Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Гибкая сложность логистики

Гибкая сложность логистики

Гибкость логистики в ретейле становится одним из ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе

Ирина Шеян

Omni channel на горизонте

Гибкость логистики в розничной торговле становится одним из ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе, обострившейся в результате взрывного роста электронной коммерции. Сначала модные бизнес-тенденции, а затем и ощутимое давление со стороны интернет-магазинов побудили ретейлеров развивать собственные каналы интернет-продаж. ««Физический» ретейл стал активно развиваться в связке с e-commerce, вбирать в себя мобильные технологии», — отмечает Виталий Порубов, директор по развитию бизнеса с ретейлом компании «Техносерв Консалтинг».

Когда онлайн-продажи и мультиканальность перестали быть экзотикой, возникла концепция omni channel — универсального или интегрированного канала с единым подходом к торговле, унифицированным уровнем сервиса, общим ассортиментом и базой данных о клиентах, с одинаковыми ценами, вариантами оплаты и доставки.

Европейский лидер

Оборот российского розничного рынка, по данным исследовательской группы GfK, в 2012 году составил 509,5 млрд евро, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 12%. Благодаря устойчивому росту в течение нескольких лет, Россия стала лидером по обороту розничной торговли в Европе, с большим отрывом обогнав Францию и Германию. Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейший рост розничного оборота на 5–6% в год в сопоставимых ценах. При этом обеспеченность торговыми площадями и производительность отечественной торговли в полтора раза ниже, чем в ведущих европейских странах, хотя последний показатель неуклонно растет (на 6% в год).

Рынок электронной торговли продолжает увеличиваться на 25–30%, при этом его рост становится глобальным и мобильным: объем трансграничных покупок растет примерно на 50% ежегодно, составляя более 15 млрд долл.

В 2013–2015 годах рынок розничной торговли в России, по мнению аналитиков Accenture, будет меняться под влиянием трех основных факторов: законодательства, уровня конкуренции и покупательских предпочтений. Примечательно, что во всех трех зримо присутствует Интернет. Государство стремится активно регулировать онлайн-продажи. На российский рынок выходят мировые онлайн-ретейлеры, задавая высокую планку в уровне обслуживания. Согласно результатам исследования Accenture Consumer Pulse, 63% покупателей могут изменить мнение о поставщике, столкнувшись с невозможностью получить информацию или совершить покупку, используя разные каналы выбора товара. Покупателю все важнее отношение к нему — 83% опрошенных испытывают разочарование при невыполнении обещанного ретейлером, при этом 78% готовы сразу найти нового поставщика.

Объединение онлайн- и офлайн-ретейла предъявляет новые требования к складам и логистике: широкий ассортимент, уменьшенный размер заказа и большое количество заказов, которые нужно собирать очень быстро — чаще всего интернет-покупатель хочет получить товар не позже завтрашнего дня. При этом e-commerce принесла с собой очень высокий процент возвратов.

Игорь Чебунин, вице-президент  по логистике «Эльдорадо»
«Бизнес сталкивается
с постоянно растущими потребностями клиента по скорости, качеству комплектации и доставки заказов, а также
с давлением по стоимости обработки заказа», Игорь Чебунин, вице-президент
по логистике «Эльдорадо»

Omni-продажи подразумевают возможность передавать товары покупателю различными путями — например, с доставкой на дом или с получением в одном из магазинов. Это приводит к существенному усложнению логистических цепочек. При этом для сохранения конкурентоспособности важнейшими параметрами становятся скорость и затраты. «Бизнес сталкивается с постоянно растущими потребностями клиента по скорости, качеству комплектации и доставки заказов, а также с давлением по стоимости обработки заказа», — подчеркивает Игорь Чебунин, вице-президент по логистике компании «Эльдорадо».

Ускорить и сократить

«Мы считаем крайне важными задачами повышение производительности и контроль качества (своевременности и точности отгрузок) при минимизации потерь», — говорит Чебунин. Для решения этих задач в «Эльдорадо» внедрили систему управления складом (SAP eWM), доработанную с учетом нужд компании. «У нас выстроены системы мотивации персонала, конт­роля и отчетности, благодаря чему мы можем поддерживать стабильно высокий уровень сервиса», — добавляет он.

Проектов по автоматизации логистики становится больше из года в год, утверждает Порубов. По его словам, ретейлеры уже прошли первую волну оснащения ИТ, обзавелись базовыми ERP. Логистика и склад попали во вторую волну. Сегодня на российском рынке насчитывается уже десяток внедрений SAP Extended Warehouse Management, тогда как несколько лет назад их были единицы. Сами платформы для автоматизации логистических процессов тоже не стоят на месте. Решения SAP для управления цепочками поставок сейчас охватывают задачи пополнения и оптимизации запасов, выполнения заказов с разных каналов продаж, управления складами и центрами распределения, транспортировками и т. д. Похожие решения развивают и другие вендоры.

«Основные технологические тренды в сфере логистики сегодня направлены на то, чтобы ускорить отдельные процессы и сократить затраты», — говорит Порубов. Так, в борьбе за снижение транспортных расходов, а также чтобы получить возможность точно реагировать на нештатные ситуации, ретейлеры активно используют спутниковый мониторинг транспорта.

С точки зрения повышения эффективности контроля за товарными потоками большое будущее давно прочат технологии RFID, но пока учет товаров с ее помощью развивается не очень активно. Несмотря на постепенное удешевление этой технологии, ее экономическая выгода ретейлерам до сих пор не очевидна.

X5 Retail Group, «Роснано» и «Ситроникс» создали для отработки моделей применения новых технологий специальную компанию «Магазин будущего», ставшую сначала полигоном для испытания касс самообслуживания, «умных» полок и тележек, где RFID тестировали на различных типах товаров и упаковок. Затем в «магазине» опробовали считывание RFID-меток прямо в палетах, и теперь началась подготовка к отработке концепции «Цепочки поставок будущего».

Новая сложность старых задач

Усложнение ретейлового бизнеса требует автоматизации как складской, так и транспортной логистики. Если принимать заказы через Интернет российские ретейлеры уже научились, то с логистическими процессами, в которых часто задействованы подрядчики, пока все не столь гладко. «Все умеют принимать заказы, но компаний, которые умеют грамотно возить, очень мало», — отмечает Андрей Ботнев, гендиректор консалтинговой компании IT-box.Ключевая задача логистики в ретейле остается неизменной — обеспечить оптимальный запас товара в нужное время в нужном месте. Однако сегодня решение этой задачи осложняется большим ассортиментом и его характеристиками (сезонность, сроки годности и т. д.), а также географической распределенностью точек планирования. «Например, компания Enter, где мы внедряем систему логистики, в настоящее время предлагает более 45 тыс. товаров, их число постоянно растет, около 10% ассортимента обновляется каждый месяц. Эти особенности найдут отражение в создаваемой ERP-системе», — рассказывает Порубов.

Ретейлеры, имеющие большую ассортиментную матрицу, могут использовать системы планирования и прогнозирования спроса и поставок. Такие решения закрывают две основные бизнес-задачи: прогнозирование спроса на товары и планирование и оптимизацию рекламных кампаний. Максимальный эффект от использования систем прогнозирования достигается в случае интеграции с другими системами планирования деятельности ретейлера: стратегического и финансового планирования, анализа прибыльности, планирования цепочки поставок и т. д.

Не менее важны и оптимизация транспортных потоков и затрат, повышение утилизации транспорта, конт­роль своевременности доставок, напоминает Чебунин. География доставки товаров, в том числе крупногабаритной техники, заказанной в интернет-магазине «Эльдорадо», охватывает территорию от Москвы до Иркутска. Помимо сети складов, активно развивается доставка через пункты выдачи заказов, где клиент может забрать товар в удобное для него время. Чтобы отслеживать, насколько эффективно управление транспортом, и оптимально планировать логистическую сеть и грузопотоки, требуется современная информационная система.

Робот в помощь
Ретейлерам приходится бороться не только за покупателей, но и за ресурсы — качественных и многофункциональных складских комплексов не хватает. Особенно остро это ощущается при региональной экспансии: ведь 60% складов находятся в Москве, 20% — в Санкт-Петербурге, и лишь 20% оставшихся — в остальных регионах страны.
Современный склад розничной сети должен сочетать черты старого склада (для собственных магазинов) и нового склада (для интернет-коммерции) и быть эффективным не только по скорости и качеству, но и по затратам, подчеркнул Игорь Чебунин, вице-президент по
логистике компании «Эльдорадо». Между тем стоимость рабочей силы растет, в Московской области найти персонал для работы на складе уже нелегко, некоторые компании начинают привозить его из соседних областей. С ростом оборотов проблемы в дальнейшем будут усугубляться, так что на средне- и долгосрочную перспективу ретейлер должен иметь план автоматизации, считает Чебунин.
В «Эльдорадо» сейчас изучают вопрос о возможностях роботизации в будущем центрального склада в Чехове, на который «падает» большая часть интернет-заказов. Видимо, уже через несколько лет никого не удивят конвейер и минимальное присутствие людей на складах, автоматизированная приемка, складская обработка, размещение и подбор товара.
Первые в России роботизированные склады появились в фармацевтике, в снабжении офисов и интернет-магазинов, но уже ясно, что в дальнейшем они охватят и другие сегменты розницы. Постепенное распространение полностью автоматических складских комплексов поддерживают системы централизованного управления различным складским оборудованием (WMS), отмечает Виталий Порубов, директор по развитию бизнеса с ретейлом компании «Техно-серв Консалтинг».
На роботизированном складе сотрудник не ходит в поисках товара, а загружает лист заказа и стоит на своем рабочем месте, к которому с одной стороны по конвейеру подается товар, с другой — упаковка для него. Таким образом, производительность поднимается почти в десять раз.
Обходятся такие «решения будущего» недешево. К примеру, в прошлом году группа «Протек» вложила в роботизацию одной из аптек сети «Ригла» в Екатеринбурге 200 тыс. евро. В первые же месяцы использования робосклада испанской компании Pyssa в аптеке отметили рост продаж благодаря повышению точности сборки заказа.
Мировой лидер электронной коммерции Amazon в 2012 году подтвердил важность этой тенденции для ретейла, купив производителя роботизированного оборудования для управления складом, компанию Kiva Systems, за
775 млн долл.

«Современная логистика уже не может использовать Excel или маломощные самописные системы для управления цепочками поставок», — утверждает Чебунин. По его мнению, без значительных инвестиций в автоматизацию розничный бизнес в будущем не сможет развиваться так активно, как сейчас растет рынок интернет-коммерции. В «Эльдорадо» постоянно рассматриваются и внедряются технологические решения по оптимизации комплектации и загрузки, тщательно выбираются транспортные и экспедиторские компании, контролируется качество работы.

«Мы одни из первых на рынке внедряем у себя полномасштабную систему на базе SAP Transportation Management (TM)», — говорит Чебунин. SAP TM позволяет определить оптимальные маршруты для загруженного пула заказов с учетом введенных ограничений — по времени, пропускной способности и др. Для сотен машин в день вручную уже невозможно сделать это оптимально, особенно если необходима доставка точно в срок. Отслеживание и перемещение заказов ведется в реальном времени — если доставка запаздывает, клиента надо об этом оповещать.

«При определенной доле затрат на транспорт в обороте внедрение такой системы оправданно, она окупается, причем достаточно быстро», — утверждает Чебунин. По расчетам компании, SAP TM окупится менее чем за год благодаря оптимизации загрузки машин, повышению процента утилизации и снижению затрат на кубический метр, а также сервисной логистике.

«Розничным сетям нужны комплексные системы, которые действительно станут одним из главных конкурентных преимуществ бизнеса», Виталий Порубов, директор по развитию бизнеса с ретейлом «Техносерв Консалтинг»

Комплексность с доработками

«Розничным сетям нужны комплексные системы, которые действительно станут одним из главных конкурентных преимуществ бизнеса. Роль драйвера бизнеса могут взять на себя логистические ИТ-системы, так как оптимизация логистики скрывает в себе огромные резервы экономии», — полагает Порубов.

Например, разработчики облачной системы управления транспортом SkyLog на базе Dynamics AХ утверждают, что полная автоматизация планирования маршрутов сокращает трудозатраты логистов в три, а то и в десять раз, а пробег автомашин — на 10–20%. SkyLog, позволяющая доставлять электронные маршрутные листы на мобильное устройство водителя с возможностью их оперативной корректировки, предлагается IT-Box по SaaS-модели.

Максимальный эффект приносят логистические решения, интегрированные с управленческими системами компании. Комплексная система автоматизации ускоряет поиск информации, ее анализ и принятие решений, уменьшает число ошибок при вводе данных, снижает негативное влияние человеческого фактора, повышает скорость и эффективность взаимодействия сотрудников. Однако весомость этих преимуществ зависит от численности сотрудников, занятых в основных процессах, от объема и сложности ежедневной аналитической обработки информации, а также от скорости развития компании, полагает Павел Вайнштейн, директор по развитию группы «Атлантик». «Для компании с невысокими темпами роста и отсутствием планов по их увеличению, с численностью основного персонала менее 40 человек, которые тратят на ежедневные отчеты не более четверти рабочего времени, комплексная автоматизация не является необходимой. Остальным же следует учитывать, что, выбирая консультанта, они тем самым выбирают и платформу, поскольку каждая консалтинговая компания, как правило, исторически тяготеет к одному определенному решению», — подчеркивает Вайнштейн.

По мнению экспертов, для крупных компаний Miscrosoft Dynamics AX однозначно более интересное решение, чем «1С», с более широким функционалом, не имеющее таких технологических ограничений на число одновременно работающих пользователей и не требующее столь частых обновлений, которые сильно напрягают клиентов. Начальные инвестиции в покупку лицензий Dynamics AX выше, но по совокупной стоимости владения эта система более выгодна, так как ее легче настраивать и поддерживать, она не требует такого количества доработок, как «1С», если что-то меняется в бизнесе. Стоимость разработки на основе «1С» в последнее время практически сравнялась со стоимостью разработки на Dynamics AX, отметил Вайнштейн. А вот для небольших предприятий решение на базе «1С» предпочтительнее, так как оно полностью удовлетворит их потребности за меньшую цену и интегрироваться с бухгалтерскими программами будет легче.

По мнению Чебунина, рынок автоматизации логистики отвечает потребностям ретейлеров лишь частично. Решений класса WMS много, но каждое приходится дорабатывать под нужды компании собственными силами или с помощью разных (альтернативных) подрядчиков. Внедрений систем управления транспортом (TMS) практически нет, что обуславливает низкий уровень экспертизы на рынке, даже у консультантов, отметил он.

«Пока на рынке нет комплексной системы, которая полностью удовлетворила бы среднего ретейлера», — подтверждает Сергей Котов, эксперт по проектам автоматизации логистики и ретейла. По его словам, специализированные системы хорошо решают частные задачи, а в решениях «1С» нет ничего, что можно использовать сразу. «Microsoft Dynamics AХ 2012 — первая полноценная версия для ретейла, которая включает поддержку мультиканальности, c четкой логикой и управлением ассортиментом, но пока я не видел проектов, в которых это правильно применяется. Может быть, они появятся в ближайшее время», — говорит Котов.

Сложность проектов, связанных с планированием запасов и управлением цепочками поставок, заключается не в технологической, а в методологической части. Специалистов, обладающих необходимой методологической базой, в России немного. Но за последние пару лет появились успешные комплексные проекты, экспертиза набирает силу. «В ближайшее время стоимость подобных проектов закономерно будет снижаться за счет тиражирования опыта, наработанного командами российских консультантов», — уверен Порубов.


http://www.osp.ru/cio/2013/11/13038636/

дата: 24.10.2014 13:23:44    просмотров: 4209

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы