Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Оптимальные методы отбора товара

Оптимальные методы отбора товара


Для определения оптимального метода отбора товара необходимо учитывать все процессы, происходящие на складе. Порой метод отбора необходимо корректировать уже непосредственно во время комплектации заказа. Поэтому нередко на складах отказываются от традиционных процессов отбора, а имеющиеся современные методы пытаются комбинировать для максимальной оптимизации.

 

Для начала остановимся на одной из имеющихся концепций выполнения технологических операций – «человек к товару» и «товар к человеку». Поскольку система «товар к человеку» применяется на автоматизированных линиях, то и управляет всем процессом доставки товара к человеку исключительно оборудование. Складской персонал лишь извлекает груз из окна выдачи. Однако мы остановимся на другой концепции – «человек к товару».

 

Позаказный отбор


Позаказный отбор – это традиционный и самый простой метод отбора. На один заказ один человек. Все просто! Ведь без современных WMS-систем сложно было бы организовать какой-то другой способ. Не имея и не зная современных систем, складской персонал приспособился к условиям работы и, к примеру, использует зонный отбор, когда кладовщики отбирают товар в зоне, за которую отвечают.  На штучном отборе мелкого товара иногда выбирают одного кладовщица, который громко читает позиции и количество единиц, а весь свободный персонал собирает товар и устно подтверждает это. Или же третий вариант, когда иногда длинные многостраничные накладные разрывают по листам, и каждый сотрудник собирает свою часть.

Безусловно, при отсутствии технологических возможностей использование простых методов наиболее эффективно. Однако сегодня, когда технологии развиваются все быстрее, многие склады все так же работают с позаказным отбором. Специалисты сходятся во мнении, что это обусловлено в первую очередь человеческим фактором. В такой ситуации работник чувствует ответственность за свой труд, работа ему понятна, складываются комфортные психологические условия.


Если позаказный метод  оправдан, то им следует пользоваться. Но его применяют намного чаще, чем это необходимо. Возникает вопрос, почему при наличии технологических возможностей ими пренебрегают?

 

Не умею или не хочу?

 

Зачастую современными технологиями пренебрегают не из-за нехватки знаний. Большинству комфортнее работать «по старинке». А у руководства нет времени на то, чтобы проанализировать процессы, происходящие на складе, и попытаться их оптимизировать. Все заняты лишь выполнением планов отгрузки или административными делами.

 

Однако стоит отметить, что не всегда игнорирование возможностей технологий связано с отсутствием желания. Некоторые поставщики современных систем оборудования не считают нужным затрачивать большое количество времени на обучение. Многие ограничиваются несколькими фразами, ответами на возникшие вопросы и заканчивают презентацию.

В таких условиях у сотрудников просто нет шансов узнать, как еще можно использовать установленную программу, как она может помочь им в работе?

 

Мягкое разделение заказа

 

Один из наиболее сложных методов отбора – это распределение заказа между несколькими людьми. Каждый из них выполняет определенную часть, а после окончания берется за следующий этап. Суть мягкого разделения состоит в том, что заранее ничего не делится. Каждый сотрудник может выполнить разный объем работ, все зависит от скорости выполнения.


Примерами мягкого разделения служат встречный и чередующийся отборы.

  1. Встречный отбор – это подключение второго человека к списку товаров в обратном порядке. В итоге два сотрудника движутся по маршруту с разных концов. Место их встречи не известно, каждый закончит отбор у своей последней ячейки, а после повезет товар в зону отгрузки. Такой метод вполне оправдан на тех складах, где рационально применять и обычный позаказный метод. Если встречаются крупные заказы, то к работе подключается еще один сотрудник.
  2. Чередующийся отбор – это подключение к списку товаров второго, третьего, четвертого и т. д. человека для того, чтобы они получали задания по очереди. При таком методе один человек, например, может получить больше заданий, если остальные долго выполняют свои. Перемещения в таком случае могут быть значительными, что выглядит не совсем рационально. Улучшить такой метод можно, если пока один оператор работает в своем проходе, направить другого в следующий. Это можно использовать в основном как дополнение к встречному отбору, когда нужно подключить третьего человека.

 

Зонные отборы


Среди зонных отборов выделяют параллельный и зонный отбор с передачей. К примеру, если у маршрута лишь два конца, то можно разделить его. Тогда получается уже четыре конца, и уже четверо исполнителей направляются в середину от своего края отрезка. Так все сотрудники работают параллельно, и каждый отбирает товар в своей зоне.

При зонном отборе с передачей отбор осуществляется последовательно. Первый сотрудник отбирает все товары в заказе в одной зоне склада, а остаток заказа передает следующему оператору, который отвечает за другую зону. При таком методе отдельные операторы отбора работают только в заданном количестве проходов. Новый товар закладывается в тару предыдущей зоны. В такой ситуации зона консолидации и переупаковки не требуется. А работа по разным заказам может вестись параллельно.

 

Волновой отбор

 

Оптимизировать работу склада можно изменив соотношение количества заказов к количеству работников. Так, один человек будет собирать сразу несколько заказов. В такой ситуации используется несколько методов:

  • Волновой.
  • Пакетный.

 

Волновой отбор может применяться в нескольких случаях. Например, при штучном или коробочном отборе, когда заказы небольшие и на тележку можно поставить сразу несколько коробок или лотков из разных заказов. Система будет лишь подсказывать, для какого заказа предназначается товар, в какую коробку его необходимо класть.

 

Также заказы одного клиента можно объединять в волны заказа. Конечно, по накладным это будут совсем разные заказы, однако все они будут смешаны на одной паллете. При грамотном подборе волн заказов количество перемещений по складу сокращается в разы. Однако эффективность этого метода уменьшается с ростом количества строк в заказах.

 

При пакетном отборе все заказы вначале отбираются в одну тару, а затем рассортировываются в зоне переупаковки. Такой метод эффективен, если нужно сформировать много похожих заказов. Пакетный отбор часто применяется на распределительных центрах сетей магазинов. Он позволяет делить целые паллеты по заказам в зоне переупаковки. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если не весь товар будет маркирован штрихкодами. Получается, что сканировать в зоне переупаковки будет нечего, а набор данных на клавиатуре сводит эффективность к нулю.


Комплексный отбор

 

Комплексный отбор – это совокупность всех описанных выше методов. Это процесс, при котором много людей может собирать много заказов. Суть заключается в том, что волны или пакеты разделяются по зонам, и в каждой из них осуществляются встречные или чередующиеся отборы. И главное здесь – искусство диспетчера управлять всеми этими потоками.


Заключительный этап – установка собранного заказа в зону хранения

После того, как необходимый товар отобран на паллету, остается лишь одно – установить заказ в зону отгрузки. И здесь тоже можно привести несколько примеров по оптимизации этого процесса.

 

Первый подход – «собрал и бросил». Т.е. отборщик ходит по складу и собирает необходимый груз себе на паллету. Но после он не везет весь собранный товар в зону отгрузки, а оставляет полную паллету в случайной ячейке. По существу это тот же самый узкопроходный отбор, только ячейка обмена не выделенная, а случайная. Данный метод удобен тем, что отборщику не нужно везти паллету в зону отгрузки. Просто после того как он поставит паллету в ячейку, система создаст задание погрузчику, и тот заберет ее и доставит в зону отгрузки.

 

Можно немного видоизменить этот метод – отборщик не ставит паллету в случайную ячейку, а оставляет в проходе. А свободный погрузчик подбирает ее и отвозит в необходимую зону. Этот метод может казаться более простым, однако здесь могут возникнуть трудности с тем, что собранная, но еще не доставленная паллета будет мешать другим работникам, находясь в проходе.

Но когда паллета уже в зоне отгрузки, возникает другая проблема. В существующих условиях нередко случается такое, что транспортное средство выехало, но по каким-то причинам так и не доехало до склада. И вот тогда паллета загромождает зону отгрузки и мешает работать с другими клиентами. На практике такую проблему решают двумя способами.

Во-первых, груз можно не вывозить и оставлять в зоне отгрузки. Иногда нет разницы, откуда вывозить паллету. Но бывают случаи, когда рациональнее все же вывозить готовые паллеты именно из зоны хранения. И на некоторых складах сооружают зону экспедиции с набивными или обычными стеллажами и помещают на них паллеты с готовыми заказами. Такой компромисс – прекрасный выход для тех, кому необходимо разгрузить зону хранения, но не загромождать зону отгрузки. Однако отдельная зона экспедиции будет оправдана лишь в том случае, если товар там содержится постоянно.

 

Используя указанные выше методы отбора и отгрузки, Вы сможете не только автоматизировать склад, но и оптимизировать его работу по обработке заказов. Главное всегда находить свободное время для того, чтобы проанализировать работу, как отдельных работников, так и целого складского комплекса в целом.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/61995/

https://ekspertov.ru/

дата: 24.10.2015 21:44:17    просмотров: 6623

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады