Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Почему бизнес относится к логистике как к падчерице?

Почему бизнес относится к логистике как к падчерице?

28 Августа 2013

Согласно исследованию «Логистика в Беларуси», проведенному Консалтинговой группой "Здесь и Сейчас", значительная часть белорусских компаний до сих пор не имеет логистических подразделений и более того - вообще не считает свои затраты на логистику.

Какие еще тенденции выявило исследование? Что препятствует полноценному развитию логистики в Беларуси, почему она до сих пор остается на правах бедной родственницы и какими последствиями это чревато для компаний?

В опросе «Здесь и Сейчас» приняли участие более 100 предприятий Беларуси. Наиболее значительная часть компаний-респондентов (33%)занимаются промышленным производством, 27% - оптовыми поставками импортных товаров, 22% -розничной торговлей и общепитом.

Пожалуй, наиболее красноречивым результатом опроса можно считать то, что 43% опрошенных компаний до сих пор не имеют логистических подразделений. «Ежедневник обратился за комментарием к консультанту направления «Логистика» Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Ирине Лысенковой.

- Как вы оцениваете тот факт, что компании, в которых отсутствуют логистические отделы (более 40%), вообще не считают затраты на логистику (31% ) и затрудняются ответить, увеличились они или сократились за последний год?

- Данные цифры заставляют задуматься, поскольку в это число вошли не только предприятия малого бизнеса, но и достаточно крупные производственные предприятия. Я бы сказала, что это комплексная проблема. Речь идет, во-первых, об отсутствии понимания у руководителей предприятий самой сути логистики. И, во-вторых, об отсутствии грамотных специалистов в области логистики.

Безусловно, в компании должен быть отдел логистики, причем уровень компетенций руководителя отдела логистики должен быть достаточно высоким, сопоставимым с должностью коммерческого директора. Прошли те времена, когда логистику отождествляли только со складом и транспортным отделом. Понятие "логистика" более широкое и охватывает все процессы деятельности компании, которые связаны с товарным потоком. Логистика – это все от момента закупки до момента передачи товара конечному покупателя. Сегодня специалисты применяют для определения логистики обобщающий термин «Supply Chain Management» - управление цепочкой поставок. И этот термин в полной мере отражает сущность логистики.

К чему приводит отсутствие специалистов? В первую очередь - к невозможности структурировать логистические процессы и, в конечном счете - к увеличению затрат.

- А какова динамика у тех компаний, которые отслеживают расходы на логистику?

- Только 4% опрошенных отмечают сокращение расходов на логистику при сохранении товарооборота. А ведь в конечной стоимости продукта затраты на нее составляют более 70%! Естественно, основная задача логиста - это сокращение затрат в процессе продвижения товарного потока. Но, не владея информацией о текущих затратах на логистику в компании, невозможно что-то оптимизировать. Неверный расчет, некорректные цифры – и принятое решение может обернуться для компании большими потерями, как финансовыми, так и временными. А это уже потеря конкурентоспособности…

- Какой экономический эффект может дать оптимизация расходов на логистику?

- По статистике, сокращение логистических издержек на 1% дает такой же экономический эффект, как увеличение объема продаж на 15-25%. Опыт многих мировых компаний показывает, что эффективнее увеличивать прибыль именно за счет сокращения затрат. Кроме того, развитие логистического сервиса компании требует меньше средств, а на выходе дает больший эффект, чем освоение производства нового продукта. 

- Что мешает компаниям использовать такой очевидный источник наращивания прибыли? 

- Здесь мы сталкиваемся с основным вопросом: кто должен отвечать за логистические затраты? Ответ прост: только логист, потому что только он знает логистические процессы и может распределить затраты по месту их возникновения. Финансисты и бухгалтеры логистических процессов не знают и при традиционном способе учета разносят затраты не по месту их возникновения, а по определенным статьям учета. Эти статьи вроде бы никак не связаны с логистическими процессами, в результате чего оценить уровень этих затрат становится невозможным. Более того, многие затраты, закрепленные в учете за теми или иными подразделениями, на деле не имеют к ним никакого отношения.

- Но судя по результатам опроса, 36% компаний решают задачи по оптимизации затрат на логистику, причем в следующем году это планируют сделать уже 63% респондентов…

- Это можно было бы назвать обнадеживающим фактом… Хорошо, если директор или собственник прочел умную книжку или услышал чье-то мнение по этому поводу и понял, что сокращение издержек приведет к увеличению прибыли, решил ввести это нововведение в своей компании. Но у меня возникает вопрос: а если до сегодняшнего дня вы не считали, во что вам обходится доставка продукции до клиента или хранение каждого наименования товара на складе, то, что вы собираетесь сокращать? И кто это должен делать: финансовый директор?

- То есть вопрос упирается в нехватку квалифицированных кадров в логистике…

- Да, и это подтверждают результаты нашего опроса. Отсутствие квалифицированных кадров 37% респондентов считают основной проблемой в логистике своей компании. До сих пор в компаниях функции логистов выполняет кто угодно, но не специалисты. Кроме того, у нас традиционно при развитии бизнеса упор делается в первую очередь на продажи и финансы. Отдел логистики если и создается, то после того, как компания уже просуществовала на рынке какое-то время. Соответственно, в компании уже сформировался штат руководителей, определены их полномочия и зоны влияния. И вдруг приходит непонятно кто, и начинает забирать часть полномочий у "ветеранов ". Скажите, кто добровольно расстается с властью?

Но такой конфликт может возникнуть, если в компании ввели должность директора по логистике. А если просто взяли логиста? Это ведь уровень специалиста, даже не руководителя среднего звена. Много ли он выяснит про затраты на предприятии? Изменит ли он какие-то процессы, которые "исторически" сложились в компании? В лучшем случае директор компании скажет руководителям: "Оказывайте всяческую поддержку этому специалисту". Но чаще бывает, что специалиста "бросают в воду», мол, «плыви, как хочешь». А потом директор искренне удивляется: "А почему наш логист ничего не изменил в компании? За что же он зарплату получает?".

На мой взгляд, проблема не столько в отсутствии квалифицированных специалистов, хотя эта проблема и есть. Но все же большая проблема в том, что директора, собственники бизнеса не понимают, какое значение для их компании имеет логистика. Она не менее важна, чем финансы и продажи, а к ней относятся, как к падчерице. 

- А каково состояние и перспективы контрактной логистики в Беларуси? 

- Она находится на начальном уровне развития. Всего 6% компаний передали логистику в аутсорсинг. Это связано с тем, что стоимость услуг логистических операторов не соответствует уровню предлагаемого сервиса, что отметили 25% компаний, которые пользуются услугами логистических операторов.

Кроме этого, большинство потенциальных клиентов считают, что тарифы операторов на услуги очень высоки, и поэтому компании выгоднее использовать свою логистику. Но скажите, о каком сравнении может идти речь, если соответствующие расчеты не производятся? Это касается предприятий, существующих на рынке уже более 2-х лет. 

С другой стороны, вновь создаваемые небольшие компании не могут позволить себе передать логистику PL-оператору, поскольку стоимость его услуг в настоящий момент перекрывает прибыль клиента. Крупные же компании, на которые рассчитаны строящиеся комплексы, имеют какую-никакую собственную логистическую инфраструктуру (склад, транспорт) и пока не планируют отказываться от собственной логистики.

Получается замкнутый круг: для снижения стоимости услуг операторам необходимо увеличивать количество клиентов. В настоящий момент средства, затрачиваемые на содержание складских комплексов, достаточно высоки. А при имеющихся расценках предприятиям невыгодно обращаться к операторам.

Ежедневник (Беларусь)



Источник: www.vch.ru

дата: 29.08.2013 19:10:44    просмотров: 7253

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Открытие складского терминала в Климовске обеспечит рабочими местами 1800 человек Переселение грузов Почему не работает мотивация РНТ завершила разработку нового типового решения «Безопасное вождение» Российские таможенники отказались от спецтерминалов для автозаводов Складская недвижимость России на горизонте 2012 года Сколько заплатят за работу в выходные и праздники и можно ли от нее отказаться СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ Панасенко Е.В. Страхование грузов в РФ находится на недопустимо низком уровне эффективное управление запасами