Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Особенности организации логистического процесса государственных закупок для целей народного образования Д.Гурцкой

Особенности организации логистического процесса государственных закупок для целей народного образования


Сегодня связь между современным, каче­ственным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономикой и безопасностью госу­дарства очевидна. Для страны, которая ориенти­руется на инновационный путь развития, жизнен­но важно дать системе образования стимул к дви­жению вперед — это и есть первоочередная зада­ча приоритетного национального проекта «Образование».

      

Для реализации данной задачи в националь­ном проекте «Образование» предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные програм­мы и проекты.
    С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнива­ние условий получения образования: обеспече­ние для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, разме­щенным в сети Интернет, поставки учебного обо­рудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
      

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой само­стоятельности.
      

Существо процесса управления состоит в постановке цели и организации процесса ее достижения с точки зрения последовательности действий, сроков, создания необходимых для работы и т.д. Решающая роль в повышении эффективности государственных закупок для народного образования принадлежит логистике, так как стандартная совокупность логистических действий государственной организации — поку­пателя состоит в определении собственных нужд в товарах и услугах; конкурентном выборе продав­ца, или размещении государственного заказа; заключении государственного контракта на поставку товаров (услуг, работ) и исполнении ранее заключенного государственного контракта, а также в организации и выполнении информа­ционных и контролирующих действий.
    Процесс закупок товаров для целей народного образования имеет не только общегосударствен­ные цели, которые обусловлены тем, что данная организация есть всего лишь представитель госу­дарства на рынке, но и своего рода технические цели, которые непосредственно стоят перед госу­дарственным покупателем в процессе его рыноч­ных действий, и которые можно условно назвать целями «рациональности». К ним мы предлагаем относить:
    — временную рациональность закупок: покуп­ка товара или услуги должна быть осуществлена в те сроки, в какие это необходимо для обеспечения ее функционирования;
    — стоимостную рациональность: затраты на покупку товара (услуги) в расчете на единицу товара не должны превышать размеров, которые предусмотрены в смете затрат;
    — качественную рациональность: в процессе покупки товара (услуги) государственная организация-покупатель должна обеспечить заданные потребительские характеристики (каче­ства) продукции;
    — торговую рациональность: достаточность и целесообразность расчетных и поставочных про­цедур по закупаемому товару.
    Логистические цели государственной организации-покупателя представлены на рис. 1.


Таким образом, главные логистические цели государственной организации в процессе осу­ществляемых ею закупок для целей народного образования не просто состоят из того или иного их набора, но все они требуют оптималь­ного сочетания между собой по срокам, ресур­сам, качеству, расчетным и поставочным проце­дурам. По отношению к государственной организации-покупателю данные логистиче­ские цели есть лишь цели рационализации, но не цели максимизации или минимизации соот­ветствующих показателей. Однако рыночная диалектика государственного логистического процесса состоит в том, что именно такого рода логистические цели применительно к государственной организации и позволяют относительно минимизировать совокупные денежные ресурсы государства на покупку това­ров и услуг.


    С позиций логистического процесса закупки товаров или услуг государственной организацией — покупателем как единого целого ее деятель­ность представляет собой некоторую совокуп­ность обязательных действий, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
— определение государственных нужд в това­рах и услугах;
— размещение заказов на поставку товаров и услуг на основе конкурентного выбора поставщи­ка;
— заключение государственного контракта на поставку товаров и услуг;
— исполнение заключенного государственно­го контракта (прием поставки);
— обязательное информационное обеспече­ние и внешний контроль (рис.2.).


Необходимость управления поставщиками в государственном логистическом процессе доста­точно очевидна, ибо разумное управление любым процессом всегда идет на пользу общему конечному результату.

В данном случае можно выде­лить следующие основные положительные моменты про­цесса такого управления:

   — происходит процесс отбо­ра оптимальных поставщиков по государственным контрактам;

   — выявляются «слабые» зве­нья логистического процесса поставок в данной государ­ственной организации- покупателе;  
   — накапливается информация о положитель­ном опыте других государственных заказчиков;
   — стимулируется улучшение логистического процесса в данной государственной организации, как в функциональном, так и в организационном плане.

   Комплекс мер по управлению поставщиками и поставками включает следующие основные эле­менты:

1) составление программы снабжения государ­ственного заказчика на основе определения его государственных нужд в пределах выделяемых ассигнований из бюджета и внебюджетных источ­ников (если таковые имеются).

Такая программа может включать:
   — распределение закупаемых благ по видам и существенным характеристикам;
   — распределение закупаемых благ по специ­фическим рынкам;
   — распределение закупаемых благ по потенци­альным группам поставщиков;
   2) поиск потенциальных поставщиков и информирование их о торгах (приглашение к участию в торгах).

Для этого необходима реализа­ция нескольких функций:
   — создание и ведение разнообразных баз дан­ных о своих потенциальных поставщиках;
   — информационные функции, связанные как с информированием поставщиков, так и с получе­нием различного рода информации от потенци­альных поставщиков;
  подготовка договорных условий поставки будущих государственных кон­трактов:
   — расчеты предельных цен закупок;
   порядок доставки грузов;
   — сроки поставки;
   — размеры поставочных пар­тий грузов;
   4) управление поставщиками по уже заключенным государ­ственным контрактам:
   — налаживание обратной связи с поставщиками;
   — непрерывная целенаправленная работа с поставщиками. 

Государственный логистический процесс в целом и его важнейшая часть — процесс государ­ственных закупок с позиции относительной минимизации совокупных расходов государства на покупку товаров и услуг государственными организациями, усиления их конкурентных пози­ций на рынке и уменьшения возможностей для любых форм существования коррупции нуждает­ся в дальнейшем совершенствовании и рациона­лизации.

Основные направления совершенствования государственного логистического процесса:
— автоматизация и электронизация процесса государственных закупок и поставок;
стандартизация государственного логисти­ческого процесса:
— стандартизация документации;
— стандартизация закупочных процессов;
— стандартизация товаров и услуг;
— разделение расходов на расходы на оплату товаров и услуг и на расходы на логистическую деятельность;
— повышение конкурентного характера госу­дарственных закупок;
— рационализация закупочной деятельности на уровне государственной организации (рис.3).




По своему прямому назначению государствен­ные расходы на покупку товаров и услуг следует разделять на два принципиально разных типа расходов, которые несет каждая государственная организация-покупатель:

— расходы на оплату товаров и услуг -— денеж­ные средства, которые государственная организа­ция расходует на собственно оплату закупаемых товаров и услуг по заключенным государствен­ным контрактам;
— логистические расходы — расходы, кото­рые несет государственная организация по осу­ществлению всего процесса закупки и поставки товаров и услуг. Данного рода расходы обычно «распылены» между рядом статей расходов в государственной организации. Зарплата служащих, занимаю­щихся закупками, финансиру­ется в составе расходов на оплату труда, различного рода материальные расходы скрыты в соответствующих статьях сметы и т.д.

  В целях управления со сто­роны государства логистиче­ским процессом вышеприве­денные типы государственных расходов следует четко разде­лить, и в стандартную смету расходов государственной организации ввести самостоятельный раздел расходов на логистику или выделять данные расходы в качестве под- статей уже имеющихся статей сметы. Совершенствование государственного логисти­ческого процесса обязательно найдет свое выра­жение и в части расходов на логистику, которые объективно должны сократиться за счет раз­личных усовершенствований, связанных с авто­матизацией и стандартизацией всех логистиче­ских процессов государства. Но это будет труд­но отследить, если величина этих логистиче­ских расходов неизвестна, в силу их распыле­ния по многим статьям сметы затрат.

Управление расходами на логистику — преи­мущественно задача вышестоящих органов госу­дарственной власти и управления, а вовсе не зада­ча конкретной государственной организации- покупателя. У последней есть лишь одна главная задача в этой сфере — это неукоснительное соблюдение всех требований со стороны государ­ства, а также, контролирующих государственных органов, т.е. соответствующих законов о государ­ственных закупках и иных законодательных актов, требований не нарушать действующего порядка государственных закупок, их финансирования и поставки.


Библиографический список:

1. Батчаев А. Р. и др. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга. — СПб.. 2006.
2. Линдере М. и др. Управление закупками и поставками. М.: IOI1ИТИ-ДАНА. 2007.
3. Федорович В.А.. ПатронА.П.. Запарухин В. П. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизмы регулирования. М.: Наука.2002.
4. Торенина И. В. и др. Ресурсное обеспечение целевых комплексных программ Ростов-на- Дону, 2003.
Д.Гурцкой
РИСК (Ресурсы.Информация.Снабжение.
Конкуренция), Москва, 2010, № 3 (июль-сентябрь)

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/60009/

https://ekspertov.ru/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 7649

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике