Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как оценить цепь поставок розничных продуктовых сетей?

Как оценить цепь поставок розничных продуктовых сетей?

Методология оценки цепи поставок розничных сетей включает пять показателей: уровень сквозного логистического сервиса, доля издержек, время исполнения заказа, производительность и оборачиваемость товарных запасов.

Проблематика

     Встречаются два директора по логистике и управлению цепью поставок розничных сетей, и между ними происходит следующий диалог:

— Какой у тебя уровень затрат на логистику и управление цепью поставок?

— 4,2%. У тебя сколько?

— 5,2%. Что у тебя входит в затраты на логистику и управление цепью поставок?

— Склад и транспорт.

— У меня склад, транспорт, управление товарными запасами и базами данных. Считаете с НДС или без?

— Без.

— Мы с НДС, но не учитываем НДФЛ. Склад в аренде или собственный?

— В аренде.

— Аренду учитываете или нет? С какого оборудования считаете амортизацию? И т.д.

Такого рода диалог происходит и вопросы возникают повсеместно — в практике российского бизнеса отсутствует единые принципы оценки цепи поставок и методология расчета затрат на управление цепью поставок. Поэтому компании определенной отрасли сталкиваются с проблемами оценки эффективности своей логистической деятельности относительно схожих игроков рынка. Если и, получается, сверить показатели с показателями других игроков рынка, то, как правило, не учитываются региональные и отраслевые особенности организации цепей поставок и их влияние на показатели. К тому же зависимость от стратегического плана компании зачастую делает данное сравнение еще и нереальным, так как методика расчета показателя в компаниях может кардинально измениться в течение короткого периода времени.
Именно поэтому назрела необходимость стандартизировать подходы к оценке логистической деятельности и управления цепями поставок.



О терминологии


Эффективная цепь поставок в розничной торговле это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев сети производителей, поставщиков, посреднических компаний и ритейлеров, обеспечивающих поставки товаров в торговые центры с высоким уровнем сервиса, минимальными издержками, заданной пропускной способностью в отведенные промежутки времени с товарными запасами, достаточными для удовлетворения спроса потребителей (рис. 1).


Рис. 1. Показатели оценки цепи поставок в розничной торговле

 


Видение подхода


Все известные показатели деятельности в логистике и цепях поставок имеют количественную, качественную и стоимостную оценку. Они характеризуют пять основных областей критериев цепи поставок: сервис, эффективность, временные факторы, производительность, состояние запасов в статике или динамике[1]. Исходя из этого, логистику и цепи поставок розничных продуктовых сетей предлагается оценивать, исходя из следующих показателей:

  1. Уровень сквозного логистического сервиса цепи поставок, %.
  2. Доля издержек цепи поставок, %.
  3. Время исполнения заказа в цепи поставок, часы.
  4. Производительность цепи поставок, единицы/сутки.
  5. Оборачиваемость товарных запасов в цепи поставок, дни.


Подробно о показателях


  1. Уровень сквозного логистического сервиса цепи поставок – это удовлетворенность клиента ценой, качеством и количеством товара (заказа), временем и местом его доставки. Рассчитывается и оценивается в следующих разрезах:
  • По количеству единиц. Пример. Клиент заказал два SKU[2]: один в количестве 60 штук, а другой — в количестве 50 штук. Фактически ему привезли первого 40 штук, а второго — 25 штук. Тогда уровень сервиса будет равен: методика расчета а) ((40/60) * 100%) + (25/50) * 100%)) / 2 = 58,3% или методика расчета б) ((40+25) / (60+50)) * 100% = 59%.
  • По сумме или как доля упущенного товарооборота. Пример. Клиент заказал товар на 100 рублей, а ему привезли только на 70 рублей. Уровень сервиса будет равен 70%, при этом упущенный товарооборот составит 30%.
  • По количеству SKU. Пример. Клиент заказал три SKU, два из них поставлены на 100% по количеству. В этом случае уровень сервиса будет равен 66%: ((200 шт./200 шт.)*100% + (300 шт. / 300 шт.) * 100% + (150 шт. / 300 шт.) * 0%) / 3 = 66%. То есть, если по одному из SKU поставка осуществлена в меньшем количестве, чем заказано, то значение принимается за ноль – исходят из того, что клиенту может и не нужна половина поставки — нужны все 300 штук.
  • По количеству заказов, выполненных полностью и в срок. Пример. Из 50 заказов полностью выполнены и своевременно доставлены 49 заказов. Тогда уровень сервиса будет равен 49/50*100% = 98%.
  • По качеству — считается в процентах остаточного срока годности. Пример. Если клиенту поставлен товар со сроком годности 2/3, то уровень сервиса будет равен 66,6%.


Периодичность измерения показателя — неделя, так как этот показатель требует быстрых решений в случае ухудшения (снижения) его значения. Итоговый показатель определяется, как правило, по результатам календарного года.


Уровень сквозного логистического сервиса оценивает всю цепь поставок от поставщика до магазина[3]. Экономически оправданным считается уровень сервиса, равный 93-95%. Более высокие значения влекут за собой дополнительные затраты на содержание товарных запасов. Отсюда следует, что допустимый уровень потерь от отсутствия товара на полках не должен превышать 5-7%. Нормативное значение показателя уровня сервиса в сети определяется исходя из стратегических целей, связанных либо с максимизацией прибыли, либо с увеличением лояльности клиентов и, как следствие, увеличением товарооборота.

  1. Доля издержек цепи поставок рассчитывается как отношение затрат на управление поставками и всех сопутствующих расходов к выручке или логистическому обороту[4] сети. Сюда включаются затраты на:

—   складирование и транспортировку: все затраты, связанные с выполнением операций складской переработки грузов и транспортировки сырья, готовой продукции и товаров;

—   управление товарными запасами и базами данных: затраты на содержание отдела, заказывающего товар и контролирующего товарные остатки, затраты на специализированное программное обеспечение (программные продукты или облачные сервисы), проценты на капитал, вложенный в запасы. Стоимость самих товаров не включается, так как их запасы все равно будут реализованы;

—   управление документооборотом: все затраты, связанные с документальным оформлением операций в цепи поставок;

—   операции, связанные с фасовкой продукции, в том числе с использованием автоматизированного фасовочного оборудования;

—   аренда и амортизационные отчисления.

Затраты и выручка (логистический оборот) берутся без учета НДС. Допустимые значения показателя «доля издержек цепи поставок» находятся в пределах 3,5-5%. Периодичность измерения — месяц. Итоговая доля издержек определяется по результатам финансового года.

  1. Время исполнения заказа в цепи поставок – это время с момента поступления заказа конечного клиента на последнее звено цепи поставок до момента его фактического оприходования в учетной системе клиента (магазина). Среднее время исполнения заказа для клиента не должно превышать 24-х часов.
  1. Производительность цепи поставок оценивается как количество единиц товара, обработанных в цепи поставок в единицу времени. Например, розничная сеть способна пропустить через свои магазины 1 млн. единиц товара в сутки. В практике норматив по этому показателю не встречается. В дальнейшем требуется разработать методику расчета и нормативные значения данного показателя.
  1. Оборачиваемость товарного запаса в цепи поставок в днях рассчитывается как отношение средне складского запаса к выручке умноженное на количество дней в отчетном периоде. Расчетные значения, средний склад и выручка очищаются от НДС и берутся в закупочных ценах. Не следует путать с понятием обеспеченности остатками. Товарооборачиваемость рассчитывается исходя из средних запасов за период, а обеспеченность — исходя из суммы запасов на дату. Нормативом в цепи поставок ритейлера считается 30 дней касательно всех запасов в цепи поставок, включая запасы, находящиеся в пути.


Каковы дальнейшие шаги?

Необходимо:

— определить несколько, не более трех-пяти, ключевых показателей и методику их расчета при оценке цепи поставок,

— выработать критерии достаточности показателей оценки логистической деятельности; создать в дальнейшем программный продукт для сравнения цепей поставок компаний различных отраслей и регионов на базе единых алгоритмов,

— разработать региональные и отраслевые поправочные коэффициенты показателей оценки цепи поставок,

— сформировать согласованную периодичность измерения показателей.

 

Сергей Сурмач, директор по логистике, ООО «ЭССЕН — Логистик», член Совета профессионалов по цепям поставок


[1] Области критериев цепи поставок определены по результатам исследования Совета профессионалов по цепям поставок в апреле 2015 года.

[2] SKU (Stock Keeping Unit) — идентификатор товарной позиции, единица учёта запасов.

[3] Не следует путать с уровнем сервиса склада, когда расчет осуществляется исходя из наличия складских остатков — показатель наличия остатков на складе или на полке.

[4] Пример показателя логистический оборот: розничная сеть поставляет в магазины 25% ассортимента на 100 млн. рублей через распределительный центр (РЦ), а 75% на 300 млн. рублей напрямую, минуя РЦ. Так вот 100 млн. рублей — это логистический оборот 400 млн. это выручка Но здесь встает вопрос — от какого оборота считать долю затрат на логистику и цепи поставок? Ведь во втором случае поставщик сам напрямую доставляет товар в магазины.


http://supplychainrussia.ru/supply_chain_assess_method/


дата: 05.05.2015 19:34:12    просмотров: 7290

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

логистика Международные автомобильные перевозки: с чего начать и как правильно организовать Система «АвтоТрекер» внедрена в транспортной компании «Башавтотранс» складская логистика Сколько заплатят за работу в выходные и праздники и можно ли от нее отказаться Стройки обгоняют арендаторов Таможня вводит электронную систему управления очередью Управление таможенной инспекции ликвидируется в структуре ФТС со 2 июля 2010 года ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМ? эффективное управление запасами