Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

В экономике, похоже, происходит откат в 90-е

В экономике, похоже, происходит откат в 90-е


Меня очень пугают тенденции, происходящие в последнее время. Экономические проблемы, наблюдаемые в мире, приводят соответственно к напряженной экономической ситуации в России, где я, собственно, и проживаю. Это породило целый комплекс проблем.

            

Например, не заметили ли вы, что многовато стало жулья? Причем начинающих, еще не окрепших жуликов и преступников, неоперившихся и неопытных. Может быть это субъективное ощущение, но мне кажется, что возросло количество мелких преступлений, краж и прочего бытового воровства, автоподстав. Некоторые вообще начали играть по крупному – недавно совсем было в новостях о том, как в инкассаторов бросили гранату, но… Не срослось. Уж казалось бы – как можно так облажаться, взорвать гранату, но уйти без денег? Значит, действовал не «профессионал», а любитель, возможно даже новичок. Экономика ужалась, многих выдавило за пределы привычного круга бытового комфорта, и далеко не все способны с этим смириться.

            

Тот же постулат верен, как по мне, и для уровня повыше – начавшиеся переделы собственности (а по другому происходящие события я описать не могу) и даже «посадки» - это вполне логичное следствие экономических проблем. Разборки затронули и крупный бизнес, и даже очень крупный, доселе неприкасаемый. Все же слышали про уголовное дело на губернатора Коми В. Гайзера? Вроде ничем особенным не выделялся человек, наоборот – практически слился с серой толпой чиновников – золотые ручки, золотые часы, оффшоры – стандартный набор, им даже бабушек на лавочке в наше время не удивишь. Однако поди ж ты – схватили, и именно его. То, что даже в государственной думе есть люди и побогаче, с тем же набором оффшоров и сомнительных сделок – никого особо не волнует.

            

Беспокоятся и участники санкционного списка – вот уж кому я не завидую! Обычный план развития делового человека на современной Руси прост и изящен, немного напоминает игру в казино, когда надо вовремя из этого заведения свалить, причем с деньгами. Вот как, например, сделал бывшый сенатор от Тувы Сергей Пугачев – взял и подал иск против России на сумму в 10 миллиардов долларов. Забыты присяги, клятвы и громкие слова о защите Российской Федерации – все, из «казино» отвалить успел, можно сбросить маску «патриота» и показать свое истинное лицо в Арбитражном суде Гааги. А вот Гайзер не успел, но хотя бы имел такую возможность. А теперь представьте, что вы под санкциями – и что делать? Клаустрофобия! Двери казино закрыты, причем не изнутри, а снаружи, и на улице тебя видеть не желают. При этом в любую секунду к тебе могут подойти сотрудники службы безопасности, и потребовать отчета обо всех шулерских приемчиках, которые помогли сколотить состояние.

            

Кошмар, вот так вот стараешься изо всех сил, детей обучаешь за границей (чтобы легче приспособились к сытой жизни в отрыве от Родины-Матушки), а сам ежедневно-еженощно страдаешь, строя из себя патриота и «государева человека», думая каждую секунду – когда же свалить… Слишком рано нельзя – некомильфо, могут обогнать по количеству ноликов в сумме на банковском счету (ведь кроме России, «таланты» наших миллиардеров нигде, почему то, не работают), и будет обидно – не хватит на коллекцию новых золотых часов. Слишком поздно – тоже неприятный вариант, можно сесть. Представляете, какие нужны нервы для такой должности?

            

Если вернуться к санкционникам – им приходится строить свой «базис» в России, а не в Великобритании или Франции, и это в свою очередь влечет за собой целую череду проблем. Для постоянного увеличения цифры на банковском счету нужны активы, способные его регулярно пополнять – а где такие возьмешь? Можно было бы, конечно, используя уже накопленные средства, что-нибудь построить, но это плохой вариант – долго, да и деньги не хочется терять, как знать, вдруг санкции отменят, и ты успеешь упорхнуть на свою виллу в Италии, а упархивать то и не с чем – деньги вложены в какой-нибудь сталелитейный завод, и отобьются лет через пятнадцать – что делать? Единственный выход – отбить уже готовый актив, но и тут сложно – их по пальцам пересчитать после Ельцинской приватизации. Не занятого крупняка осталось совсем мало, и на него претендуют уже совсем титаны, вроде Аркадия Ротенберга.

           

            

Нацеленность господина Ротенберга на Шереметьево мне понятна – не актив, жемчужина! Ворота страны, через которые можно улететь на солнечный Кипр (туда, где этот аэропорт и будет зарегистрирован в скором времени через оффшорную компанию «TPS Avia») – ну кто откажется от такой игрушки. Государственное значение актива дает определенный политический вес его держателю, а возможность летать на личном «Бомбардьере» без очередей – приятный бонус. Вот и идет уже не первый год процесс переписывания аэропорта на примелькавшееся по газетным заголовкам имя. Правда, уже есть маленькие неприятности.

            

Одной из компаний, купленных Ротенбергом в числе аэропортовых активов, оказался грузовой оператор «Москва Карго». Особого опыта работы с грузами у него не было – так, работал понемножку, не претендуя на мировое господство. Но разве может устроить такая скромная жизнь амбициозного нового хозяина? И вот – небольшой грузооператор получает по тендеру огромный подряд аж от целого «Аэрофлота». Говорятся громкие и красивые слова, высшие должностные лица подписывают бумаги, где расхваливают победителя тендера, постоянно слышны речи «вот теперь то заживем», «вот теперь то серьезный человек вложит миллиарды, будем как в Европе», «наконец то вкладывает в Россию, а не в Италию», и прочее. Увы – не срослось.

            

Пожалуй, «Москва Карго» всерьез поборется в этом году за неформальный «кубок» главных тендер-провалов 2015. Так эпично облажаться, да еще, несмотря на все усилия по анонимизации, попасть под перекрестный огонь прессы – это очень обидно. Пересказывать новости не буду – уже все, наверное, знают и про пропавшие продукты, и про погибших в аэропорту животных.

            

И правда, зачем старое ворошить. Давайте посмотрим в будущее – что нас ждет? По сути, нас ждет массовая частная монополизация, и это – пожалуй, одна из самых страшных проблем, с которыми мы столкнемся в ближайшем будущем. РЖД, аэропорты, «Аэрофлот», «Сбербанк», и многое другое – на базисе этих некогда государственных компаний вырастут частные монополии, от которых мы с вами никуда не денемся. Разве сможет ФАС приструнить Ротенберга, когда он будет полным хозяином того же «Шереметьево», если даже сейчас не смогла предотвратить заведомо незаконный тендер, приведший к таким тяжелым последствиям? Да еще и учитывая, что вместе с Ротенбергом аэропортом через все тот же оффшор будет владеть Александр Скоробогатько, давний член государственной думы? Кстати, упорно поговаривают, что третий собственник грузового оператора – олигарх Александр Пономаренко – уже сам, напрямую управляет активом, видимо разочаровавшись в способностях топ-менеджмента. А еще – сюрприз, сюрприз! – он является председателем директоров аэропорта Шереметьево.

            

Кроме «Москвы Карго» из аэропорта «Шереметьево» особо ничего не слышно – а жаль. Готовящийся к приватизации аэропорт представляет собой удивительное сосредоточение государственных активов, олигархов и депутатов, занятых странными действиями. Вот они объединяются – «Аэрофлот», «Шереметьево», «Москва Карго», и начинают вместе разгребать грузовые завалы – о чем это говорит? Говорит это о том, что персонал, обязанный заниматься обслуживанием пассажиров или их багажа перекинут на обслуживание коммерческих грузов – с соответствующим итогом для качества обслуживания. Порт еще даже до конца не приватизировали, а прогнозируемое экспертами снижение качества (а частные монополии в ста процентах случаев приводят к потере качества) уже не получается скрывать за красивыми словами о невидимой руке рынка! Более того, участники рынка отметили, что тарифы победителя тендера значительно выросли – несмотря на то, что победой в тендере он и обязан во многом дешевизне предложения. Получается, что пока еще государственный «Шереметьево» в интересах будущего собственника (именно будущего, не нынешнего – государства) занимается тем, что должно регулировать государство – распределением и регулировкой условий работы, и как итог - предоставляет заведомо льготные условия работы тем, кто связан с будущим монополистом (именно для этого все нужные компании консолидируются в одну, для передачи ее частному собственнику). «Москва Карго» имеет «правильного» собственника (Ротенберга) – значит получает вольготные условия работы, а в случае чего – даже помощь персонала «Шереметьево» и «Аэрофлота». Догадайтесь, получат ли такие привилегии компании, не входящие в доверенный круг? Выберет ли «Аэрофлот» себе в поставщики, к примеру, питания компанию, которая вместо тридцати тысяч бутербродов в сутки способна приготовить лишь две тысячи, а потом защищать ее, и поставить своих стюардесс, техников и уборщиков туалетов нарезать колбасу и сыр в помощь? Выберет, если у нее будет правильный хозяин, теперь-то мы знаем.

            

Не хотелось об этом писать, но я реально ожидаю за второй волной приватизации повторение 90-х годов, это совершенно логичное последствие такого решения. Уже сейчас видны предпосылки – активизируются рейдеры, применяя все более незаконные способы – убивая, поджигая имущество и угрожая, требуя продавать за копейки акции, собственность… И все это непотребство будет прикрыто привычным фасадом оболванивающих ток-шоу и прочими зрелищами. Кстати, про зрелища – слышали о введении продовольственных карточек? Хлеб и зрелища, прекрасно! Хлеба дадут по карточке, зрелища предоставят по телевизору – знай себе сиди, главное особо не задумывайся, пока серьезные люди заняты делом.

            

Позволю себе сделать вывод – такое положение не изменится, пока сверху не будет дана команда – исполнять закон в отношении всех, не озираясь на должности, статусы и дружбу. При нынешней ситуации проверяющие могут «замордовать» до смерти какой-нибудь чистенький, законно оформленный цех, но прикрывать рукой глаза, проходя мимо безобразия, если это «безобразие» принадлежит нужным людям. Если эту систему не изменить – никто не будет вкладывать серьезные силы в развитие отечественной экономики, все будут жить по принципу «казино» - урвал и убежал.

Денис Коренев

дата: 25.09.2015 12:33:21    просмотров: 1048

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 3.4)



Рекламный блок

Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады