера -  достаточно легкие вещи, которые можно хранить на антресолях обычных стеллажей, а детали ходовой можно положить на полки покрепче, то хромированные обвесы и «кенгурятники», придется аккуратненько обмотать защитными пленками и расположить на полках, смирившись с их «неправильной» формой. 


 Среднегабаритные запчасти

Самая «приятная»  категория, приходящая в коробочках со стороной от 10 до 80 см (предположим).  Обычно объемная доля таких запчастей составляет 60–70% от общего числа. Особых тонкостей здесь нет, однако иногда надо учитывать возможность (или невозможность) их штабелирования и размещения на любой из своих сторон. 
   

Важный момент, о котором часто забывают, – то, что станция является структурой с достаточным количеством подразделений и склад автозапчастей очень часто является хранилищем архива бухгалтерии, хозяйственных принадлежностей и пластиковых елок, выставляемых перед зданием на Новый год. Все это учесть сложно. Однако «предупрежден, значит вооружен». 
   

Все вышеприведенные рассуждения претендуют на справедливость для официальных станций брендов. Для остальных складов нашей классификации соотношения могут и будут в корне отличаться. Так, например, в складах проводящих сетей автозапчастей необходимо более пристальное внимание уделить «бумажному» анализу для выявления соотношения зон хранения. 

Здесь нужно более плотно поработать с отделом маркетинга или логистики, а, возможно, и с руководством, для более точного выявления сложившейся ситуации, включая планы развития. 

Может оказаться, что планируется вывод из ассортимента (или уменьшение по различным причинам) достаточно большого количества номенклатуры или строительство в будущем дополнительного склада. Я сознательно не затрагиваю методы анализа  ассортимента запчастей, так как объем публикации не позволяет сделать этого в полной мере и предполагает вынесение такого материала в отдельную статью. 
    

Таким образом, мы разделили наш складской ассортимент на зоны, узнали их особенности. И теперь можем оценить площади, необходимые для их размещения. Чему и посветим следующий материал.

Автор будет признателен за комментарии и будет рад ответить на вопросы читателей «Правильного Автосервиса» по почте 9_@mail.ru  или по телефону  (863) 292-30-70.

Евгений Захаров

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3737

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

erp «Линзмастер» перенесла свою ERP-систему в дата-центр компании «Крок» «Талосто» управляет бизнесом вместе с SAP ERP консалтинг логистика мотивация оплата склад статьи эффективное управление запасами