Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Информационные технологии в РЖД

Информационные технологии в РЖД


Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем "Российских железных дорог" (РЖД).


2016


В РЖД не доверили "Ай-Теко" и "Бостон консалтинг" писать ИТ-стратегию


В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.


Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.


К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.


Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.


При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).


Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.


« Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. - Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке. »


При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.


Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.


Планы по импортозамещению ИТ-продуктов


23 мая 2016 года стало известно о планах РЖД увеличить долю российского программного обеспечения в своей ИТ-системе до 80% через четыре года. В случае с ИТ-оборудованием ожидается показатель в 60%. Это заявление сделал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин в ходе форума «ИТ+Суверенитет», сообщает ТАСС.


« Если говорить о наших планах, то к 2020 году мы планируем, что 100% алгоритмов и методик будут российскими, 80% программного обеспечения будет российским. По аппаратному обеспечению, очень надеюсь, эта цифра будет 60%, но для этого нужно сделать очень серьезный рывок, — сказал Чаркин. »


По его словам, Россия сильно отстает от западных стран в части производства оборудования, однако РЖД все равно старается по возможности отдавать предпочтение отечественной сборке.



РЖД планирует увеличить долю российского ПО до 80% в своей ИТ-системе




К маю 2016 года в ИТ-системе РЖД используется 90% алгоритмов и методик, разработанных российскими компаниями. В отношении софта и оборудования доля отечественных решений составляет 30% и 10% соответственно. При этом 80% АСУТП переведено на отечественные платформы, отметил Евгений Чаркин.


Он добавил, что РЖД, будучи госкомпанией, заинтересована в поддержке государством финансирования разработчиков высокопроизводительных СУБД и элементной базы для аппаратного обеспечения.


« С точки зрения ПО существует жесткое требование — интеллектуальная собственность должна быть передана РЖД независимо от внешних подрядчиков, — отметил Чаркин. »

Он напомнил, что компания РЖД встала на путь импортозамещения в 2007 году, сделав это по трем основным причинам: независимость и производственная безопасность, социальный фактор и экономическая целесообразность (отечественные разработки ПО должны быть на порядок дешевле, чем западные).[1]


Новый ИТ-директор обновляет ИТ-стратегию


В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.


Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД


Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.


Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.


Второе направление развития ИТ РЖД - разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.


Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.


Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).


В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать облачные решения (в том числе – отечественные) и виртуализацию.


В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент - реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.


В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие - замещаться.


В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.


Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.


В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖДНИИАС и ОЦРВ, но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.


2013


Обновление парка ПК и оргтехники


В апреле 2013 года в РЖД говорили TAdviser о планах потратить более 600 млн рублей на обновление компьютерного парка и оргтехники в своих территориальных подразделениях.


Наиболее крупным единовременным приобретением техники стала покупка свыше 10 тыс. моноблоков HP Compaq Pro 6300 для оснащения рабочих мест сотрудников в рамках программы по информатизации РЖД на 2013 год, которые обошлись примерно в 300 млн рублей, говорил собеседник TAdviser.


Вместе с этими моноблоками сотрудники РЖД получили порядка 1,7 тыс. принтеров Xerox и более 2 тыс. сканеров Fujitsu.


Компьютеры и оргтехнику в рамках этого проекта планировалось поставить в филиалы РЖД в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Южно-Сахалинске до конца ноября 2013 года.


Модернизация ЦОД


Порядка 2 млрд рублей в 2013 году РЖД направил на модернизацию Главного вычислительного центра и его структурных подразделений. Подробнее о проекте.


2012


Обновление парка ПК и оргтехники


В 2012 году затраты РЖД на компьютеры и оргтехнику превысили 1 млрд рублей. В филиалы компании для оснащения рабочих мест в рамках программы информатизации было поставлено свыше 28 тыс. ПК с мониторами, более 5 тыс. принтеров и около 1,5 тыс. сканеров.


ИТ-бюджет

По словам ИТ-директора РЖД Алексея Илларионова, расходы на ИТ в компании составляют "0,6-0,7%, максимум 1% от всех капитальных затрат холдинга". Всего же на ИТ в 2012 году РЖД планировал направить 18 млрд рублей.


При этом, Илларионов отмечал, что ежегодно ИТ-бюджет сокращается. Это происходит за счет общей оптимизации всей ИТ-инфраструктуры.


2010


ИТ-инфраструктура РЖД: 4000 систем и 12000 сотрудников


На 2010 год среди 4 тыс. информационных систем РЖД есть «беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире», говорил ИТ-директор компании Алексей Илларионов. В качестве примеров таких ИС он приводил управление грузовыми и пассажирскими перевозками и технологический документооборот.[2]


« В РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов, - заявлял он на конференции «Инфотранс». - 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. У нас 12 тыс. сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс. информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире »


Перечисление ИС Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. «Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом, - оценивал он. – В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей». По словам Илларионова, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность.


Далее Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками.


« Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов, - говорил он. – Активно развивается АСУ «Экспресс», в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года. Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП. По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире »

Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. «Наш центр разработки и внедрения обеспечил полный контроль над ключевыми разработками и существенно снизил нашу зависимость, в т.ч. и финансовую, от внешних разработчиков, - говорил он. - У нас появилась возможность использовать этот потенциал для внешнего рынка».


« Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, - развивал мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами »


По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63010/

дата: 24.11.2016 12:04:33    просмотров: 2745

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries то караул