Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Проблемы холодной логистики

Проблемы холодной логистики



Редакция журнала «Логистика: проблемы и решения» продолжает практику издания тематических номеров.
В ближайшем номере мы решили обсудить с экспертами проблему «Проблемы холодной логистики». Очевидно, что данная проблема на сегодняшний день достаточно актуальна. Даже если и не иметь в виду экстремальные летние температуры.
Поэтому редакция ЛПР обратилась к ведущим отечественным экспертам за помощью в раскрытии данной проблемы.

Традиционно, ведущим экспертам задаются конкретные вопросы, которые требуют конкретных ответов.

За  ответами мы  обратились  к  ведущему эксперту по логистике  консалтинговой логистической компании Лобанов-логист  https://www.lobanov-logist.ru/  Николаю Лобанову

 

На этот раз вопросы таковы:


1.     Как, по Вашему мнению, можно определить понятие «холодная логистика»? Изменилось ли данное понятие за последние годы?


Н.Л. Правильно  говорить не «холодная логистика», а «холодовые цепи поставок»!

Это название пришло из фармацевтики и  прочно закрепилось  и  в других отраслях, таких как  поставки  пищевых  продуктов  с  различными температурными режимами от «глубокой заморозки» «минус 70 градусов» для биологических субстанций, в «минус 18-40 градусов» для мяса и рыбы, до «зоны свежести около 0-+2 градусов для фруктов и овощей.


Холодовая цепь - это беспрерывно функционирующая система мероприятий организационного и практического характера, которая обеспечивает оптимальную температуру при хранении и транспортировке медицинских препаратов, продуктов питания  для обеспечения  их  сохранности  в пределах  установленного  нормативного  срока  годности.


Холодовая цепь поставок  в логистике  это:


1. Персонал, который специально обучен. Он обеспечивает правильную эксплуатацию всего оборудования, хранение и перевозку препаратов.


2. Холодильное оборудование, которое предназначено для того, чтобы хранить и перевозить товар в оптимальных температурных условиях.


3. Механизм, контролирующий соблюдение всех необходимых температурных условий на каждом этапе хранения и перевозки товара.

 


2.     Какие критерии эффективности управления цепями поставок Вы считаете наиболее важными?


Н.Л. При оценке эффективности управления цепями поставок  необходимо «увязать» 3 основных критерия:

1. Экономический

2. Качественный

3. Количественный

 

Нужно  соблюсти оптимальный  баланс между:

1.    Уровнем издержек,

2.    Уровнем сервиса,

3.    Уровнем производительности

 

Для любого  бизнеса  основным эквивалентом, «знаменателем»  к  которому  сводятся  все  показатели,  являются  «деньги», так  как  основная  цель  бизнеса – это получение  прибыли.

Поэтому  экономический  критерий, такой  как  «доля логистических издержек  в  цене товара»  является  важным.

К  сожалению по  этому показателю мы  пока отстаём  от ведущих  западных  стран  по  этому показателю – у нас он хуже  в полтора  раза: примерно 18-20% против 8-12%.


Но использование только  экономического критерия  в  логистике цепочки поставок  не  правильно,  однобоко  и  опасно  для  развития бизнеса,  так как  может  привести к его деградации.

Поэтому на  первые  план выходит критерий «уровень сервиса»,  который  обеспечивает  установленный  уровень  качества  услуги или продукта  для  конечного  потребителя.

Если  пренебрегать уровнем  сервиса,  то  можно лишиться  всех  клиентов,  что  приведёт  к закрытию  бизнеса.


Производительность труда, о которой  постоянно и много говорят  во  всём  мире,  как  о  важнейшем  параметре  развития  экономики,  является  третьим  важнейшим  критерием  в  логистике цепочки  поставок.  Клиент делает  заказ  в  компанию,   если  поставка  произойдёт  в  приемлемые  для него сроки,  т.е. скорость поставки    также  важна,  даже  если  по  цене  и качеству  у  клиента   вопросов  к   продукту или услуге  нет.

  

 

3.     Где, по Вашему мнению, наиболее острые проблемы украинской холодной логистики (низкотемпературные склады, специальный транспорт, холодильные установки, системы мониторинга температурного режима и т. п.)?


Н.Л.  Я вам  не скажу  за  всю Одессу ……,  так  как  работаю  в  России,  но  проблемы  холодовых  цепей  одинаковы у  всех: Украине, РФ, ЕС, Америке.


Эти проблемы  лежат  в  нескольких  областях  холодовой  цепочки   поставок:


1.     Персонал. Плохо обученный  персонал,  плохо контролируемый  персонал, который по  недомыслию, по нерадивости своей,  по  желанию  съэкономить на  топливе, на электиричестве  нарушает  установленный  температурный  режим  в  цепочке  поставок,  отключает  холодильные  агрегаты,  открывает  двери настежь на  длительное  время,  вывозит  скомплектованный  заказ  из  холодной  зоны  в  тёплую  зону  отгрузки.  Персонал и  чёткая  организация  бизнес-процессов – это проблема  многих  компаний,  не  зависимо  от из  принадлежности к  той  или  иной  стране.


2.    Техническое  обеспечение.  Оборудование  для холодовых  цепей  дорогое  и  повышает в разы  себестоимость продукции,  поэтому  далеко  не все  компании могут  себе  позволить  использование  хорошего  оборудования  во всей  цепочки  поставок.

Далеко  не  все  аэропорты  имеют  оборудование  для  обеспечения  температурного  режима на  всех  этапах  грузопереработки.


3.     Контроль температурного режима.  Чтобы  гарантировать качество  холодовой  цепочки поставок  необходим  непрерывный  контроль  температуры  в  контейнерах  с  помощью  специальных  датчиков, которые  в  он-лайн  режиме   передают  данные по  GPS  в  Систему  контроля,  чтобы  своевременно  предотвратить  нарушение  холодовой  цепи.  Эта  система  не  так  проста  и  несёт  дополнительные  затраты,  а  бизнес  хочет съэкономить – это проблема конфликта  интересов.

 

4.     Как Вы считаете, какие основные параметры организации холодной логистики являются наиболее важными?


Н.Л. Есть несколько главных факторов, усложняющих задачу поддержания на должном уровне требований холодовой цепи.


1. «Провал» в нормативной документации. В законодательстве не  прописаны все  требования к перевозке и хранению товара в  холодовой  цепочке  поставок. Поэтому попытки логистических компаний обеспечить безопасность на всем протяжении холодовой цепи не поддерживаются требованиями законодательства.


2. Неразвитая транспортная инфраструктура при значительных географических расстояниях означает, что зачастую мы не можем использовать транспортные решения, которые применяют наши европейские коллеги, и вынуждены нести большие   транспортные    расходы.  


3. Многоступенчатая дистрибьюционная схема. Большое количество посредников между производителем и конечным потребителем усложняет задачу выполнения необходимых требований. Так как товар проходит через руки всех этих партнеров, многократно перегружается, то факторы внешнего воздействия часто включают в себя несколько видов транспорта, климатических зон и сезонных изменений погоды. В результате, груз, проходя по сложной логистической цепи, может подвергаться значительным температурным колебаниям.


4. Отсутствие провайдеров специализированных услуг. Наиболее наглядный пример – необходимость независимой сертификации транспортных средств и складов, оснащенных специальным холодильным оборудованием, на предмет соответствия требованиям холодовой цепи. У представительств западных сюрвейерских компаний, которые присутствуют в России, еще не накоплено достаточно опыта, чтобы на должном уровне предоставлять такого рода услуги. И логистические  компании вынуждена воспользоваться услугами их европейских специалистов, что тоже увеличивает  их  расходы.

 

 

5.     Можете ли Вы привести пример «идеального» предприятия с точки зрения организации холодной логистики?


Н.Л. Наибольших  успехов  в  организации  холодовых  цепей  поставок  достигли  фармацевтические предприятия,  так как  жёсткие  требования  и  лицензирование  их  деятельности  действуют  давно и  хорошо  контролируются  надзирающими органами.   Может не  идеальной, но  очень качественной можно  считать  организацию  холодовой  цепи  в  компании ЦВ Протек.

Компании  в  продуктовом  сегменте  конечно  не  могут сравниться  с  фармацевтами  и  сильно отстают  от них   по  организации  температурного режима  для  своих  замороженных  продуктов.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63397/

https://ekspertov.ru/

дата: 28.06.2017 16:16:32    просмотров: 7162

рейтинг: 
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел