Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Система показателей, характеризующих эффективность работы склада

Система показателей, характеризующих эффективность работы склада

 
Для оценки результативности деятельности транспортно-складских подразделений предприятия целесообразно использовать комплекс показателей, позволяющих осуществить оценку как качества обслуживания потребителей, так и эффективности функционирования системы логистики предприятия в целом.
Показатели качества в зависимости от количества характеризуемых свойств продукции могут быть единичными или комплексными (ГОСТ 15467-79).
  
Показатели оценки качества обслуживания должны:
· охватывать всю систему логистического обслуживания предприятия;
· позволять анализировать результаты;
· отражать эффективность процессов выполнения заказов.
  
Для оценки качества обслуживания используются:
· статистические переменные (количественные параметры), характеризующие текущее состояние на определённый момент времени (оценка текущего состояния системы обслуживания);
· плавающие переменные (качественные параметры), характеризующие состояние за некоторый период времени (оценка показателей качества обслуживания за период – в течение недели, месяца или квартала и т.д.).
Каждый из рассматриваемых показателей играет более или менее важную роль в зависимости от конкретных рыночных условий.
В систему показателей оценки качества обслуживания необходимо включать также показатели, отражающие ошибки в организации и управлении процессом выполнения заказов.
В данном подразделе основной упор сделан на разработку системы показателей, характеризующих эффективность деятельности центрального распределительного склада.
Вместе с тем при анализе количественных и качественных параметров функционирования склада необходимо иметь в виду, что граница, их разделяющая, довольно условна.
 
 
Грузооборот склада абсолютный определяется как суммарное количество тонн грузов (кубических метров) различных наименований, прошедших через склад за установленный период времени (сутки, месяц, год):
 
Г=∑ QiKперi,
i
 
 
Где Г – грузооборот, м3;
Qi– объём товаров, проходящих через склад за период времени по i-й товарной группе, руб.;
Kперi– коэффициент перевода объёма товаров в денежном выражении к объёму товаров в физическом выражении, руб./м3.
 
Возможно исчисление грузооборота склада по прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот).
 
 
Грузооборот склада относительный (приведённый) определяется как сумма произведений грузооборота по каждому наименованию товара на коэффициент приведения к базовой номенклатурной позиции:
 
Г=∑ QiKперi,
i
 
Коэффициент приведения отражает сложность обработки различных товарных позиций и определяется методом экспертного опроса:
 
Гпр=∑Гi*Кпрi,
i
где – коэффициент приведения, данный экспертом I;
- коэффициент приведения, данный экспертом n;
n – число привлечённых экспертов.
 
Уточнение данного показателя можно осуществлять, прибегая к хронометражу операций складской обработки различных товарных позиций и сопоставляя полученные результаты между собой. Данный показатель 9приведённый грузооборот) наиболее объективно отражает валовые параметры работы склада в отличие от его относительного значения.
 
 
Нормативная вместимость склада определяется как максимальное количество товара в кубических метрах, которое может храниться на складе с учётом соблюдения всех требований, предъявляемых к хранению (пожарные требования, СНИПы, ГОСТы, ОСТы и другие требования к хранению отдельных видов товаров):
 
Qм3Sгр * Кигон * Нхр,
 
где Qм3 –нормативная вместимость склада, м3;
Sгр – грузовая площадь склада, м2;
Кигон – коэффициент использования грузового объёма склада (нормативный);
Нхр – высота хранения товаров на складе, м.
 
  
Коэффициент загрузки склада определяется путём сопоставления (отношения) фактического объёма хранящегося на складе товара к нормативной вместимости склада:
 
К3= Qфакт / Qмнорм,
 
Где К– коэффициентзагрузки склада;
Qфакт – объём фактически находящегося на складе товара, м3.
 
 
Коэффициент неравномерности поступления на склад заказов (накладных) определяется как отношение количества поступивших для обработки на складе заказов (накладных) в наиболее напряженный период к среднему числу за подобный период:
 
Кнм Nmax / Ncp,
 
Где Кнм – коэффициент неравномерности поступления накладных;
Nmax – максимальное число накладных за период, ед.;
Ncp– среднее число накладных за несколько аналогичных периодов, ед.
 
