Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Место для склада автомобильных запчастей. Захаров Евгений

Место для склада автомобильных запчастей


Об авторе:
Захаров Евгений – руководитель направления по проектированию и поставке складов для автомобильных запчастей. 

Среди реализованных проектов
- Toyota - Ростов, Toyota - Краснодар
- Mercedes-Мин. Воды, Mercedes-Краснодар, Mercedes - Н. Новгород
- GM - Краснодар, GM - Ставрополь
- Peugeot - Краснодар, BMW – Ростов
- Porsche - Ставрополь, Hyundai – Краснодар
- Ford – Ставрополь, Лада – Ростов
- Renault - Ставрополь

            В нашей предыдущей статье, мы говорили о видах номенклатуры автомобильных запчастей, их объемных характеристиках, и правильном подборе тип стеллажей под требуемую задачу. Сегодня, мы попробуем более точно сориентироваться на конкретном  складе, и коснемся некоторых его технических характеристик.

     Начнем с самого трудного – немножко поразмышляем.

       Очевидно, что у любого склада есть «входящий поток» и есть    «исходящий поток». 
       

Входящий поток  может быть представлен воротами (например 3х3 м.) с улицы,  воротами из смежного со складом участка (что не есть правильно,  так как склад должен иметь собственный подъезд с улицы или  грузовым лифтом (в случае нахождения склада не на первом этаже). 
       

С исходящий потоком не все так просто. Здесь мы от слова «может» обязаны перейти  к слову «должен». Так вот этот поток должен иметь выход в ремонтную зону для обеспечения снабжения запчастями и расходными материалами процесса обслуживания автомобилей, и выдачу в клиентскую зону (демозал, шоурум), для прямых продаж (выдачи, если не клиенту, то обслуживающему его менеджеру).
       Напомню, что мы сейчас разбираем ситуацию городского/регионального представительства бренда (подробнее в 1-ой части статьи). Естественно, что в ситуации склада центрального представительства как правило отсутствует  «розница», да и вообще там сильно смещены все акценты склада.
       

Что нам дает этот анализ потоков? То, что так мы можем определить наиболее удачное место для склада на «пятне» станции. Вывод не однозначный, но в большинстве случаев верный.


 «Склад должен граничить с улицей, ремзоной, шоурумом». 

Итак, мы определили один из ключевых моментов нашей задачи – грамотно расположили зону склада на карте станции. Теперь, когда мы отвоевали статус, суверенитет и определили связи нашего государства-склада на геополитической карте станции,  пришло время заняться его «внутренними вопросами».


     Возвращаемся к нашему входящему потоку. Рассматриваем самый простой и желаемый вариант:  есть ворота загрузки со стороны улицы. Перед тем как сделать следующий шаг, нужно более плотно поработать с  начальником отдела запчастей, логистом, техническим директором, или любым другим лицом, которое в состоянии описать  планируемый тип пополнения склада. 

Необходимо знать частоту и объем пополнения склада, скорость внутренней «обработки» прихода. Наверное, не стоит сейчас затрагивать более глубокие составляющие входящего потока, такие как ассортимент и сезонность, делить запчасти по скорости их «сортировки»; возможно мы сделаем это в следующей статье.
   Но первые три величины (объем прихода, частота прихода, скорость обработки прихода)– основные критерии для определения зоны, с которой, собственно, все и начинается – зоны приемки.

Понятно, что любой входящий товар нужно принять; чтобы принять – нужно его как минимум выложить в склад, а по-хорошему, еще иметь возможность его хорошо осмотреть на предмет обнаружения недостатков. Вот здесь нам и требуется объем прихода, который достаточно точно может определить размер нашей зоны приемки (имеется в виду, что машина разгружается и уезжает, а не ждет, пока все уже разложат по полкам). 

Тут перед нами неизбежно встанут следующие вопросы – будет ли возможность сгрузить товар под навес перед складом, на специально оборудованную площадку? 

Будет ли машина заезжать в ворота склада (тогда нужны ее габариты)? 

Можно ли частично использовать смежную зону (например, ремзону) для предварительной выгрузки запчастей, и пр.. 
      

Следующие величины – частота прихода и скорость обработки, достаточно плотно связаны между собой, т.к. понятно, что приниматься (а как следствие уходить из зоны приемки) товар одной машины должен до приезда следующей. Соответственно, мы должны иметь необходимое количество персонала, для обеспечения этого процесса. 

Опять-таки, не будем сейчас говорить о координации персонала, объемах работ, должностных инструкциях. 
      Думаю, что мы немного разобрались в том, как нам предварительно определить площадь приемки  склада. Слово «предварительно», я употребил не случайно, т.к. «окончательно», мы сможем это сделать только после того, как сведем воедино все «предварительности» всех  наших зон. 

Ситуация с «входящим» лифтом рассматривается по аналогии, не будем на ней останавливаться, замечу только, что в случае небольшого лифта, служащего дополнением к основному входящему потоку, разумно сделать нулевой уровень лифта на высоте около 90 см,  и сразу же  «подхватить» эту высоту сортировочным столиком.  Тогда из лифта запчасти будут прокатываться сразу на сортировочную столешницу.
    

Исходящие потоки, как правило, представлены выдачей в ремзону и шоурум. Как правило, выдача в ремзону реализуется через окно выдачи (реже – стойка выдачи), расположенное исходя из соображений удобства, при работе стоя. К выдаче в шоурум можно отнестись не так серьезно, просто нужно иметь в виду, что, как правило, это будут мелкие вещи – сувенирка, освежители, коврики. Диски тоже покупают в шоуруме, однако, их, как правило, здесь же и устанавливают (в ремзоне). 
    

Итак, мы имеем размеры зон приемки и  выдачи. Вопрос, который нужно решить на этом же этапе – это необходимость (или ее отсутствие) размещения рабочего места кладовщика непосредственно на складе. Наличие места влечет за собой стол, стул, компьютер и прочие удобства, площадь которых мы также должны учитывать. Замечу, что место кладовщика имеет тенденцию тяготения к окну выдачи. 

Забегая немножко вперед, скажу, что в связи со спецификой работы СТО,  имеет смысл в непосредственной близости к окну выдачи расположить стеллаж (два, три) предварительной выдачи, на который утром (в первой половине дня) комплектовщик ,получив наряд, собирает запчасти и расходники для технического обслуживания автомобилей, становящихся на ремонт во второй половине дня (а также с вечера на утро).  

В виду наличия нескольких, а возможно даже и многих заявок, удобно использовать разделение между отобранными деталями, например полка = заказ, или ячейка = заказ. Можно также использовать пластиковые контейнеры средней величины. Думаю, не нужно объяснять, что если нужно заменить стекло, оно не выкладывается на этот стеллаж, а приносится по требованию, непосредственно перед операцией по его замене. 
     

Вообще, начав размышления о планировке, размещении и расположении, мы до сих пор не определили критерии, по которым  должны сделать наш склад. 

Попробуем их определить:
- максимально удобное (плотное, безопасное, дифференцируемое) расположение запчастей
- минимизация времени отбора запчастей с мест хранения
- минимизация времени приемки и пополнения склада
           

Решая одновременно эти три задачи, нам приходится сталкиваться с тем, что хорошее решение одной задачи (например, плотности  укладки запчастей) идет в разрез с требованием быстрого отбора с мест хранения (увеличивается время на поиск и т.д.). Именно поэтому еще раз приведу здесь понятие «предварительного» решения, которое станет «окончательным» после финального анализа всего проекта в целом. 
        

Из прошлой статьи мы уже знаем, какие стеллажи,  будем использовать для того или иного вида запчастей. Не открою секрета, если скажу, что стеллажи  будем располагать рядами. Вариантов у нас всего два: вдоль любой, условно взятой стены или поперек. В выборе нам помогут следующие соображения. Как правило, мы имеем в распоряжении прямоугольное помещение. Если одна из сторон нашего прямоугольника на порядок больше другой, то логично располагать все ряды – вдоль длинной стены.  

Действует правило:  чем длиннее у нас ряды (непрерывней), тем эффективней мы используем площадь. Однако, здесь тоже не должно быть крайностей, слишком длинных рядов быть не должно. Ибо, если кладовщик ошибся проходом, его путь к выходу будет долгим и ненужным. 

К тому же  надо обеспечить приемлемый трафик внутри склада, в длинных проходах не разминуться встречным тележкам. 

К тому же, при введении адресной системы  все-таки легче, когда мы ищем ряд, а не стеллаж в ряду (т.е. много коротких рядов – чуть предпочтительней с этой точки зрения).  


       Следующим моментом, является понятие центрального прохода, на нашем складе, необходимого для того, чтобы обеспечить комфортное передвижение больших потоков встречных товаров. Как правило, центральный проход начинается от зоны приемки и тянется до противоположного конца склада. 

Следует рассмотреть возможность перемещения по нему погрузочной техники (погрузчика, ручного штабелера), соответственно скорректировав его ширину. Нетрудно догадаться, что чем больше остальных рядов (проходов) граничат с центральным, тем удобнее будет нам проводить операции с пополнением/отбором склада. 

Как вариант, его можно использовать как дополнительную площадь приемки, т.е. правильней было бы не определять четкой границы между зоной приемки и центральным проходом. Нередко центральный проход опоясывает наш склад по периметру, что также является очень неплохим решением.  
      

Перед тем, как двигаться дальше, немножко подытожим то, что мы  уже сделали на данный момент:
- разбили весь объем запчастей на типы (статья 1)
- в процентном соотношении знаем количество и объем для каждого типа  запчастей (статья 1)
- для каждого типа запчастей определили подходящий стеллаж и условия хранения (статья 1) 
- выделили зоны под приемку, выдачу
- приняли решение относительно направления рядов с запчастями
- определили центральный проход на складе
    

Теперь  необходимо определить количество стеллажей, которые будет занимать каждая из наших групп (а всего в прошлой статье мы их насчитали 5-6). В прочем, предлагаю пока мыслить не стеллажами, а погонными  метрами наших рядов. Это общий подход, и так нам будет проще в дальнейшем. 

Из первой статьи, мы научились делить весь ассортимент (5-6 групп) на доли (от 100% по объему на метр хранения). Дальше  все просто: делим  суммарный метраж  рядов в соответствующей пропорции и получаем количество метров под ту или иную группу. Дальше округляем эти метры до количества стеллажей, не переставая разумно смотреть на вещи, и возможно, выполняем минимальные корректировки по месту. 

В итоге определяем, сколько стеллажей, под какой тип запчастей мы планируем использовать. Это только общий подход. Есть достаточное количество оговорок и тонкостей, но о них имеет смысл говорить, когда речь пойдет о  конкретном проекте.
     

Дальше попробуем понять, где нам лучше разместить ту или иную группу запчастей на складе (напоминаю: ряды есть, количество стеллажей есть, но пока не определено место для каждого из типов в рамках склада). Здесь нам нужно вспомнить об одном из требований к складу, в частности- о «минимизации времени отбора запчастей с мест хранения». Пока оперируем только «географической» составляющей задания, определяем место.  

Думаю,  понятно, что самые ходовые позиции (востребованные в ремонте), нужно располагать как можно ближе к выдаче, чтобы не заставлять комплектовщика тратить время на перемещения по складу. Успев спроектировать несколько инфраструктур супермаркетов, хочу обратить внимание на следующую деталь. Вспомните любой супермаркет, в котором вы были, и попытайтесь ответить на вопрос: где находятся самые востребованные товары первой необходимости (хлеб, мясо, молоко). 

Ответ, возможно, покажется нелогичным – в дальнем от входа углу. Однако, если подумаем о задачах супермаркета, все становится на свои места. Помним, сколько дохода дают супермаркеты, делаем «супермаркет наоборот» и имеем почти такую же экономию (доля шутки здесь невелика). 
       

Думаю, не будет ошибкой предположить, что у мелочевки (подробней в статье 1), имеющей огромную плотность на квадратный метр есть все шансы оказаться в максимальной близости к окну выдачи. Схожим образом анализируем оставшиеся группы, и приходим практически  к окончательной модели нашего склада. Вообще, какой бы сложной и всеобъемлющей ни была та система, по которой мы действуем (а я все-таки привожу некий алгоритм), всегда нужно трезво смотреть на полученные результаты и учитывать те особенности, которые не могут быть учтены, за счет общего подхода. 

Так, например, думаю, не стоит располагать стекла на границе центрального прохода; масло, например, имеет смысл расположить вдоль смежной с ремзоной стенкой. На случай централизованной маслораздачи это достаточно удобно. И т.д.  


   Итак, мы определили место склада в общем процессе работы станции, научились грамотно хранить различные типы запчастей, и вполне можем  нарисовать  план расположения запчастей на складе, который обеспечит нам его правильную работу. 

В следующем материале, мы, наверное, более плотно подойдем к вопросу выбора складского оборудования, и рассмотрим тонкости оборудования многоэтажных складов.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58733/

https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1589

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)



Рекламный блок

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом