Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«Последняя миля» – очередной вызов для системы поставок в розничной торговле

«Последняя миля» – очередной вызов для системы поставок в розничной торговле



Онлайн-торговля уже приобрела вселенские масштабы. По прогнозам экспертов, в текущем году продажи в интернете возрастут на 20%, а общая сумма торговых операций достигнет $1,5 триллиона. Распространяясь на новые рынки, стихия электронной коммерции не оставляет иного выбора ритейлерам и торговым площадкам, кроме как в любом месте и в любое время быть готовыми удовлетворить запросы покупателей.

Новая волна в развитии электронной торговли – это повышение удобства клиентов благодаря оказанию услуг доставки без дополнительной ценовой нагрузки на покупателя. Независимо от того, где клиент предпочитает покупать - в магазине или интернет-каталоге - изо дня в день растут его ожидания относительно удобства совершения покупки, условий доставки, возможностей обмена и возврата товара, причем на эти ожидания влияют географические, демографические и прочие факторы. 

За кулисами яркой сцены электронной торговли скрывается сложная система производства товаров, хранения и распределения запасов, организации цепей поставок и задач розничной торговли. Даже ритейлеры-гиганты, сумевшие наладить продажи по низким ценам и доставку в тот же день, находятся в постоянном поиске эффективного решения «проблемы последней мили». 

В этой погоне за идеальной работой магазинов решающее значение приобретает использование нескольких каналов связи, поскольку успех бизнеса во многом зависит от эффективности системы «последней мили». Торговые предприятия и интернет-магазины имеют разный ассортимент продукции и объемы продаж, поэтому единое решение, как справиться с этим вызовом, увы, пока не найдено. 

И все же есть общая схема, по которой любая компания может сформировать такую стратегию управления цепями поставок, которая позволит максимально оптимизировать систему перевозок и разработать эффективную технологию «последней мили». 

Шесть шагов к преодолению рубежа «последней мили»

Если вашей компании приходится сталкиваться с проблемой «последней мили», для ее решения сначала потребуется пересмотреть всю цепочку поставок и то, насколько система управления запасами отвечает современным требованиям покупателей относительно покупки и доставки товаров. Идеи, которые мы рассмотрим, – это лишь начало пути, но они могут пригодиться вам для принятия оптимальных решений, помогут понять всю сложность «проблемы последней мили» и разработать оптимальную схему ее преодоления. 

1. Всегда помните о том, что важно для покупателя

Для начала ответьте на вопрос: «Каковы ожидания наших покупателей? Как от них зависит их покупательское поведение?» Недавний эксперимент показал, что 93% покупателей при покупке в интернете сделали тот или иной выбор, чтобы выполнить условие получения бесплатной доставки. На предпочтения клиентов также могут повлиять бонусы, скидки на доставку, различные программы лояльности. 

Пристальное внимание к предпочтениям ваших клиентов, выгодные предложения и удобные ноу-хау, например, зип-коды, окошки доставки или пункты раздачи онлайн-заказов в обычных магазинах – непременно пойдут на пользу бизнесу. Применяйте свои наблюдения за покупателями и результаты исследования рынка для совершенствования сети поставок, и ваша прибыть будет расти. 

2. Пробуйте внедрять инновации, например, поставку товаров в комплекте

Проблема «последней мили» понижает рентабельность продукции и усложняет жизнь перевозчикам, которые уже не один десяток лет стоят перед дилеммой компактности перевозимых грузов. Более половины покупателей поудаляли товары из корзин интернет-магазинов из-за высокой стоимости доставки, остальная часть – по причине недоступной бесплатной доставки. Высокая прибыль от продаж, например, нетбуков или планшетов, покроет расходы на почтовые отправления, чего не скажешь о недорогих товарах, которые все же должны приносить прибыль продавцу. 

В данном случае надо стремиться изменить ожидания клиентов, дабы повысить рентабельность доставки «последней милей». Чтобы окупить бесплатную доставку, можно предлагать клиентам делать дополнительные покупки вместе с основной, например, вместе с компьютером приобрести книгу, предмет одежды или посуду. Так повысится стоимость одного заказа, а заодно и количество перевозимых товаров. Еще один вариант – выполнять отправку не сразу, а когда накопится некоторое количество товара, что также оптимизирует процесс доставки и снизит негативное влияние «последней или» на общий доход. Пока остается простор для увеличения объема перевозки, вы можете смело управлять покупательскими ожиданиями с целью хотя бы временного преодоления «проблемы последней мили». 

3. Исследуйте нестандартные способы доставки

Торговые компании, которые построили свой бизнес в стенах традиционных магазинов, намерены бороться за сохранение своих позиций даже при растущей конкуренции интернет-площадок. Покупатели любят ходить в обычные магазины, ведь это особое мероприятие: прогулка по торговому центру, возможность увидеть, подержать в руках товар, прежде чем купить. Однако здесь нельзя не учитывать «кусающиеся» расходы на содержание помещения и персонала. 

Используйте недвижимость и возможность хранения запасов, чтобы разработать оптимальную стратегию «последней мили» и приумножить доход. Пусть традиционные торговые точки станут некими распределительными пунктами вашей электронной торговой фирмы, благодаря которым вы сможете моментально выполнять заказы и экономить на перевозке товаров. 

Вы также можете привлечь провайдера логистики для организации транспортировки, решения проблемы «последней мили» или оценки состояния вашей системы перевозок. Наверняка вам понадобится внести изменения в перечень вариантов доставки, чтобы идти в ногу с потребностями клиентов и поддерживать уровень доходов компании. 

4. Оптимизируйте систему перевозок для преодоления проблемы последней мили

Наибольшая загадка и одновременно ключ к успеху таится в том, как цепочка поставок пополняется товарами и проходит «последнюю милю». Именно на этом этапе резко меняется стоимость доставки, и именно здесь следует внедрять инновации. Но заменяя традиционные методы доставки, мы должны позаботиться об усовершенствовании систем безопасности и отслеживания грузов, дабы качественный товар был доставлен своему покупателю. Поэтому развитие технологий в этой сфере приобретает огромное значение. 

Курьерские службы, специализирующиеся на некрупных посылках, в своей работе всегда следовали принципу доставки из множества точек в одно место, тем самым оптимизируя доставку и решая проблему плотности груза. Однако теперь они столкнулись с проблемой оптимизации доставки по каждому отдельному адресу. Финансовая нагрузка в этом случае возлагается на курьерскую службу и как результат на клиента, что следует из недавнего роста цены на объемные посылки. 

Расходы на транспортировку «последней милей» варьируются, и их приходится тем или иным способом возлагать на всех участников цепочки поставок. Вариантов несколько: оптимизация упаковки, попутная доставка нескольких заказов, перевозка большего количества товаров, накопившихся к определенному моменту. Так, вы сможете несколько снизить расходы на перевозку товаров благодаря внедрению инноваций и повышению компактности доставки. 

5. Принимайте во внимание форму запасов и их место в цепи поставок

Умение быстро, даже заранее, реагировать на изменение спроса становиться едва ли не главным залогом успеха в электронной торговле. Продавцы стремятся разработать систему гибкого управления запасами с тем, чтобы товары заблаговременно находились как можно ближе к потенциальному покупателю. Для разработки оптимальной стратегии управления запасами применяются современные логистические методы и приемы планирования, которые позволяют точно прогнозировать спрос на товары и всевозможные изменения правил и требований. 

Еще недавно для своевременного реагирования на колебания спроса использовался дополнительный запас товаров. С появлением инноваций в сфере доставки, политики согласования цен, возможности прочесть обзор или оставить отзыв о товаре, нерациональное размещение товаров становится едва ли не первым ценообразующим фактором. Гибкая система распределения запасов и их доступность в любой момент может стать огромным преимуществом вашего бизнеса.

Рано или поздно запасы придется размещать повсеместно, а традиционная система упаковки и распределения товаров в обычных магазинах будет подвержена изменениям, поскольку ей не хватает гибкости и прозрачности. Пересмотр методов управления запасами, реорганизация и совершенствование каналов связи, создание эффективной информационной системы управления, связанной с глобальными средами и опирающейся на конкретные пункты хранения запасов позволит эффективно распределять товары в системе поставок. 

Благодаря постепенному замещению прежнего способа распределения (продажи в традиционных магазинах) современной сетью пунктов хранения/выдачи товаров и в то же время установлению связи этих пунктов с традиционными магазинами вы сможете разработать свою уникальную систему планирования. Контроль над запасами товаров на всех точках позволит организовать рентабельную доставку покупателю из ближайшего пункта, и тем самым успешно решить проблему «последней мили». 

6. Научитесь эффективно управлять возвратом

Многие предприниматели стараются заранее продумать способы преодоления «проблемы последней мили», и это не случайно. Как правила, затраты на возврат товаров вообще не окупаются. Попробуйте сделать управление возвратом одним из инструментов преодоления «последней мили», и вы «убьете двух зайцев»: создадите удобный сервис возврата для клиентов и наладите плавное вливание возвращаемых товаров в поток поставок. 

Чтобы операции возврата в конце рабочего дня были эффективны, следует минимизировать количество остановок. Водители могут подбирать возврат по пути, следуя по своему обычному маршруту. Еще один способ – разработать систему поощрений клиентов за возврат в магазин или в специальный пункт приема. 

Со стороны все это выглядит сложно, потому что так и есть. Некоторые предприятия уже пожинают плоды от внедрения стратегии мониторинга запасов и выполнения поставок в режиме реального времени, включая запасы обычных магазинов и активы онлайн-каталога, и одновременно занимаются разработкой более совершенных методов решения «проблемы последней мили». 

Однако все эти преобразования не смогли полностью исчерпать вопросы, касающиеся транспортировки «последней милей». Одно мы знаем наверняка: в последующие несколько лет будет проходить активный поиск путей решения проблемы «последней мили». Тем, кто решил заняться разработкой собственной системы, придется проработать сразу несколько различных схем распределения товаров. Это необходимо для объективной оценки их стоимости, а также для приобретения ценного опыта решения проблемы «последней мили». Чтобы правильно наметить пункты распределения, нужно будет построить модель сети поставок и начать процесс оптимизации запасов. 

Прибыльность предприятия напрямую зависит от эффективности организации цепи поставок. Цель всех усилий – это:

• наличие запасов в нужном месте в нужное время; 
• разработка гибкой системы поставок, при которой запасы находятся максимально близко к потенциальному клиенту; 
• создание способов доставки, удобных для покупателей и не затратных для продавца; 
• внедрение продуманной системы возврата и стратегии удержания клиентов. 


Aйрат Ихсанов, 
руководитель «Международной консалтинговой компании SCM Consult».

Источник: «SCM Consult»

дата: 06.07.2016 16:46:20    просмотров: 6124

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Американский опыт мотивации персонала Бизнес полюбил власть за выход из кризиса В Ростовском универсальном порту открыт таможенный терминал Внимание: на вас собирают рекомендации! Для корректировки таможенной стоимости используется самая низкая стоимость сделки За что платить топам? Как импортировать продовольственные товары Ключевые показатели эффективности (KPI) в розничной торговле Логистический неформат (часть 2) эффективное управление запасами