Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК



Любое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, стремится наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Экономическую эффективность можно определить как соотношение затрат и результатов функционирования АТП.


Эффективность грузовых перевозок автомобильным транспортом складывается из организации перевозочного процесса и технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Оценить эффективность можно объемом и качеством выполняемых работ. При этом производительность Р определяется по формуле

где q – грузоподъёмность автомобиля;  – коэффициент использования грузоподъемности;  – техническая скорость; β – коэффициент использования пробега; l – среднее расстояние перевозки груза; tп-р – время на погрузку и разгрузку.



Себестоимость автомобильных перевозок можно выразить формулой

где S – себестоимость 1 ткм; Sоб – общая сумма затрат; Tн – продолжительность работы подвижного состава на линии.


При работе автомобилей в городских условиях, эксплуатационные факторы влияют на производительность независимо от грузоподъемности автомобиля. В большей степени, на производительность влияет расстояние перевозки, затем коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, время на погрузку-разгрузку и техническая скорость. На себестоимость влияют [3]: техническая скорость, расстояние перевозки груза, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.


Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на эффективность функционирования автомобильного транспорта, можно разделить на две группы:

- коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости;

- количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа.


Производительность подвижного состава за время в наряде определяется произведением грузоподъемности автомобиля q, коэффициента использования его грузоподъемности γ и количества ездок ne, совершенных автомобилем,

.


Добавив в эту формулу значение количества ездок и время одной ездки, можно получить выражение производительности в зависимости от технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава [4]


или .



Таким образом, на производительность подвижного состава влияет несколько технико-эксплуатационных показателей, которые определяют отдельные стороны работы подвижного состава. И на каждый из этих факторов, в свою очередь, влияют определенные факторы, воздействуя на которые можно в конечном итоге повлиять на производительность автомобильного транспорта. Для эффективного функционирования автотранспортного предприятия необходима высокая конкурентоспособность. Этот показатель определяется уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества.


Себестоимость перевозок можно снизить за счёт экономии топлива, запасных частей, шин, а также повышением эффективности функционирования автомобильного транспорта. Качество перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.


Себестоимость транспортной работы зависит от суммы расходов и объема перевозок, и себестоимость грузоперевозок определяют две группы показателей.


К первой группе можно отнести показатели, определяющие величины переменных и постоянных затрат: грузоподъемность, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.


Ко второй группе можно отнести показатели, определяющие эффективности функционирования подвижного состава с учётом пробега: коэффициент выпуска автомобилей на линию, время в наряде и среднюю техническую скорость.


Чтобы определить влияние технико-эксплуатационных показателей на изменение себестоимости через изменение общего пробега, путем подстановок выводятся формулы, где составляющие общего изменения себестоимости перевозок  вследствие изменения общего пробега автомобилей Lобщ. и выработки на один км пробега P1, обусловленного влиянием следующих факторов: продолжительности работы автомобиля в наряде Tн; средней технической скорости Vт; среднего пробега с грузом за ездку ler; αв – коэффициента выпуска на линию; tп-р – продолжительности простоев под погрузкой-разгрузкой за ездку; Aсп – среднесписочного числа автомобилей; коэффициента использования пробега β; средней грузоподъемности q; коэффициента динамического использования грузоподъемности γд.


Балансовая прибыль в данном случае будет состоять из прибыли от перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, выполнения транспортно-экспедиционных операций и других видов деятельности.


Следующий важный экономический показатель, характеризующий деятельность автомобильного транспорта-это рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятий с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников процесса перевозок грузов. При анализе производства данные показатели используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Фрагмент

Рис. 1. Схема влияния показателей работы автотранспортного предприятия на его балансовую прибыль


Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы.


Первая группа, определяющая показатели рентабельности капитала (активов), формируется как отношение прибыли к показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются активы предприятия, инвестиционный капитал и акционерный (собственный) капитал.


Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заёмных средств.


Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т. д.


Каждый из перечисленных показателей моделируется по факторным зависимостям, и здесь устанавливается связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов. Так как рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заёмного капитала, отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заёмных средств в составе совокупного капитала.


Вторая группа, определяющая показатели рентабельности продукции, формируется на основе расчёта уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчётности предприятий.


Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчётного (K1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 или  и 

где Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчётного и базисного периодов; S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчётного и базисного периодов; ΔК – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.


Влияние фактора изменения объёма реализации определяется расчетом (по методу ценных постановок) [2]

.


Соответственно влияние изменения себестоимости составит

.


Сумма факторных отклонений даёт общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом


Третья группа, определяющая показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств, формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчёт принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заёмщиками и акционерами денежными средствами с использованием денежного притока.


Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность путей её повышения. Каждый исходный показатель раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задаёт границы выявления и оценки производственных резервов.


На основе обработки данных путевых листов, диспетчерских доне­сений, докладов и результатов проверки фактов работниками службы экс­плуатации группа учёта и анализа ЦСЭ анализирует выполнение суточного оперативного плана грузовых перевозок [4]. 


При этом анализе должны быть выявлены:

  • качество оперативного планирования;
  • степень выполнения установленного оперативным планом объема пе­ревозок за истекшие сутки по автотранспортному предприятию;
  • выполнение суточного оперативного плана перевозок по важнейшим грузам и объемам централизованных перевозок; соблюдение графиков;
  • ход выполнения месячного плана перевозок и основных эксплуата­ционных показателей работы;
  • причины и обстоятельства отклонения от плана перевозок, невыполне­ния плана выпуска подвижного состава, срывов графика выпуска, просто­ев на линии, заездов и преждевременных возвратов с линии, нарушения маршрутов, а также происшествий на линии.


Для проведения развернутого анализа уровня рентабельности с указанием возникает необходимость разработки обоснованных нормативов рентабельности, бизнес-планирования и контроля ее уровня:

  • влияния на общую рентабельность фондоотдачи и ускорение обращаемости оборотных средств;
  • влияние объема произведенной работы себестоимости перевозок и средней ставки дохода применительно к грузовым перевозкам.


Результаты оценки рентабельности должны быть направлены на увеличение эффективности функционирования автомобильного транспорта по времени и производительности. Падение себестоимости перевозок и улучшение производительности труда являются резервами подъёма рентабельности. Помимо этого происходит ликвидация сверхнормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, снижение и исключение не планируемых расходов и потерь.


В области автомобильного транспорта развитие рыночной экономики характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, наращиванием сферы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей в регионах.


В настоящее время большое значение необходимо придавать обновлению транспортной продукции, развитию новых видов перевозок и услуг, изучению потребности клиента и, в первую очередь, следует уделять внимание переработке, промежуточному хранению, организации погрузочно-разгрузочных операций, информационным и другим услугам.



Экономическая эффективность новых видов транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) сводится к определению:

  • вариантов новых видов услуг;
  • затрат по каждому варианту, результатов и экономического эффекта;
  • наиболее подходящего варианта с максимальной величиной экономического эффекта.



Экономический эффект в данном случае можно рассчитать по формуле

Э = Р – З,

где Э – экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО; Р – доходы или стоимостная оценка от реализации новых видов ТЭО; З – оценка стоимости затрат.



Экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО в регионе [1]

грузоподъемности 

,

где Кt – коэффициент успеха в текущем году; К(t+1) – коэффициент успеха в следующем году.



Экономический эффект, выраженный через коэффициент успеха, будет определять эффективность реализации новых видов ТЭО в регионе инновационными методами.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63224/

дата: 24.02.2017 18:01:11    просмотров: 2871

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы