Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Обучаем персонал склада работе с WMS Александр Серебряков

Обучаем персонал склада работе с WMS


Обычно на складских предприятиях обучению персонала уделяется мало внимания или не уделяется совсем. В случае внедрения на складе WMS информация о ее работе становится необходимой для каждого сотрудника склада.

Только что начавший работать, не знающий номенклатуры сотрудник склада при приемке может перепутать товар. Оператор размещения, не владеющей информацией о целевых местах размещения позиций, может неправильно расставить их по ячейкам. Оператор отбора может взять товар из неверной ячейки, создать пересортицу. Оператор отгрузки может отправить паллету одного клиента другому. Внедрение новой системы управления складом скорее всего вызовет еще большую путаницу. Необученный персонал после нововведения, как правило, совершает много ошибок, что часто ставит под угрозу дальнейшее функционирование склада под управлением WMS.

Обычно компания-интегратор обязуется обучить сотрудников склада, но в лучшем случае выделяет консультантов. Зачастую в роли преподавателей выступают настройщики системы или программисты. Происходит это, как правило, следующим образом. Консультант компании, внедряющей систему автоматизации, в свободное от настроек и программирования WMS время собирает группу сотрудников вокруг своего ноутбука. Значительную часть занятия он отвлекается на выполнение своих непосредственных обязанностей, создавая тем самым вынужденные незапланированные перерывы в работе служащих склада. Качество полученных знаний в этом случае оставляет желать лучшего. Такой процесс обучения не предусматривает выполнение пользователями практикумов и отработку формируемых навыков.

Методика обучения

Процесс обучения должен быть организован с применением системного подхода. Правильно, когда занятия проводятся на основе учебных планов и программ. Последние должны содержать общие сведения об учебном курсе, его целях, задачах и календарном плане (по дням и часам), а также подробные описания учебных тем.

Учебный класс может быть организован в офисе компании-интегратора или в любом подходящем для этой цели помещении склада. И в том, и в другом случае в «классе» должен находиться минимальный набор необходимого оборудования для полноценного обучения слушателей. В его состав должны входить: полноценная радиосеть (для обеспечения передачи данных из WMS на радиотерминалы); компьютеры не ниже Pentium 4; принтер штрих-этикеток; офисный принтер для печати документов, создаваемых в WMS; классная доска для изображения схем процессов. Желательно наличие экрана и проектора, а также плана или объемного макета склада или макета нескольких стеллажей с паллетами для демонстрации системы управления процессами.

На радиотерминалах диспетчерам-операторам показывают соответствующие операции, на компьютерах - приложения системы. Если радиотерминалы отсутствуют, для объяснения можно использовать эмуляторы радиотерминалов. В любом случае следует тщательно прорабатывать операции, осуществляемые диспетчерами - операторами системы на компьютерах - рабочих станциях. На компьютерах пользователей может быть установлено программное обеспечение, которое даст им возможность видеть презентационные материалы, демонстрируемые тренером со своего рабочего места. Это же программное обеспечение позволит служащим склада выполнять операции и на рабочей станции преподавателя, и на своем ПК.

Курс диспетчера - оператора системы продолжается пять дней. За это время слушатели получают сведения о складских операциях не только по некоторому стандартному учебному проекту, рассчитанному на них, но и обо всех операциях текущего проекта, осуществляемых на компьютерах и радиотерминалах. Полученные знания диспетчеры могут использовать, чтобы помочь операторам радиотерминалов в первые дни и недели после запуска системы на объекте.

Процесс обучения

В принципе возможен этап обучения без акцента на WMS. В этом случае делается обзор всех складских бизнес-процессов, их особенностей с демонстрацией схем процессов на бумажном носителе или учебной доске. Также тренер показывает диаграммы и графики, рассказывает об оборудовании, которое обеспечивает автоматизацию, и проводит короткий практикум-ознакомление с радиотерминалами и принтерами штрихэтикеток. Затем пользователи подробно изучают внедряемую систему с детальным рассмотрением каждой операции. Обучением по описываемой методике можно добиваться хороших результатов, поскольку знания, умения и навыки формируются у слушателя путем многочисленного количества повторов теоретических понятий и практических действий на разных этапах обучения, таких как:
  • теоретический обзор системы;
  • теоретический обзор каждой из операций системы;
  • самостоятельные практические работы по отдельным операциям;
  • формализованный практикум, на котором выполняется полный цикл операций от приемки товара до отгрузки его со склада;
  • подготовка к «эвристической беседе»;
  • «эвристическая беседа»;
  • подготовка к электронному тесту;
  • выполнение электронного теста.

