Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Управление логистическими затратами

Управление логистическими затратами

Логистика-Савенкова Т.И.

1 1 . 1 . Классификация затрат
Логистические затраты — затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка
и др.), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу данных о заказах, запасах, поставках.

   Эти затраты можно классифицировать следующим образом:
• продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить;
• затраты на поддержание логистического бизнеса, сами по себе не создающие ценности, но являющиеся необходимыми (затраты на транспортировку, оформление заказов,
проверку работы сотрудников, ведение учета продукции);
• затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей;
• убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов (затраты на «бездействие», на простой оборудования). Перерасход ресурсов можно сократить путем исключения долгих и сложных путей в процессе исполнения заказов потребителей;
• затраты на транспорт, обслуживание, энергию, буферные запасы, «прослеживаемость» запасов и планирование, минимизируемые путем реорганизации материальных потоков в цепи поставок;
• прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);
• косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу продуктов, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов;
• прямые относительные затраты — затраты, которые в предметном и временном отношении могут быть однозначно отнесены на строго определенный объект, поскольку затраты и логистический объект связаны общим местом происхождения;
• переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (исполняемых заказов). Переменными являются затраты на переналадку, размещение заказа, хранение
или складирование запасов во времени (текущие затраты);
• постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;
• полные затраты — отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов;
• частичные затраты — относимые на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат, выделенные по определенным признакам. Зависят от объема выполняемых заказов;
• фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей
и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы;
• нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены;
• плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;
• номинальные затраты — произведение фактического объема потребления ресурсов и плановых цен на них;
• затраты упущенных возможностей (вмененные затраты), характеризующие упущенную выгоду (потерю прибыли).

   Ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли;
• трансакционные затраты — затраты, связанные с оформлением закупок.

1 1 . 2 . Логистические затраты

Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.
Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат.
Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.
Для осуществления контроля над логистическими затратами даются следующие стандартные рекомендации:
^ концентрировать усилия на контроле затрат в местах их возникновения;
^ обрабатывать данные по разным видам затрат по-разному; сокращать виды деятельности (процедур, работ, операций) с целью сокращения затрат. Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно делать вовсе;
^ оценивать деятельность предприятия в целом. Для этого нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики.
Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать затраты, которые образуются в пределах одного предприятия. Требуется выявление всех затрат и ясности механизма их образования. К методам анализа логистических затрат относят:
• стратегический — сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;
• стоимостной — нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и соответственно повышение потребительской ценности продукции;
• функционально-стоимостной — направлен на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей, основан на тщательном изучении этапов процесса выполнения заказов и выяснения возможности стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Рассмотрим процедуру анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:
• определяются центры сосредоточения затрат (центры затрат), т.е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня
может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;
• выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат — это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр;
• бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;
• стоимость рассматривается как сумма, которую платит потребитель, а не как сумма затрат, возникающая в пределах предприятия как юридического лица;
• затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат.


Уровень оптимальных затрат — отношение величины затрат оптимального варианта к величине затрат исходного варианта закупки единиц продукции.

К способам снижения уровня логистических затрат относятся:
• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
• оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
• поиск более дешевых заменителей ресурсов;
• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок (координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции);
• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;
• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;
• исключение видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;
• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес и др.

11.3. Затраты на обработку заказов

Затраты на заказ — это затраты на закупку партии продукции, включающие затраты на осуществление контроля за наличием продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.
Затраты на оформление заказа состоят из управленческих и административных затрат, связанных с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.
К затратам, связанным с выполнением заказа на поставку партии продукции, относятся:
• расходы по размещению заказов, заключению договоров, оформлению заказов;
• командировочные расходы;
• почтово-телеграфные и телефонные расходы;
• определенная часть транспортных расходов (если они не включены в цену продукции);
• управленческие расходы;
• расходы по приемке продукции, складированию;
• расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии продукции.

11.4. Затраты на запасы продукции

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.
В стоимость хранения запасов продукции входят:
• вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;
• дополнительные затраты на страхование;
• дополнительные затраты на складское хранение;
• дополнительные затраты на обработку продукции;
• издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.
Затраты на формирование и хранение запасов — затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств и запасы продукции.
Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.
Затраты, связанные с хранением единицы запаса, включают:
• складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);
• заработную плату складского персонала;
• налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;
• плату за производственные фонды;
• потери от иммобилизации средств в запасах;
• издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;
• затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;
• оплату персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;
• затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);
• затраты на подготовку кадров;
• затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

   Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.
К затратам при дефиците запасов относятся:
• издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) — дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;
• издержки в связи с потерей сбыта — имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
• издержки в связи с потерей заказчика — возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие источники снабжения.
Измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

   Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса заключаются:
^ в снижении до минимально возможного уровня постоянных затрат на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);
^ оптимизации (при определенных постоянных затратах на каждое пополнение) среднего уровня хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение
запасов за определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

11.5. Затраты на снабжение

Затраты на закупки (снабжение) представляют собой стоимость самих запасов.
Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита), включают:
• стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;
• затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;
• утраченных клиентов (как следствие — снижение объема сбыта);
• штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;
• оплату простоев складского персонала;
• оплату сверхурочных часов;
• потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;
• увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);
• увеличение расходов на переналадку оборудования;
• расходы на уведомление заказчика.
Затраты замещения — величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса — его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.
Затраты на наладку связаны с переналадкой технологического оборудования при переходе производства с одного вида продукции на другой, с получением со склада сырья, выводом с рабочих мест ранее произведенной продукции и др.
Ценовая политика в отношении условий поставок заключается в определении:
• величины прямых платежей поставщику. К ним относятся:
цена, уплачиваемая при покупке; авансовые выплаты; периодические выплаты при лизинговых сделках, аренде, найме. При компенсационных сделках вместо платежей
выступает стоимость предоставляемых в обмен товаров или услуг;
• величины скидок;
• условий предоставления кредита поставщиком на все или на отдельные поставки (кредит поставщика);
• условий платежа и доставки продукции, выставляемых поставщиком.

11.6. Затраты на транспортировку

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей.
Дополнительные транспортные затраты связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю, включают:
• расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);
• расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;
• оплату тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;
• оплату тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;
• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
• оплату страхования груза при доставке;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;
• расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;
• расходы по выгрузке груза в пункте назначения;
• расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.
К основным направлениям снижения затрат на перевозки специалисты относят:
• снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза топлива в страну или вывоза из страны;
• снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;
• снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
• повышение производительности труда.
В затраты по завозу продукции входят:
• оплата тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки
за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;
• сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);
• оплата транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;
• затраты на содержание собственного транспорта.
Затраты по отправке продукции охватывают:
• расходы по оборудованию транспортных средств;
• расходы по переадресовке грузов;
• сборы транспортных организаций;
• расходы по оплате счетов сторонних организаций;
• расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.
На рис. 11.1 представлены основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок.

Основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок

Себестоимость перевозок — это выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.
На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются:
по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 тонно-километр, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 1 автомобиле-час и др.
Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат:
• на погрузку-разгрузку;
• на транспортирование;
• на ремонт и содержание автомобильных дорог;
• на организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;
• на складское хранение груза;
• на подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.
Тарифный индекс — индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов.
Определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине доходов, которые могло бы получить транспортное предприятие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

1 1 . 7 . Затраты на складскую деятельность

Затраты хранения — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения — дополнительные затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного
объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В эти затраты входят:
• затраты по содержанию складов;
• зарплата складского персонала;
• недостача продукции в пределах норм естественной убыли;
• административно-управленческие и другие расходы.
Складские затраты (рис. 11.2) определяются по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.
Задачи минимизации складских затрат охватывают:
• определение оптимального числа ступеней складирования;
• определение оптимального числа складов на каждой ступени;
• определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
• нахождение рационального распределения мест поставки.


Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.
Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции — это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе и свидетельствующий об эффективности технологического процесса, применяемого на складе.
Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.
Производительность труда складских работников определяется размером складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени (год, месяц, смену).

Срок окупаемости склада — отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/61656/
https://ekspertov.ru/
дата: 15.04.2015 12:35:04    просмотров: 10379

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» то караул «Если по соседству открылся Wildberries В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей