Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Договор транспортной экспедиции: подводные камни при заключении В. Верещагин

Договор транспортной экспедиции: подводные камни при заключении  

В.Верещагин, юрист   

 

Форма и порядок заключения договора – это то, что контрагенты должны обсудить изначально. Допустят ошибку на этом этапе, и в результате может появиться риск признания договора незаключенным. Как не ошибиться в выборе формы и порядка заключения договора транспортной экспедиции? Какие документы, кроме договора, оформить?

Какую форму выбрать?

Статьей 803 ГК РФ предусмотрено, что договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме. Означает ли это, что всегда необходимо составлять письменный договор? Некоторые суды считают, что нет.

Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 11.05.2006 № Ф04-2630/2006(22376-А27-12) заявил, что несоблюдение письменной формы транспортной экспедиции согласно ст. 162 ГК РФ не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства о заключении договора. 
В конкретном споре суд признал наличие фактических отношений транспортной экспедиции, свидетельствующих о заключении соответствующего до­гово­ра: перевозочные документы были оформлены экспедитором от имени грузоотправителя.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.09.2008 № 07АП-5259/08 по делу № А45-5643/2008-62/69 признал, что в отсутствие письменного договора фактически сложившиеся отношения в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания подтверждаются совокупностью письменных доказательств по делу, в частности товарными и грузовыми накладными, актами оказания услуг и счетами.

Проигнорировать письменную форму можно, но нежелательно.

Во-первых, отсутствие письменного договора транспортной экспедиции противоречит его консенсуальной природе.

 

СПРАВОЧНО

Договоры по моменту заключения делятся на два вида: реальные признаются совершенными с момента передачи вещи, а консенсуальные – с момента подписания контракта.

 

И если среди теоретиков еще идут споры по поводу консенсуальности или реальности рассматриваемого договора, то суды в основном признают транспортную экспедицию консенсуальным договором [1]. Из консенсуальной природы договора следует, что если письменная форма договора отсутствует, то клиент не имеет возможности применить, например, меры ответственности к экспедитору, отказавшемуся от исполнения договора еще до передачи ему груза [2].

Во-вторых, далеко не всегда даже при наличии какого-либо экспедиторского документа фактически сложившиеся отношения (без письменного договора) признаются отношениями в рамках транспортной экспедиции 
(табл. 1).

Таблица 1

Отказные решения судов

Решение

ФАС

Суд посчитал, что между сторонами не заключен договор транспортной экспедиции и представленная транспортно-экспедиционная накладная не может служить доказательством заключения договора, так как не содержит существенных условий договора

Московского округа 
в постановлении от 15.06.2006 № КГ-А40/5077-06

Истец, обращаясь с исковыми требованиями, не представил суду заключенный в письменной форме договор транспортной экспедиции. Приложенный же к исковому заявлению договор-заявка на перевозку не может быть признан надлежащим доказательством заключения между сторонами договора транспортной экспедиции, так как не отвечает требованиям п. 1 ст. 802 ГК РФ, части 8 ст. 75 АПК РФ и имеет неоговоренные дописки

Северо-Западного округа 
от 13.03.2008 по делу 
№ А56-2299/2007

 

Суд признал, что условия экспедирования спорного груза не являются согласованными, спорный груз нельзя признать принятым экспедитором, поскольку заявка-договор не содержит существенных условий, предусмотренных ст. 801 ГК РФ, и товарно-транспортная накладная, представленная истцом, не подписана ответчиком

Уральского округа 
от 10.01.2008 № Ф09-11013/07-С5

 

 

Какой-либо четкой тенденции в судебной практике по признанию фактически сложившихся отношений транспортной экспедицией выявить нельзя, поскольку имеются противоположные судебные решения. В таких условиях наличие письменного договора транспортной экспедиции не роскошь, а насущная необходимость.

 

Как заключить договор?

Специального требования к порядку заключения договора транспортной экспедиции законодательством не предусмотрено. Следовательно, можно применить общее правило п. 2 ст. 434 ГК РФ, согласно которому договор в письменной форме, помимо составления одного документа, подписанного сторонами, может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Однако при подписании договора путем обмена факсимильными копиями могут возникнуть проблемы, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Договоры признаны незаключенными

Решение

ФАС

Суд признал договор транспортной экспедиции, подписанный путем обмена факсами (при отсутствии соглашения об этом в договоре), незаключенным, поскольку такой договор согласно ст. 802 ГК РФ должен быть заключен в письменной форме

Западно-Сибирского округа от 12.08.2008 № Ф04-3087/2008(5230-А46-39)

Суд отверг довод истца о заключении договора транспортной экспедиции в письменной форме путем направления клиентом по факсу ответчику-экспедитору оферты, а именно заявки, и получения ее обратно по факсу подписанной и скрепленной штампом ответчика, поскольку из заявки не следует направление ее с целью заключения договора транспортной экспедиции и в заявке отсутствуют существенные условия договора транспортной экспедиции

Московского округа 
от 17.09.2007 
№ КГ-А40/9370-07

 

 

Таким образом, сама по себе факсимильная копия не является документом, имеющим юридическую силу. Но согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается при наличии соглашения сторон.

