Развитие сибирских территорий тормозит нехватка логистической инфраструктуры — как транспортных путей, так и современных складских терминалов. Правда, сразу два сибирских города, Новосибирск и Красноярск, претендуют на получение в обозримом будущем статуса международного хаба — крупного логистического, транспортного узла. Но их надеждам вряд ли дано сбыться, ведь львиная доля складов продолжается строится в московском регионе, а на долю Сибири приходятся лишь доли процентов от общего ввода.

На столицу России приходится львиная доля не только денежных доходов, но и ввода в эксплуатацию новых складских площадей. Так, по данным компании CBRE, в нынешнем году в московском регионе снова будет поставлен рекорд по объему строительства новых складов. Только в третьем квартале было построено 526 тыс. кв. м новых складов, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего, по данным аналитиков, за нынешний год на рынок выйдет 980 тыс. кв. м складских площадей. Последний рекорд был зафиксирован в 2007 году, когда объемы строительства достигли аж 1,5 млн кв. м.

Структура ввода новых складских площадей ассиметрична — более 80% складских помещений в РФ по-прежнему приходится на Москву и Санкт-Петербург, хотя на эти города приходится 30% товарооборота и в них проживают 18% населения страны, констатируют эксперты компании Knight Frank Russia & CIS.

В чем причина подобного перекоса? С одной стороны, развитие масштабов бизнеса, освоение зауральских территорий интересует множество компаний, начиная от ритейлеров и заканчивая производителями тех или иных видов товаров. Однако не редкость, когда их планы так и остаются на бумаге. Внимательные читатели СМИ могут вспомнить множество примеров, когда громогласные заявления о покорении региональных рынков так и не реализуются.

Неясно, что является первопричиной низких объемов ввода складских помещений, рассуждает руководитель департамента Knight Frank Russia & CIS Вячеслав Холопов — «недостаточность товарооборота или отсутствие качественных складов для развития этого товарооборота».

Директор сибирского филиала Tablogix (Новосибирск) Евгений Новиков полагает, что весомой причиной является нехватка складских площадей.

Не редкость, что торговая компания, планирующая расширение масштабов своего бизнеса за счет Сибири, не может найти для себя подходящих складских помещений, поясняет он. Один из возможных выходов, по его мнению — это строительство склада своими силами. Однако не каждый ритейлер согласится на такой шаг, ведь наиболее предпочтительным вариантом для торговых компаний является сотрудничество с логистическим оператором, который арендует складские площади. В столице Сибири СФО большая часть складов представлена помещениями класса С и ниже, большинство из которых расположено в бывших зданиях промышленного назначения. А наибольший спрос именно на помещения высокого класса, но свободных площадей в таких комплексах не сыщешь, добавляет эксперт.

Правда, отдельные компании все же готовы строить собственные складские площади. Как правило, это не ритейлеры, а производители. Например, такая возможность в Новосибирске предоставляется на территории Промышленно-логистического парка. Так, строить собственное производство и логистический терминал решилась компания «4 сезона»,которая производит замороженные полуфабрикаты. Также собственные комплексы в ПЛП имеют ООО «Литий-ионные технологии» (ООО «Лиотех»), ЗАО «Роса» (комплекс по выпуску оборудования водоподготовки и очистки стоков), ООО «Сладомир Логистик групп» (производственно-логистический комплекс), ООО «ПНК-Толмачево» (реализует полный цикл работ в сфере девелопмента складских и индустриальных объектов) и другие крупные производственные компании.


Казалось бы, есть спрос на склады высокого класса — неминуемо появится и предложение. Но инвесторы, девелоперы ищут возможности вложить деньги на наиболее выгодных условиях, где наименьшие сроки окупаемости.

Пока по этому показателю московский регион оставил региональные рынки далеко позади. Так, в столице средние сроки окупаемости составляют 7–8 лет при средней арендной ставке $135 за кв м в год, а в Сибири окупаемость доходит до 10 лет, поскольку ставки аренды ниже, всего $90–115 за кв м в год. А себестоимость строительства примерно одинаковая, около $800 за кв.м.

Высокий спрос на складские помещения в столице во многом обусловлен и спецификой документооборота, отмечают участники рынка. Так, до сих пор не редкость, когда грузы транспортируются из юго-восточной Азии в Сибирь не напрямую, а… через Москву, поскольку в Сибири до сих пор не создано необходимых условий для быстрого таможенного оформления и прочих услуг.

Россия пока серьезно отстает от Запада по количеству складских площадей — по данным аналитиков компании Knight Frank, в США насчитывается 1 млрд 327 млн кв. м складских площадей, в то время как в Европе — 61 млн кв. м складов, в России же — 12,4 млн кв. м складских помещений.

В крупнейших сибирских городах есть хорошие шансы для создания логистических центров, значимых в масштабах всей страны — и в пользу этой возможности говорит интерес крупнейших дистрибьюторов и ритейлеров.

Яна Янушкевич