Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Топливо дорожало, дорожает и будет дорожать

Топливо дорожало, дорожает и будет дорожать

Елена Горшкова

В России топливо дорожает постоянно, причем по любому поводу: цены на нефть пошли вверх – топливо подорожало, нефть дешевеет – цены на топливо продолжают расти. Рост экспорта нефтепродуктов отразился на оптовых ценах: с начала июля они выросли более чем на 20%.  Но и на этом власть не успокоилась — с начала января на топливном рынке произошел очередной скачок — из-за повышения налоговых ставок оптовые цены на топливо увеличились на 5-15%. Причем значительнее всего растут цены на высокоэкологичное топливо.

Дело дошло уже до того, что топливные компании начали писать петиции с просьбой ограничить вывоз топлива из страны.

«На оптовом рынке бензина стал наблюдаться дефицит. Во-первых, вырос экспорт автомобильного топлива — продавать его за границей стало выгодней, чем в России. По этой же причине белорусские компании покинули наш рынок и стали торговать в Европе. Вторая причина — снижение производства: некоторые НПЗ обновляли технологии и сбавили объемы выпуска топлива. В итоге, предложение резко снизилось и цены пошли вверх. К тому же, вырос акциз на бензин, — поясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Сложно сказать, насколько увеличится розничная цена. Это зависит от условий в каждом регионе. Если уровень конкуренции там высок, то компании не смогут сильно повышать цену. Еще один фактор — потребительская возможность. Если в небогатых регионах сильно поднять стоимость бензина, люди станут меньше его покупать».

Автомобилистам пока деваться некуда — им приходится платить столько, сколько просят заправки. По статистике Российского топливного союза такого резкого подорожания топлива, которое наблюдалось с июля 2013, не было за всю историю России. В отдельных регионах спрос превышает предложение на 200-300%. Из-за всеобщей паники ценники на АЗС меняются гораздо быстрее, чем этого требует реальная ситуация.

«Такое удорожание является избыточным – цифры не обусловлены реальными рыночными причинами. Нынешний рост является явно избыточным. А причин этих несколько. Во-первых, с 1 июля были повышены акцизы на топливо. Одновременно на внутреннем рынке сократилось предложение. Это связано с тем, что для нефтяных кампаний гораздо более выгодным является экспорт топлива за рубеж. Во-вторых, увеличение налогов в конце года. Розничные цены начнут давать о себе знать уже в середине января. При этом, учитывая нынешнюю динамику, можно прогнозировать рост литра бензина на 2 рубля и даже больше. В первую очередь, речь идет о 92-м и 95-м», — комментирует аналитик Андрей Гордеев.

Складывающаяся ситуация грозит еще одной серьезной неприятностью. Ведь цены всех товаров первого потребления напрямую зависят от стоимости топлива. К примеру, почти половину себестоимости буханки хлеба составляют расходы на топливо. Таким образом, рост цен на топливо вызовет очередную волну подорожаний во всех сегментах производства.

В случае если правительство решит искусственно заморозить цены в рознице, независимые АЗС начнут банкротиться, из-за чего на рынке начнется еще большая паника. Аналитики считают, что даже, несмотря на возможную в этом случае монополизацию рынка, цены на топливо в течение года вырастут как минимум на 17%. При этом возможно, что уже в январе Россия будет вынуждена закупать топливо за границей. Правда, у кого — непонятно. К примеру, в нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 руб., в Нидерландах — 74 руб., в Италии — 72 руб., в Бельгии — 68 руб., в Австрии — 57 руб., в Люксембурге — 55 рублей. Остается только Беларусь, однако ее топливных запасов вряд ли хватит на нашу большую страну.

Сегодня столичные автомобилисты покупают Аи-95 за 31,50 руб., но к следующим новогодним праздникам ценник возрастет как минимум до 35 руб. Лишние копейки на ценниках появятся и благодаря новым экологическим стандартам. 3-4% в стоимости горючего «набегут» за счет уже вступившего в силу запрета экологического стандарта Евро-2 и перехода на Евро-3, а также постепенного внедрения Евро-4 и Евро-5, которые предъявляют все более строгие требования к качеству топлива. Крупные компании получат таким образом новый повод поднять цены. Бюджет в результате перехода на топливо более высоких экологических классов не досчитается планируемых поступлений акцизов. Компенсировать эту недостачу Минфин сможет только одним способом — снова повысить акцизы в следующем году. Вот такой получается замкнутый круг. Одна из возможных мер для выхода из ситуации – социальные дотации на топливо. Такая практика активно применяется во всем мире, в том числе в нефтедобывающих странах – Иране, Венесуэле, Эмиратах, Саудовской Аравии. В этих странах действуют различные послабления для граждан — от субсидий до талонов. Однако, на такую щедрость российская власть вряд ли способна.


дата: 26.01.2014 13:47:26    просмотров: 2517

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

В РФ создадут оператора для регулирования электронной торговли Почта России переходит на электронные путевые листы экспедиторами Грузовладельцы