В результате, если записать в тексте контракта, что он заключается путем обмена факсимильными копиями договора, которые имеют юридическую силу до получения оригиналов, можно использовать и такой способ. Не забудьте при этом указать на представление оригинала (например, по почте). Кроме того, в заявке, направляемой по факсу (или иным сходным образом), должно быть четко указано, что она направлена с целью заключения договора транспортной экспедиции и перечислены все существенные условия договора транспортной экспедиции.

Использовать для заключения договора электронную переписку не получится. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановление от 01.12.2008 
№ 09АП-14930/2008-ГК по делу № А40-34624/08-24-363 не принял доводы о том, что условия договора транспортной экспедиции были согласованы сторонами путем обмена электронными письмами, поскольку такая переписка не может рассматриваться как заявка по смыслу действующего законодательства.

Как уже отмечалось, п. 2 ст. 434 ГК РФ допускает только такую форму обмена документами, которая позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Адрес электронной почты нигде не регистрируется, поэтому не может служить целям идентификации отправителя.

Признаком, по которому суды устанавливают отправителя факсимильных документов, является строка в верхней части принятого документа, позволяющая идентифицировать наименование передающей стороны, дату и время передачи, номер телефона (факса) и номер страниц[3].

 

Какие еще документы требуются кроме договора?

Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Правила ТЭД) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Если какие-либо условия не оговорены в контракте, дополнительных соглашений оформлять не нужно, достаточно информации в экспедиторских документах.

Перечень документов определен в п. 5 данного постановления, а их формы утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов». Какие это документы, см. в табл. 3.

Таблица 3

Дополнительные документы к договору

Документ

Назначение

Поручение экспедитору

Определяет перечень и условия оказания транспортно-экспедиционных услуг

Экспедиторская расписка

Подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента

Складская расписка

Подтверждает факт принятия экспедитором груза на складское хранение

 

При этом если отсутствие самого договора может и не иметь негативных последствий, то оформление экспедиторских документов является обязательным, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» они подтверждают заключение именно договора транспортной экспедиции, а не договора поставки, к которому применяются иные правила.

Аналогичного мнения придерживаются и суды. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.09.2007 № Ф04-6401/2007(38245-А46-12)[4] указал, что заключение договора транспортной экспедиции должно подтверждаться соответствующими экспедиторскими документами (поручением экспедитору, экспедиторской распиской, складской распиской и т.д.).

При несоблюдении указанных условий заключенный договор не признается договором транспортной экспедиции. А это будет иметь самые негативные последствия для налогообложения: оказанные услуги не будут считаться экспедиторскими и в применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость будет отказано.

Вольность в оформлении экспедиторских документов суды временно, до утверждения их форм приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23, допускали. Например, ФАС Московского округа в постановлении от 02.10.2008 № КА-А40/7989-08 по делу № А40-1292/08-107-5 признал незаконным требование налогового органа представить экспедиторские документы, поскольку договор транспортной экспедиции заключался до принятия указанного приказа Минтранса России и признал достаточным представление экспедитором заказа на перевозку.

Кроме того, в редких случаях, основываясь на п. 6 Правил ТЭД, в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, стороны договора транспортной экспедиции могут определить возможность использования иных экспедиторских документов. Это в основном касается только международных перевозок. К примеру, ФАС Московского округа в постановлении от 29.10.2008 № КА-А40/9235-08 пришел к выводу, что в спорном случае оказание транспортно-экспедиционных услуг осуществлялось на основании заявок и подтверждается актами о выполнении услуг и CMR.

Доказывание в суде своей правоты – это время, нервы и деньги. Чтобы избежать лишних проблем – оформляйте экспедиторские документы даже в том случае, если подписанный вами договор содержит все условия, необходимые для его выполнения.

____________________________

[1] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2000 по делу № Ф04/1421-282/А70-2000.

[2] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2003 № Ф04/844-134/А46-2003.

[3] Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2002 № КГ-А40/6516–02.

[4] Аналогичные решения – постановления ФАС Уральского округа от 02.10.2008 № Ф09-7078/08-С5, Московского округа от 18.12.2006 № КГ-А40/12143-06.

 
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58964/

https://ekspertov.ru/



дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4056

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов уходят с сети Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS