Когда запас запчастей не тянет.. Заказ запасных частей — необходимая обязанность службы снабжения сервиса. Из чего можно исходить, формируя заказ? Мнений много. Как, кстати, и методов. Глубина заморозки Конечно, мы будем говорить о сервисе, вполне осознанно поддерживающем собственный склад запасных частей. Большинство развивающихся компаний уже достигли этапа осознания целесообразности и необходимости наличия складского запаса. Конечно, существует великолепная школа работы в условиях минимального запаса. Обычно в качестве примера предлагают опыт японских сборочных конвейеров, где запас может ограничиваться 15 минутами. Это экономит не только площади. В первую очередь — финансовые ресурсы, которые не приходится «замораживать», вкладывая в комплектующие, не нужные сегодня. А так же ресурсы, необходимые на построение системы учета склада, его загрузки, маршрутизации, учета и т.д. Однако конвейер и сервис — совершенно не одно и то же. Главной характеристикой производства, работающего в соответствии с популярными схемами организации снабжения типа «канбан» или MRP2, служит определенность в номенклатуре и объемах комплектующих. Она является практически исчерпывающей в краткосрочной и очень значительной в среднесрочной перспективе. Такими данными сервис не располагает и не может располагать. Даже монобрендовый центр не может предсказать модель, модификацию, год выпуска и отличительные особенности автомобилей клиентов, «ожидаемых» в период заказа запчастей. Он знает только марку — и то, знаете ли, возможны варианты. Вряд ли в простейшей замене масла независимый сервис, работающий с Audi, откажет владельцу VW. Итак, предсказать характеристики потока автомобилей невозможно, как и ожидаемые дефекты. Поэтому, с точки зрения снабжения запасными частями, сервис совсем не производство. Он требует своих, особых, подходов. Неточность прогнозов и высокая неопределенность преодолеваются только одним способом — организацией собственного склада. Так что «морозить» деньги необходимо. Задача состоит как раз в том, как правильно рассчитать объем средств, расходуемых на склад. Помочь могут и должны поставщики. Как правило, организуя склад, сервис определяется с одним — главным — поставщиком запасных частей, способным обеспечить потребность по объемам, срокам, качеству, технической поддержке. Очень часто именно поставщик на основе накопленного опыта помогает сформировать стартовый заказ и грамотно его поддерживать. Обычно основой для текущего планирования склада служат собственная статистика и данные по ежедневному расходу и статистика поставщика. Последняя особенно удобна при учете сезонности и других регулярных возмущений спроса. Так или иначе, всегда на двух чашах весов колеблются удовлетворенность спроса и оборачиваемость склада, то есть, в конечном счете, сумма «замороженных» средств. Методы В своем обзоре методов планирования запасов постоянный консультант журнала, компания «КонсАвто», упоминает три базовых: «исторический» — на основе опыта и статистики; «статистический» — близкий к первому — непосредственно по ситуации предыдущего периода; «А-В-С анализ», популярный инструмент системы MRP2. «Исторический» и «статистический» методы идентичны по сути. Они рассматривают будущую ситуацию на основе прошлого. Притом более сложный и дорогой учет сезонности может сыграть злую шутку. Вот хотя бы наша весна. Ждали ее месяц назад, статистика прежних лет требует начать наращивать объем заказов в ожидании первых «под- снежников» с февраля. То есть напрасно «морозить» деньги лишний месяц, потому что холода затянулись на 3—4 лишних недели. Учет по вчерашнему дню немногим лучше: он не дает возможности определить, где начинается реальный подъем спроса, а где — случайный всплеск. Прелести «А-В-С анализа» уже в общих чертах понятны. Это сугубо производственный метод, прекрасно работающий при высокой стабильности заказа по объему и номенклатуре. Комплектующие объединяются в группы по ряду значимых признаков: цене годовой потребности; цене за штуку; скорости потребления (то есть прогнозируемому сроку хранения); гарантийному сроку, риску утраты, порчи или воровства и т.д. В итоге выявляются 20% ассортимента, грамотное управление которыми позволяет в действительности контролировать всю ситуацию со снабжением на 80%. Однако, повторимся, метод работает при высокой стабильности ассортимента и объема в целом. Границы точности Каждая запчасть имеет свой жизненный цикл. По сути он ничем не отличается от жизненного цикла любого другого товара. Цикл состоит из трех базовых зон: выхода на рынок и последующего развития спроса; зрелости, характеризующейся стабильным уровнем спроса; затухания, или выхода с массового рынка. Все перечисленные нами методы с разной, но вполне достаточной, степенью точности определяют объем заказа в зоне зрелости. Однако на подъеме и спаде они не дают главного: возможности оценить динамику процесса. В период развития спроса это грозит нам хроническим дефицитом данной позиции на складе. А в зоне спада и того хуже — создает мертвый запас «глубокой заморозки». Конечно, запчасти можно вернуть поставщику. Но сколько их оставить — и сколько сдать? Ответ будет определяться «отпотолочным» методом, точность которого прямо зависит от опыта и чутья ваших снабженцев. Наличие Прежде чем предлагать более сложные методы, давайте еще раз вернемся к вопросу стоимости склада. Затраты на его создание и поддержание определяются готовностью владельцев бизнеса «заморозить» определенную сумму. На первом этапе ассортимент склада вполне понятен: это технические жидкости, масла, расходные материалы. То есть те позиции, работа с которыми предполагает высокую оперативность. Едва ли клиент готов ждать поступления масляного фильтра на независимую станцию. Замена масла — операция «на одну чашку кофе», и никак иначе. На втором этапе к самому необходимому добавятся запчасти регулярного потребления — свечи, например. Дальше — сложнее. Выбор все более будет зависеть от специализации и проходимости станции. Однако, определяясь с необходимой суммой, как обосновать потребности? Владелец бизнеса едва ли оценит аргументы типа: «Я чувствую кожей» или «Больше — всегда лучше». Способы есть. Один из самых простых и удобных нам продемонстрировали специалисты той же компании «КонсАвто». Это расчет на основе статистических кривых по удовлетворенности спроса и оборачиваемости склада. Принимая за постоянную величину один из показателей, можно получить достаточно точное значение второго и определить соответствующую ситуации стоимость склада. Или наоборот, по стоимости склада выбрать оптимальное соотношение параметров. Учет тенденций Первый шаг от сиюминутного значения по требности к грамотному прогнозированию — это уход от базы расчета в виде ежедневного потребления. Ежедневный расчет характерен при нестабильном, несистемном подходе к формированию заказа на запасные части. Плановый принцип предполагает регулярность планового заказа, то есть наличие постоянного по продолжительности планового периода между заказами. Этот период может составлять неделю, две, месяц — он и принимается за базу расчета скорости расхода запасных частей. Скорость — показатель по своему определению не статический, а динамический. Он гораздо полнее учитывает тенденцию развития спроса, чем ежедневный расход. Однако, оперируя только этим значением, точность можно повысить, но незначительно. Серьезный инструмент работы с запасами — в первую очередь, системность подхода. Схема состоит из четырех базовых шагов: определения скорости расхода в текущем и предыдущем периодах, поиска планового коэффициента удовлетворенности спроса, подсчета складского остатка, определения потребности — то есть заказа на следующий плановый период. Мы сознательно не приводим полную методику, ограничиваясь лишь принципами. Если детали интересны, их всегда можно запросить в редакции или у наших консультантов. Принципы, повторимся, — это системность, плановость, отслеживание тенденций и, подчеркнем отдельно, — учет лучших возможностей человеческого фактора. Опыт вашего снабженца — это едва ли не важнейший фактор успеха. Любая формула, а тем более использование комплекса методов, дают «вилку» потребностей. Окончательное решение — дело творческое и очень индивидуальное. Его надо доверить специалисту, грамотным планированием и предварительной оптимизацией многих вопросов сняв с него ряд проблем с организацией склада. Оптимизировать можно Склад и логистика запасов дают немало возможностей для оптимизации. Мы приведем лишь некоторые базовые. Страховой запас. Подход к его формированию должен быть очень гибким и базироваться на объеме и регулярности спроса на данную позицию. Если запчасть не входит в число ежедневно необходимых, то есть коэффициент ежедневного расхода ниже 0,5, над объемом и наличием по позиции страхового резерва стоит задуматься. Карта склада. При организации или оптимизации склада необходимо построить его план, где указаны все ячейки хранения с их уникальными адресами. Размещение конкретной номенклатуры должно жестко привязываться к конкретному адресу. И если наличие в одном адресе нескольких позиций — скажем, свечи разных производителей плюс катушки зажигания — допустимо, то наличие нескольких адресов для одной и той же позиции товара строго запрещено. Ячейка не имеет определенного размера. При хранении шин или стекол адресом могут быть полка или целый стеллаж; при хранении метизов — один небольшой отсек на полке. Размещая в карте склада запчасти, следует помнить об их физических свойствах: оптику стоит разместить внизу, желательно с дополнительными мерами предосторожности. Это дорогая и очень хрупкая позиция. Маршрут. При распределении адресации желательно учесть маршрут обхода склада работниками. Один центральный проход хуже двух боковых, а идеальным вариантом был и остается свободный кольцевой «рейс» через помещение со стеллажами. Подача заявки. Работа складского комплекса будет максимально эффективна, если заявка на запчасти из зоны приемки будет поступать в полном и законченном виде после предварительной дефектовки, а не по первому запросу клиента. Тогда на один ремонт будет приходиться один подбор запчастей и расходников. Слесарю на складе не место! Наконец, действительно огромной может быть выгода от изменения направления работы в цепочке прохождения заказа. Если заявка поступает полная и правильная, подбирать и даже доставлять запчасти в ремонтную зону должен специалист склада. Механики, маляры, слесари, жестянщики — все они должны работать в ремонтной зоне, не расходуя время на регулярное посещение склада. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58734/ https://ekspertov.ru/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3926 рейтинг: (Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию