Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Вольфганг Штольцле: Мегатренды в логистике, часть первая

Вольфганг Штольцле: Мегатренды в логистике

часть первая


Какие факторы оказывают существенное влияние на тенденции в логистике? К ним можно отнести логистические рынки, новые технологии, таможенные границы, человеческий фактор, инновации.


Данная публикация начинает цикл статей, написанных на основе материалов мастер-класса «Мегатренды в логистике» Вольфганга Штольцле, профессора кафедры«Управление логистикой» Университета Санкт-Галлен Германии. Мастер-класс прошел 17 апреля 2015 года в Московской школе управления СКОЛКОВО при поддержке логистической компании NAWINIA.


Логистические рынки


Оборот логистического рынка Швейцарии составляет около 38 млрд. швейцарских франков. В этой сфере работают 174 тысячи человек. Эти цифры могут показаться смешными, ведь в России работают значительно больше. Но если сравнить население Швейцарии, составляющее 8 миллионов человек, с населением России, то можно понять, насколько большое место занимает логистика в швейцарской экономике.


Исследования логистического рынка


Исследование необходимы для сравнения рынков разных стран, получения отправных точек для понимания отрасли заказчиками (промышленность и торговля) и подрядчиками (логистическая отрасль). Важно получить цифры, на основании которых можно планировать принятие стратегических решений и развитие.


Новые технологии


Развитие технологии трехмерной 3D печати идет весьма динамично, и это несет большие изменения в логистическую отрасль. Будет ли в будущем все печататься в 3D принтерах? Будет ли продолжать существовать логистика? Никто не знает, в какой степени технология 3D печати повлияет на логистическую отрасль. Но физические потоки материалов и товаров будут продолжать существовать, потому что полностью заменить логистику цифровыми технологиями невозможно. Однако эти потоки изменятся, и это изменение будет весьма сильно зависеть от того, как будет развиваться технология 3D печати.


Таможенные границы


В Европейский союз входят 28 стран. В Европе таможенных границ, за исключением Швейцарии, нет. Таким образом, тема таможни в Центральной Европе отошла на второй план, кроме тех случаев, когда имеют место экспортные поставки через таможенные границы Евросоюза.

Таможенные границы влияют на логистические структуры. С одной стороны, это тариф. С другой стороны — административные расходы, транзакционные издержки, необходимость в дистрибуционных складских структурах для обеспечения бесперебойности поставок. Все это означает дополнительные издержки.


Человеческий фактор в логистике


Логистика – это человеческий бизнес (people business). Несмотря на автоматизацию и широкое применение технологий, логистика без людей не будет работать. Практически нет других должностей, имеющих такое количество точек контакта на предприятии и с внешним миром, поэтому коммуникации для логистики жизненно важны. Поэтому важно обучать менеджеров процессу коммуникации с другими сферами, разрешению конфликтов. Ведь конфликты в реальной жизни возникают постоянно. И это абсолютно естественно между подрядчиком (логистической отраслью) и заказчиком (торговлей и промышленностью).


Инновационное развитие


Нужно обеспечивать инновационное развитие, причем в самых разных аспектах. Трехмерная печать – всего лишь небольшой пример такого развития. Нужно выстраивать бизнес-модели работы между поставщиками услуг и промышленностью и торговлей. Объект работы логистики — огромное количество товаров широкого потребления. И это требует соответствующего выстраивания цепей логистики. Это огромные задачи и вызовы, стоящие перед нами.

Важно четкое прогнозирование. Нужны стройные структуры сокращения рабочего капитала (working capital). Сокращение издержек — актуальная тенденция, с которой сталкиваются логистические структуры, и над этой задачей нужно работать самим – нельзя передавать кому-то другому. Следует различать цепи поставок и цепи закупок. Глубина цепи создания ценности все время уменьшается, что приводит к появлению совершенно новых задач перед логистикой. Таким образом, затрагиваются и стратегические решения о закупках.

Есть целый ряд новых тем и технологий: системы телематики, поддержки транспортной логистики, обеспечения инфраструктуры, концепции поставок just-in-time, just-in-sequence. Логистика постоянно разрабатывает новые концепции и системы, развивается дальше, в сторону финансирования, оценки и контроллинга. Многие предприятия управляются с точки зрения ориентации на ценности и рентабельность. Вместе с этим логистика не влияет непосредственно на рентабельность и маржу. Если логистика осуществляется на высоком уровне, то о ней и не говорят. Но как только, если у вас пустой склад, дефицит товара, если производственное предприятие не получает сырья, вы почувствуете, что логистика не работает. Но даже при этом вы не можете оценить, какое влияние оказывает логистика в цифрах на рентабельность. И руководство логистическим отделом обычно оценивается именно по этим цифрам, то есть топ-менеджменту нужно доказывать, какой вклад логистика вносит в рентабельность предприятия. Поэтому в сфере финансирования необходимо разрабатывать модели оценки эффективности (или неэффективности) работы логического отдела.


Новое понимание логистики


Логистика сейчас понимается гораздо шире, чем только транспорт и складское хозяйство. Менеджеры занимаются стратегией цепей поставок: каким образом обслуживаются рынки и как они (рынки) дифференцируются по продуктам или группам продуктов. Все это осуществляет логистика для того, чтобы соответствующим образом поддерживать сбыт.

По сравнению с 70-ми годами в логистике произошло значительное развитие. Тогда речь шла о новых подходах к перевалке грузов, транспортировке, хранению. Сейчас мы говорим о менеджменте в области цепи поставок, включающим в себя и логистику. Поэтому правильнее будет спрашивать не о том, останется ли логистика в живых после развития 3D печати, а через пять или восемь лет, возможно, нам придется говорить не о логистике, а исключительно об управлении цепью поставок. Вот так меняются термины и понятия. Содержание дисциплины логистики становится гораздо богаче. Поэтому я с большим интересом смотрю на дальнейшее развитие отрасли. Если посмотреть на США, то примерно лет десять назад был американский союз логистов — Совет менеджеров в области логистики. Он был переименован, и теперь называется «Совет профессионалов по управлению цепями поставок». Мы видим, что в США из названия самого главного отраслевого объединения слово «логистика» фактически исчезло.


Тенденции в логистике


На всех нас влияют основные тенденции в мире логистики. Правда, не все эти тенденции своими корнями находятся в логистике, но, так и или иначе, влияют напрямую на нашу жизнь.

Тенденции часто начинаются в прошлом, без изменений или с некоторыми изменениями проецируются на будущее. Задайте себе вопрос — а это правильный подход? Стоит ли продолжать так делать или наоборот, нужно больше думать о том, как этот тренд будет меняться.

Итак, начнем с основных тенденций. Их важно рассмотреть в начале потому, что на их основе можно делать отдельные выводы о развитии логистики в мире.

Тенденции, основные мегатренды, которые чаще всего обсуждаются в исследованиях, следующие:

Тенденция С чем связана Сфера
Глобализация Конкуренция за рынки Рынок
Устойчивость Устойчивое развитие, окружающая среда и ресурсы Социально-экологическая среда
Стратегические альянсы в цепях поставки Аутсорсинг и сотрудничество Фирмы
Индивидуализм Индивидуализация услуг, удовлетворение нужд Потребитель
Демография Квалифицированный персонал Персонал
Оцифровка (дигитализация) Industry 4.0, Big data, … ИТ

 

Конечно, есть и другие важные тенденции для логистики. Но в тех 60 исследованиях, которых мы обработали, они упоминались не так часто. Итак, рассмотрим по порядку.

Глобализация

Глобализация связана с тем, как мир развивался за последние 10-15 лет. Таможенные границы Центральной Европе во многом уже исчезли. Это повлияло, как положительно, так и отрицательно, на работу целого ряда предприятий в Центральной Европе. Сейчас там очень высокая проницаемость национальных границ. Границы внутри Европейского Союза стали абсолютно прозрачными, что невероятно облегчает движение товаров и услуг между государствами. Это улучшает благосостояние государств, положительно влияет на экономику. Это можно видеть как в текстильной промышленности, так и в области электроники. Более 90% продуктов, которые можно приобрести в Европе, поставляются с Дальнего Востока. В Центральной Европе практически ничего уже не производится. Все извлекают выгоды от низкой себестоимости производства в странах Дальнего Востока, а также в других регионах.

Сейчас все стараются работать эффективнее, в том числе и в логистике. Рассмотрим пример судов-контейнеровозов. Еще 10-12 назад лет более 6-8 тысяч стандартных 20-футовых контейнеров считалось самым большим, что может привезти крупнейшее судно. Всего несколько месяцев назад со стапелей было спущено судно CSCL Globe.


Судно вмещает 19 тысяч стандартных контейнеров. В Гамбургском порту его уже нельзя разгрузить. Туда он просто не пройдет по осадке. Нужны новые порты. В Роттердаме, например, судно приходится разгружать на рейде, потому что в порт оно войти уже не может.

Это приводит к тому, что расходы на транспортировку, например, одной футболки или МР3 плеера, невероятно снизились. Вот преимущества глобализации. Перед вами открываются новые рынки, марки и бренды, все они работают глобально. Это означает, что мы сейчас живем в глобальном мире. Это касается и сбыта, и закупок. С другой стороны, нужно сокращать расходы там, где все еще есть таможенные границы.

Конкуренция на рынке выглядит совершенно по-другому. Есть отрасли, где совершенно нет конкурентоспособных национальных производителей, в первую очередь в логистике. Это особенно видно в области перевозок сборных грузов. Сейчас логистические компании конкурируют с фирмами из Литвы, Украины, Испании, Греции. Это конкуренты, названия которых раньше никогда не слышали. Это другая сторона медали. Наряду с тем, что глобализация дает много возможностей для логистики, все время растут расстояния и интенсивность перевозок. И тот, кто сумеет этим воспользоваться, сможет увеличить долю на рынке и развивать свой бизнес.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/61700/

https://ekspertov.ru/

дата: 13.05.2015 14:33:20    просмотров: 1867

рейтинг: 
(Голосов: 3, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом