Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Особенности российского рынка ограничивают развитие 4PL-сервисов

Особенности российского рынка ограничивают развитие 4PL-сервисов

Логистический аутсорсинг в западных странах прошел длинный путь, с каждым шагом забирая на себя все больше смежных задач и бизнес-процессов. Притом что логистика сегодня выполняет одну из основных стратегических функций, осторожность производителей в выборе уровня взаимодействия с логистическим провайдером возрастает. Развитие 4PL-провайдеров в России, однако, ограничивают и другие особенности отечественного рынка. О них и о перспективах развития аутсорсинга в логистике рассказал трейд-лейн-менеджер группы компаний AsstrA Владислав Мартин.

– По каким критериям выделяют именно 4PL-сервис?

– 4PL-провайдер управляет цепями поставок. 2PL- и 3PL-провайдеры предлагают услугу перевозки, растаможки и прочее – то, на чем они специализируются, или же какой-либо комплекс услуг. К 4PL-провайдеру обращаются за полным логистическим обслуживанием. Примером может выступить любая фабрика, не желающая тратить время на работу с несколькими различными операторами, а у 4PL-провайдера можно заказать все, начиная от курьерских отправлений и заканчивая заключением договоров между отправителем и получателем, а также определением правил международной торговли Инкотермс, на основании которых будет осуществляться поставка.

Границы 4PL-провайдера все еще довольно размыты, однако в качестве примера можно привести DHL Supply Chain, обслуживающий компанию British American Tobacco во всех аспектах: планирование поставок, закупок, определение наилучших маршрутов, полное отслеживание безопасности товаров, оформление таможенных процедур и пр. Преимущества довольно очевидны: компании, которая закупает услуги 4PL-провайдера, не нужно открывать свой отдел, который будет заниматься перевозками и их контролировать, что, разумеется, ведет к упрощению ряда бизнес-процессов, а зачастую и сокращает расходы на логистику.

– Сколько игроков рынка железнодорожных грузоперевозок действительно предлагают услуги 4PL-сервиса?

– В России на данный момент всего несколько 4PL-провайдеров. Как правило, это самые крупные игроки на рынке, например DHL Supply Chain, GEFCO и Kuehne+Nagel, однако и их нельзя полноценно отнести к 4PL-провайдерам. В России и 3PL-операторов «западного образца» довольно мало. В России 4PL- и 3PL-провайдеры сталкиваются с целым рядом сложностей: небольшое количество крупных дистрибьюторских центров, слабая цифровизация документооборота и отсутствие нормативно-правовой базы. Все это приводит к тому, что провайдерам у нас приходится трудно, в связи с чем полноценными 4PL- и 3PL-провайдерами «западного образца» назвать их сложно. Некоторые из них могут делать 4PL, например, в Европе, но не делать этого в России. Стоит отметить однако, что сейчас практически каждая большая компания, оказывающая услуги железнодорожных перевозок, предлагает или начинает предлагать 4PL-сервис. И в нашем портфеле уже есть клиенты, которые передали нам полное управление своей линией поставок, включая таможенное оформление, сертификацию и другие услуги.

– Какие факторы влияют на то, что фактически к услугам 4PL прибегает очень ограниченное число грузовладельцев? Изменилось ли отношение грузовладельцев к сервису 4PL за последние 2–3 года?

– Сервис, безусловно, развивается, но пользоваться им в ближайшие годы будет небольшое количество компаний – только «самые крупные» «самым крупным», так как далеко не каждая компания готова отдать все свои логистические процессы, а в некоторых случаях – и часть документооборота подрядчику. Для небольших компаний 4PL не является самым оптимальным решением, так как при нескольких поставках в месяц из пункта А в пункт Б все проконтролировать легче, чем, например, в случае упомянутого ранее British American Tobacco с огромной сетью различных соединений, сложным планированием, регулярными и нестандартными поставками.

– Есть ли дефицит сервисных предложений от операторов, взаимодействующих с промышленными предприятиями в цепях поставок?

– Не каждая компания может, хочет и умеет осуществить полное управление логистическим процессом другой компании. Некоторые игроки, например, специализируются на морских перевозках и проигрывают железнодорожным операторам. Или, к примеру, компания может иметь лицензию таможенного представителя, это даст ей возможность предлагать клиентам комплексный сервис.

– Какие тенденции можно выделить в развитии аутсорсинговой логистики с привлечением железнодорожного транспорта?

– Активное развитие наблюдается среди 3PL-провайдеров. Так, согласно данным FESCO, в 2018 году объем рынка 3PL составил 220,4 млрд руб., показав за 10 лет трехкратный рост, что в 1,5 раза превосходит рост рынка транспортно-логистических услуг в целом. О 4PL-операторах пока сложно судить, однако, как мне кажется, и их услуги будут развиваться, так как именно железнодорожный транспорт будет выступать отличной альтернативой морским и автомобильным перевозкам.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64281/
https://ekspertov.ru/


Беседовала Юлия Чернышевская
дата: 10.10.2021 16:37:20    просмотров: 352

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике