Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика в кризис: факторы выживания


Логистика в кризис: факторы выживания

13.04.2015
img_8710.jpg

Алексей Кичатов, генеральный директор компании City Express, рассказал Logistics.ru об особенностях поведения компаний в кризис и способах остаться «на плаву».

Экономический кризис достаточно сильно ударил по логистической отрасли. Удержаться на рынке в нынешних условиях смогут только те компании, которые хорошо подготовлены к работе в условиях снижения маржинальности бизнеса и усиления конкуренции. То есть те, кто оптимизировал свои расходы, численность персонала, компании, которые имеют четкий план и стратегию развития. Именно такие игроки, благодаря опыту и наличию внутренних ресурсов, смогут сохранить стабильное положение на рынке, наращивать клиентскую базу даже в такой непростой экономической ситуации, как нынешняя.

Рентабельность логистического бизнеса снижается, это очевидно. Компании не имеют возможности индексировать тарифы даже на уровне инфляции, иначе это скажется на спросе. Между тем, их издержки растут постоянно, это происходило и до кризиса. Если за последние несколько лет топливо подорожало примерно на 40 процентов, то тарифы логистических операторов выросли в среднем процентов на пять. За это время также значительно усилилась налоговая нагрузка, выросли арендные и коммунальные платежи и т.д. Теперь ко всему этому добавилось ослабление рубля и удорожание импорта.

Кризис, так или иначе, затронул все сегменты отрасли, но, пожалуй, сильнее всего ударил по рынку складской логистики. В особенно неприятной ситуации оказались операторы, не имеющие собственных складских площадей. Дело в том, что рост инфляции подстегнул собственников складской недвижимости поднять арендные ставки. Потребители же услуг складской логистики не готовы оплачивать их аппетиты из своего кармана, поэтому растут издержки провайдеров, их рентабельность, и без того невысокая, снижается, растет количество вакантных складских площадей.

В лучшем положении сегодня находятся те логистические операторы, которые в свое время подстраховались и оформили долгосрочные договора с собственниками складских площадей по рублевым арендным ставкам, а также те, кто смог договориться о снижении долларовых ставок в кризис.

В непростой ситуации оказался и сегмент экспресс-доставки. Рынок курьерских услуг сегодня очень высококонкурентный, рентабельность этого бизнеса невысокая. Казалось, что интернет-торговля, которая в последние годы показывала очень высокие темпы роста и была драйвером рынка экспресс-доставки, будет и в кризис уверенно расти. Пока ожидания не оправдываются. Продажи интернет-магазинов не растут, соответственно, не растет спрос на курьерские услуги. Поэтому сейчас усилия компаний экспресс-доставки направлены на сохранение имеющихся клиентов и борьбу за новых. Выбор инструментария здесь небольшой. Одни поступают просто – демпингуют, уповая на то, что кризис – явление временное, и ситуация вскоре нормализуется. Это совершенно неконструктивный подход, который ведет к проеданию внутренних ресурсов компании и ее банкротству. Другие пытаются оптимизировать расходы. Возможность сделать это без снижения качества услуг есть далеко не у всех, учитывая, что курьерский бизнес – низкорентабельный. Сокращать персонал – не выход из ситуации, поскольку спрос на курьерские услуги не всегда стабилен и может меняться в зависимости от сезона. Увольнять, а затем набирать сотрудников в течении года – это тоже увеличивает издержки. Остается идти на непопулярные меры и решать вопрос о сокращении зарплаты.

В целом в кризис очень многое зависит от грамотной кадровой и ценовой политики компании.

Еще одно непременное условие для успешной работы в условиях кризиса – клиенториентированность компании. Но здесь не должно быть слепого желания угодить клиенту. Клиентоориентированность должна быть выгодной не только потребителям услуг, но и самой компании.

Сегодня все крупные логистические операторы пытаются оптимизировать свой бизнес, логистические процессы, сократить издержки. Мелкие же компании, по большому счету, пытаются делать то же самое, но выжить они смогут только на очень локальных рынках. Их задача – именно выживание, а не развитие и экспансия.

У крупных же компаний, по сравнению с мелкими, есть большое преимущество. Оно заключается в том, что в условиях кризиса потребители логистических услуг стремятся заключать долгосрочные договора с надежными, финансово устойчивыми компаниями, предлагающими весь спектр логистических услуг.

Сегодня не все операторы могут предоставить комплексные услуги. У одних компаний транспортная логистика на аутсорсинге, у других нет собственных складских площадей, у третьих нет лицензии таможенного представителя. Поэтому в более выигрышном положении сегодня находятся крупные 3PL-провайдеры.

Российский рынок достаточно большой и разнообразный, и проседает он неравномерно. В одном сегменте объемы перевозок, складирования и т.д. сокращаются, в другом – нет, поэтому многое зависит от того, с какими видами грузов работают логистические операторы. Например, продовольственные товары или фармацевтическая продукция и вообще все то, что принято называть товарами первой необходимости, пользуется стабильным спросом и в кризис. Спрос же на одежду, обувь, автомобили, бытовую электронику сокращается. Поэтому одним из главных факторов выживания в кризисных условиях является умение гибко подстроиться под конъюнктуру рынка.

Совет тем, кто хочет удержаться на рынке в это непростое время, только один – стараться развиваться дальше. Оптимизировать расходы, тарифы, постараться до минимума сократить, насколько это возможно, сроки доставки грузов, предлагать клиентам новые услуги, осваивать новые сегменты бизнеса. Одним словом, не стоять на месте в ожидании того, что кризис пройдет и все изменится к лучшему само собой.

дата: 28.04.2015 13:58:31    просмотров: 2817

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов»