Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как правильно экономить на оснащении автопарка тахографами

Как правильно экономить на оснащении автопарка тахографами


Максим Вальпа   Директор по развитию, Екатеринбург

Убытки от покупки дешевого контрольного оборудования в три раза превышают мнимую экономию. Пример из практики реальных компаний с реальными цифрами.


В Российской Федерации, согласно законодательству, установка тахографа является обязательной для транспортных средств с разрешенной массой более 3,5 тонн. Тахограф позволяет измерять и регистрировать скорость, пробег и время движения, а также контролирует режим работы водителя, то есть фиксирует время, потраченное на труд и отдых.


Что такое тахограф сам по себе – новая «кормушка» или полезный инструмент для снижения аварий на дорогах и нормализации рабочего графика водителей – спорить можно долго. Ясно только одно: их не отменят. А стоимость данного бортового устройства немаленькая: от 35 тыс. до 45 тыс. рублей (с установкой, калибровкой и активацией блока НКМ). И, учитывая, что многие компании в кризис стараются экономить, каждая стремится найти вариант как можно дешевле. Но дешевле ли покупать дешевый тахограф?


Проблема данного рынка в том, что контрольное устройство (тахограф) является законодательным прибором. То есть он должен полностью отвечать совокупным требованиям различных законов и постановлений правительства, в которых, кстати, не так-то просто разобраться. Производители данного оборудования делятся на два лагеря. Первые (большинство) делают ставку на цену, жертвуя качеством оборудования и полным соблюдением всех требований закона. Вторые (буквально несколько производителей) все-таки не хотят терять репутацию и подставлять конечных потребителей, поэтому делают упор на качество и полное соответствие букве закона, что, естественно, приводит к росту себестоимости.


А теперь давайте подсчитаем, во сколько на самом деле обходится дешевый тахограф, то есть выбор большинства компаний на данный момент. Пример основан на реальном опыте тех компаний, с которыми мы работаем.


Возьмем условный автопарк на сто автомобилей. Допустим, что владелец данной транспортной компании приобрел сто недорогих тахографов, срок гарантии которых равен 12 месяцам. Вышло 3,5 млн рублей.


В первый год, из-за низкого качества оборудования, сломалось три тахографа. На первый взгляд это не кажется существенной проблемой, ведь устройства можно сдать по гарантии на бесплатный ремонт. Однако срок такого ремонта составляет до трех месяцев, что прописано в законодательстве России, поэтому три единицы транспорта, с точки зрения закона, без тахографа ездить не могут и должны стоять в гараже. Посчитаем стоимость простоя. Три транспортных средства (ТС) за три месяца при работе в одну смену и графике 5/2 сформируют следующую упущенную выгоду:


2000 руб./час * 3 ТС * 8 часов * 21 рабочий день * 3 месяца = 3 024 000 руб. убытка.


Естественно, никто не согласится нести такие потери, поэтому будут отправлять транспорт в рейсы на свой страх и риск. При этом вероятность, что вас остановят для проверки тахографа, достаточно высока, примерно 50%. Значит, день через день водители будут привозить штрафы. Средняя стоимость штрафа на организацию – примерно 5500 рублей. 

А значит:


3 ТС * 3 месяца * 10,5 штрафов в месяц * 5500 руб. = 519 750 руб. убытка.


На второй год ломаются еще три тахографа. Учитывая, что срок гарантии истек, ремонт придется производить за счет собственных средств. Снимаем тахографы, отправляем в ремонт и повторяем операцию, которая была выше. Только добавляем стоимость ремонта. В среднем это 7000 рублей. Но не каждый тахограф можно отремонтировать. По статистике, примерно каждый третий попадает под замену. Следовательно:


7000 руб. * 2 тахографа + 35 000 руб. за новый тахограф = 49 000 руб. убытка.


Помимо этого, выясняется, что все тахографы имеют ошибку микропрограммы, и ее нужно обновить. Ошибка серьезная: слетает дата и время, что видно на распечатке. Случай уже не гарантийный, поэтому вызываем мастера, который берет немного, 300 рублей за одно обновление. 


Тогда:


100 ТС * 300 руб. = 30 000 руб. убытка.


Кстати, важное дополнение: с точки зрения закона, обновлять микропрограмму в тахографе нельзя. Так как это подразумевает его регистрацию как нового изделия, но реалии жизни диктуют свое.


Дальше – интереснее. После внимательного и непредвзятого изучения требований закона к тахографу вы с удивлением для себя обнаружите, что ваши устройства не соответствуют этим требованиям. Это значит, что рано или поздно вас попросят их заменить, а пока не замените – будут штрафовать и проверять. Самое обидное в такой ситуации то, что сам производитель никакой ответственности за несоответствие оборудования закону не несет. Вы сами купили – это ваша проблема, на данный момент это так. Из практики: когда компании убеждаются в несоответствии, они планируют замену тахографов на новые одновременно с заменой блока НКМ (СКЗИ), который надо менять каждые три года. По затратам выходит следующее:


Замена блока СКЗИ стоит 25 000 руб. * 100 ТС = 2,5 млн руб. плановых затрат.


Качественный тахограф сейчас стоит 45 тыс. рублей (со всеми работами). Замена тахографа в момент замены блока СКЗИ избавляет от потребности в самой замене СКЗИ. 


Соответственно:

(45 000 руб. – 25 000 руб.) * 100 ТС = 2 млн руб. убытка.


В довесок механик принес неприятные новости: на двух грузовых машинах иностранного производства с коробкой-автоматом эти самые коробки сломались. Автодилер пояснил, что тахографы, которые установлены на этих ТС, не проходили испытаний на заводе-производителе в соответствии с техническим регламентом таможенного союза (ТР ТС 018/2011 о безопасности колесных транспортных средств) и вызвали поломку тем, что транслировали некорректные данные по CAN-шине автомобиля. Случай негарантийный. 


Стоимость новой коробки и ее установки очень сильно варьируется, но «в среднем по больнице» это:

500 000 руб. * 2 ТС = 1 млн руб. убытка.


Еще раз напоминаю, что данный пример не выдумка. Все это взято из реальной практики. И сколько же мы потеряли за счет покупки дешевых тахографов?

  • 519 750 рублей на штрафах за первый год.
  • 519 750 рублей на штрафах за второй год.
  • 49 000 рублей на ремонте тахографов.
  • 30 000 рублей на обновлении микропрограммы.
  • 2 млн рублей из-за перехода на качественные тахографы.
  • 1 млн рублей из-за ремонта коробок передач.
  • Итого: 4 118 500 рублей убытка.


При этом, если бы в самом начале были куплены качественные тахографы, то их стоимость была бы дороже всего на 1 млн рублей. 


То есть:

4 118 500 руб. – 1 млн руб. = 3 118 500 руб. чистых потерь из-за покупки дешевого оборудования.


А сколько времени и нервов вы потеряете, пока будете совершать эти неприятные открытия? Такие потери в России считать не принято. А вот увольнять и депремировать начальников за такие огрехи, увы, принято.


Таким образом пословица «Скупой платит дважды» опять доказала свою проверенную временем мудрость. Внимательно изучайте вопросы, связанные с покупкой любого законодательного прибора. Не верьте всему, что говорят продавцы, особенно в части исполнения закона. И считайте свои деньги.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63089/

https://ekspertov.ru/

дата: 13.01.2017 20:03:34    просмотров: 683

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries то караул