Этапы обучения

  1. Лекционный обзор процесса.
  2. Так называемые быстрые практикумы, на которых под руководством и контролем тренера пользователи выполняют операции начального этапа обучения.
  3. Небольшие по объему практические работы, которые включают в себя самостоятельное выполнение заданий на своих учебных рабочих станциях со специальным программным обеспечением. На этом этапе тренер не жестко контролирует действия слушателей, а наблюдает за ними.
  4. Итоговый специализированный практикум по каждой из операций, при этом тренер со своего рабочего места производит мониторинг действий слушателей в реальном времени.
  5. «Эвристическая беседа», на которой пользователи собираются за круглым столом, задают друг другу вопросы по пройденным темам, пытаются ответить на них самостоятельно или используют ответы других слушателей и при необходимости обращаются за помощью к тренеру.
  6. Выполнение итоговых электронных тестов, запускаемых с рабочего места тренера.

Примерный план занятий

Рассмотрим реальный пример подробного плана двух занятий для работников склада, на котором была внедрена WMS.

Занятие 1

  1. Введение, обзор системы.
  2. Составные части программного комплекса.
  3. Интерфейс рабочей станции как средство настройки и управления системой.
  4. Интерфейс рабочей станции - основной инструмент диспетчера для управления товародвижением на складе.
  5. Операции, осуществляемые с помощью радиотерминала, как возможный и в ряде случаев необходимый элемент управления товародвижением.
  6. Microsoft SQL Server (Oracle) как составная часть системы.  Понятие «таблицы с данными».
  7. Основные принципы расположения товаров на складе в условиях эксплуатации программного комплекса. Стеллажи, многоуровневое   стеллажное   хранение. Напольное хранение.
  8. Общие понятия и принципы построения склада при работе с адресным пространством склада.
  9. Понятия «ячейка склада», «зона склада» на примере пользовательского интерфейса системы.

Занятие 2

  1. Пользовательский интерфейс рабочей станции - основной инструмент диспетчера для управления товародвижением на складе. Назначение, основные функции, запуск, регистрация пользователя, группы меню, операции и т. д.
  2. Радиотерминал опционально (назначение, применение, клавиатура, зарядка, замена аккумулятора и т. д.).
  3. Принтеры штрих-этикеток: заправка рулона с термобумагой, заправка рулонов с термотрансферной лентой, включение принтера, выключение принтера. Сообщения на дисплее при включении принтера как средство диагностики состояния принтера. Юстировка принтера со сбросом пользовательских установок, без сброса установок.
  4. Практикум по работе с принтером штрих-этикеток и терминалами.
  5. Основные группы меню в пользовательском интерфейсе рабочей станции. Выполняемые операции.
  6. Идентификация пользователей. Особенности навигации по полям, группам меню.
  7. Меню «Приход»: возможность создания заказов на поставку; возможность создания заказов, ожидаемых в приходе; просмотр, редактирование, удаление, подтверждение выполнения заказов. Статусы заказов приема. Задания прихода, реализованные в документах, - средство «бумажной» технологии работы зоны приемки. Задания прихода, выполняемые на радиотерминалах, - средство безбумажной работы склада. Понятие «задания системы». Задания на размещение товара - автоматически создаваемые задания. Задания размещения, реализованные в документах, - средство «бумажной» технологии работы склада. Задания размещения, выполняемые на радиотерминалах, - средство безбумажной работы склада.
  8. Меню «Задания»: основной инструмент работы с заданиями, автоматически создаваемыми при выполнении складских операций диспетчером и персоналом. Возможность произвольного создания заданий.
  9. Меню «Расход»: возможность создания расходного заказа, проверки товарного запаса, состояния задержки (нехватка товара); формирование заданий отборщикам, возможность создания волны диспетчером. Понятие «мягкое резервирование». Понятие «список заданий». Назначение заданий пользователям. Выполнение заказов. Статусы состояния заданий отбора. Задания отбора (отборный лист), реализованные в документах, - средство «бумажной» технологии работы склада. Задания отбора, выполняемые на радиотерминалах, - средство безбумажной работы склада.
  10. Отчеты системы: возможность анализа месячной и дневной производительности сотрудников. Возможность просмотра и печати журнала работы склада.
  11. Отчеты системы: возможность просмотра и печати отчетов о товарном запасе склада, отчеты о пополнении.
  12. Другие отчеты системы, в том числе пользовательские, созданные по требованию заказчика.
  13. Основные пункты меню радиотерминала: идентификация пользователей; прием, перемещение, размещение товара; пополнение ячеек; отбор заказа по заданию, по списку заданий; отгрузка.
  14. Инвентаризация.
  15. Операции, выполняемые в пунктах меню. Назначение. Примеры.
  16. Практикум по работе с группами меню рабочей станции и радиотерминала, выбор, перемещение по группам меню, выбор вложенных меню.


Александр Серебряков, эксперт журнала «Логистика и управление»

дата: 08.04.2014 12:31:54    просмотров: 4576

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

13 способов борьбы с пробками Lobanov Logist АВС-анализ: методика проведения Всем во благо – практика выстраивания цепи поставок Как мотивировать персонал в кризис оптимизация склада Партнёры компании Лобанов-логист склад складская логистика управление запасами