Данный коэффициент оказывает существенное влияние на организацию работы склада. Он характеризует простой склада в анализируемый период из-за временного отсутствия заказов, с одной стороны, и напряжённость работы склада в периоды интенсивного поступления заказов – с другой.
При расчёте времени выполнения заказа учитывается сложность заказа (накладной), данный коэффициент определяется экспертным методом. Все номенклатурные позиции разбиваются по характерным (с точки зрения их складской обработки) группам. Полученные группы ранжируются, и каждой присваивается степень сложности. Интегральный коэффициент сложности определяется по принципу: число представленных в заказе характерных групп – степень сложности каждой группы – коэффициент сложности заказа.
 
  
Коэффициент использования грузового объёма склада определяется как отношение объёма товаров, находящихся на складе, к грузовому объёму склада. данный показатель определяет, насколько эффективно используется складское помещение:
 
Киго = Qфакт гр,
где Киго – коэффициент использования грузового объёма склада;
Qфакт – объём товаров, находящихся на складе, м3;
гр – грузовой объём склада, м3.
 
 
Коэффициент использования площади склада определяется как отношение площади склада, непосредственно занятой хранящимися товарами, к общей площади складского помещения:
 
Кип Sтов Sобщ.
где Кип – коэффициент использования площади склада;
Sтов – площадь склада, непосредственно занятая товарами, м2;
Sобщ. – общая площадь склада, м2.
 
 
Коэффициент грузонапряжённости склада характеризует загрузку в тоннах 1 м2 площади склада в течение года и является показателем как эффективности, так и интенсивности использования склада:
 
Кгн Qт Sтов,
где Кгн – коэффициент грузонапряжённости склада;
Qт – масса товаров, хранящихся на складе, т.
 
 
Расчётное время на обработку (комплектацию) заказа – данный показатель определяется исходя из полученных экспертным методом значения времени обработки единицы базового груза, объёма и сложности заказа:
 
Тсб = ∑ (Qi / КперiKпрiКсн) Нвыр,
где Тсб – время сборки заказа (по накладной);
Кперi– коэффициент перевода объёма i-й группы товаров в денежном выражении в объём товаров в м3;
Kпрi – коэффициентприведения;
Ксн – коэффициент сложности накладной;
Нвыр– норматив по выработке.
          
 
Коэффициент порчи товаров на складе (брак качества хранения) определяется как отношение объёма товаров, переведённых в брак, к общему товаров, хранящихся на складе:
 
Кпт = Нбрак / Не.у.,
где Кпт – коэффициент порчи товаров;
Нбрак – количество товаров, переведённых в брак
Не.у. – норма естественной убыли, руб./мес.
 
 
Коэффициент ошибок при отгрузках определяется как отношение количества заказов, отпущенных со склада с ошибками к общему количеству обработанных заказов:
 
Кош Nош Nобщ.,
где Кош – коэффициент ошибок;
Nош – сумма
Nобщ – общая сумма отгрузок, руб.
 
 
Коэффициент дисциплины хранения (ошибок при распределении товара на хранение) определяется как отношение количества товарных позиций, не найденных на месте хранения на складе, к общему числу позиций, хранящихся на складе:
 
Кдх Nнн Nобщ,
где Кдх – коэффициент дисциплины хранения;
Nнн – количество позиций, не найденных на складе (но проходящих по базе данных системы учёта товаров на складе);
Nобщ – общее число позиций, хранящихся на складе.
 
 
Себестоимость переработки – определяется как отношение величины складских затрат к грузообороту склада.
 
Спер = Зобщ / Г,
где Спер – себестоимость переработки, руб/м3;
Зобщ – общие складские затраты за период времени, руб.;
Г – грузооборот, м3.
 
 
Производительность труда складского персонала определяется как отношение грузооборота склада к численности складского персонала:
 
Птр = Г / Чобщ
где Птр – производительность труда, м3/чел.-мес;
Чобщ – численность складского персонала, чел.
 
 
Коэффициент отбраковки товаров на складе:
 
Кот = Нбрак / Нобщ,
где Кот – коэффициент отбраковки;
Нобщ – общее количествотоваров, хранящихся на складе, руб./ мес.
 
 
Коэффициент использования грузового объёма транспортных средств при внутренних перемещениях:
 
Киготсв Qобщ Vвнут,
где Киготсв – коэффициент использования грузового объёма;
Qобщ – суммарный объём поступившего товара за период времени, м3;
Vвнут – суммарная вместимость транспортных средств, использованных для внутренних перемещений за период, м3.
 
 
Коэффициент использования грузового объёма транспортных средств при доставке товаров клиентам:
 
Киготсв Qпрод Vпрод,
где Киготсв – коэффициент использования грузового объёма;
Qпрод – суммарная вместимость транспортных средств, использованных для доставки клиентам, м3;
Vпрод – суммарная вместимость транспортных средств, использованных для доставки клиентам, м3.
 
 
Коэффициент нерациональности перевозок грузов между складами компании:
 
Кнер ∑ L/ Lкр,
где Кнер – коэффициент нерациональности перевозок;
∑ L1 – суммарное расстояние перемещений товара со склада до конечного торгового склада, км;
Lкр – кратчайшее расстояние от центрального распределительного склада до конечного торгового склада, км.
 
Для оценки эффективности работы транспортно-складских подразделений с применением относительных показателей необходимо провести расчёт отраслевых нормативных параметров.
Расчёт, регулярный контроль и анализ перечисленных в таблице показателей позволяют оценить эффективность функционирования системы логистики предприятия в целом, а также:
· определить задачи в области функционирования транспортно-складских подразделений и уровня затрат, связанных с ним;
· определить места возникновения недостатков деятельности таким образом, чтобы концентрировать усилия по их устранению на основе анализа причин их возникновения;
· разработать цели функционирования транспортно-складских подразделений в рамках плана их достижения;
· измерить степень прогресса в достижении поставленной цели;
· провести анализ эффективности функционирования системы логистики через определение основных центров возникновения недостатков и снижения эффективности на различных этапах процесса исполнения заказа потребителя;
· планировать деятельность по обслуживанию заказов потребителей с целью достижения более низкого уровня затрат и эффективного использования имеющихся ресурсов;
· разработать финансовые схемы, необходимые для эффективного транспортно-складских подразделений.
 
Перечень (отраслевых) нормативных показателей
 

 

Наименование нормативного
(отраслевого) показателя
Обозначение
(размерность)
Коэффициент перевода объёма товаров в денежном
Выражении в объём товаров в кубических метрах
Кпер, (руб./м3)
Норматив на обработку одной позиции базового грузаНвырп, (ч/поз.)
Норматив на обработку 1 м3 базового грузаНвыр, (ч/м3)
Норматив на ошибкиНош = 0.1 % Qобщ
Норматив на брак (норма естественной убыли)Не.у. = 0.05 % Qo,o

 

Показатели, характеризующие эффективность деятельности транспортно-складских подразделений компании, должны быть агрегированы и приведены к интегрированному комплексному измерителю.
Однако формат представленных относительных показателей неадекватно воспринят сотрудниками, не имеющими непосредственного отношения к деятельности транспортно-складских подразделений компании. Указанные показатели необходимы для анализа деятельности транспортно-складских подразделений непосредственно сотрудниками службы логистики для выявления «узких мест» в деятельности подразделений и своевременного принятия решений.
  

Степень эффективности управления логистикой предприятия в целом (для лиц, не принимающих непосредственного участия в оперативной деятельности транспортно-складских подразделений) целесообразно оценивать, анализируя уровни затрат по различным функциональным областям. Результаты оценки можно представить в виде отчёта, содержащего следующие основные показатели эффективности:
• логистические затраты по отношению к объёму продаж;
• отдельные составляющие логистических затрат по отношению к общим логистическим затратам;
• логистические затраты предприятия по отношению к стандарту или среднему уровню в данной отрасли;
• логистические затраты по отношению к соответствующим статьям бюджета предприятия;
• логистические ресурсы бюджета на текущий момент по отношению к прогнозируемым затратам и др.

дата: 12.01.2014 17:19:41    просмотров: 15055

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

"В России быть бизнесменом и не давать взятки — невозможно. Дают все AXELOT подводит первые итоги комплексной автоматизации бизнес-процессов компании ТРАСКО Optima переводит Федеральную таможенную службу на безбумажные технологии или о чем не говорят "саперы" Страхование грузов в РФ находится на недопустимо низком уровне Таможне запретили оценивать товар по российским ценам Транспортные развязки строят на гигантском мосту ФТС России открыла новый электронный портал эффективное управление запасами Яндекс