Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Рентабельность автомобильных грузоперевозок падает

Рентабельность автомобильных грузоперевозок падает

ЕЛЕНА ГОРШКОВА  08.07.2013 

Автомобильный грузоперевозки в России переживают не лучшие времена. Согласно данным Росстата, доля убыточных предприятий в данной сфере превысила 60%.  По мнению аналитиков, такая низкая рентабельность обусловлена целым рядом факторов, в числе которых высокие накладные расходы, кадровый дефицит, а также банкротство контрагентов. Создание единого таможенного союза с ближайшими государствами также не пошло на пользу российским транспортникам. В то же время некоторые эксперты отмечают, что не все так плохо, просто предприятия сами занижают показатели прибыли с целью ухода от налогов.

В частности, президент Уральской логистической ассоциации  Сергей Шавзис считает, что такая низкая рентабельность в сфере автоперевозок обусловлена общей ситуацией на рынке.

«На рынке действуют достаточно низкие тарифы на перевозки, система налогообложения также не дает предприятиям эффективно вести хозяйство. В основном транспортники находятся на упрощенном или вмененном налогообложении, что не позволяет им для обновления своего подвижного состава использовать такие инструменты, как лизинг. В связи с этим парк изнашивается, а старый парк очень тяжело сопровождать, потому как он требует постоянного ремонта. Кроме того, старые предприятия имеют в наследии содержание больших основных фондов, которые зачастую не соответствую реальным потребностям предприятий. При всем при этом зарплата у водителей остается достаточно высокой, поскольку существует кадровый голод на водителей категории «Е», — поясняет эксперт.

Сергей Шавзис уверен, что ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок в Свердловской области обостряется тем, что регион расположен в самом центре России, поэтому практически все экспортные и импортные грузы перехватываются предприятиями из ближнего зарубежья.

«В связи с созданием таможенного союза груз, для примера, завозится на территорию Белоруссии, а дальше транспортируется белорусскими перевозчиками. Такая же ситуация и с Казахстаном. В результате российские перевозчики потеряли достаточно большую долю рынка», — рассказывает Сергей Шавзис.

О снижении уровня прибыли заявляют и сами участники рынка. Тяжелее всего приходится небольшим предприятиям. Представители транспортной компании «ТрансЭкспресс», занимающейся грузовыми перевозками на территории Уральского региона, отмечают, что рентабельность рынка автотранспортных перевозок постепенно снижается в связи с уменьшением числа клиентов.

«С начала 2013 года оборот нашей компании упал на 20%, это связано с тем, что очень много предприятий закрываются и уходят с рынка. Прибыль также снизилась до 5-7% от оборота. И это при том, что наши тарифы выше, чем среднерыночные. Предприятия с более низкими тарифами работают за счет большого числа направлений. Если у них количество направлений в среднем 20, то у нас 5-6», — поясняют в компании «ТрансЭкспресс».

Оптимистичных прогнозов не дают и крупные игроки рынка грузоперевозок. Однако, по их мнению, данные Росстата о доле убыточных предприятий являются завышенными. В частности, руководство транспортной компании «Кит» озвучивает другие данные: на сегодняшний день с отрицательной рентабельностью работают порядка 30% участников рынка.

«Кризис последних лет в значительной степени повлиял на бизнес в целом. Несмотря на то, что его пик пришелся на 2008 год, в настоящее время снижение бизнес-активности продолжается. На сегодняшний день многие транспортные компании вместо диверсификации услуг идут по пути демпинга, видя в этом свое спасение. Кроме того, удорожание топлива не сулит ничего хорошего для игроков рынка автотранспортных перевозок», — поясняет специалист по связям с общественностью компании «Кит»  Ольга Печеркина.

В то же время существует и иная точка зрения. В частности, заместитель гендиректора по стратегическому развитию перевозчика ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг считает, что не все так плохо на рынке автомобильных перевозок. По его мнению, данные Росстата содержат весьма большую погрешность, так как далеко не все предприятия, осуществляющие грузовые перевозки, проходят в Росстате как транспортные компании.

«По данным Росстата, в Свердловской области работают порядка 50 автотранспортных компаний, а на деле их количество достигает 1 тыс. предприятий, — отмечает эксперт. — Поэтому нет веры в то, что 60% компаний убыточны. Дело в том, что транспортники всегда следуют за экономикой, и если повышается топливо и растет инфляция, то расходы перекладываются на клиентов за счет повышения тарифов. Согласитесь, что если у компании операционная деятельность убыточная, то она не сможет существовать на рынке».

Александр Трахтенберг также добавил, что в среднем автопарк российских перевозчиков насчитывает 5-7 машин, таким образом они попадают в категорию малого бизнеса, тем самым получают целый ряд инструментов для того, чтобы не показывать свою прибыль с целью ухода от налогов. Работать с отрицательной рентабельностью долго не получится. Поэтому эксперт ожидает, что вскоре число игроков на рынке автотранспортных грузовых перевозок может сократиться на 45%.

дата: 10.08.2013 13:43:00    просмотров: 6906

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 2)



Рекламный блок

Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом