Особенности организации логистического процесса государственных закупок для целей народного образования Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономикой и безопасностью государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед — это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Для реализации данной задачи в национальном проекте «Образование» предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих. При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Существо процесса управления состоит в постановке цели и организации процесса ее достижения с точки зрения последовательности действий, сроков, создания необходимых для работы и т.д. Решающая роль в повышении эффективности государственных закупок для народного образования принадлежит логистике, так как стандартная совокупность логистических действий государственной организации — покупателя состоит в определении собственных нужд в товарах и услугах; конкурентном выборе продавца, или размещении государственного заказа; заключении государственного контракта на поставку товаров (услуг, работ) и исполнении ранее заключенного государственного контракта, а также в организации и выполнении информационных и контролирующих действий. Процесс закупок товаров для целей народного образования имеет не только общегосударственные цели, которые обусловлены тем, что данная организация есть всего лишь представитель государства на рынке, но и своего рода технические цели, которые непосредственно стоят перед государственным покупателем в процессе его рыночных действий, и которые можно условно назвать целями «рациональности». К ним мы предлагаем относить: — временную рациональность закупок: покупка товара или услуги должна быть осуществлена в те сроки, в какие это необходимо для обеспечения ее функционирования; — стоимостную рациональность: затраты на покупку товара (услуги) в расчете на единицу товара не должны превышать размеров, которые предусмотрены в смете затрат; — качественную рациональность: в процессе покупки товара (услуги) государственная организация-покупатель должна обеспечить заданные потребительские характеристики (качества) продукции; — торговую рациональность: достаточность и целесообразность расчетных и поставочных процедур по закупаемому товару. Логистические цели государственной организации-покупателя представлены на рис. 1. Таким образом, главные логистические цели государственной организации в процессе осуществляемых ею закупок для целей народного образования не просто состоят из того или иного их набора, но все они требуют оптимального сочетания между собой по срокам, ресурсам, качеству, расчетным и поставочным процедурам. По отношению к государственной организации-покупателю данные логистические цели есть лишь цели рационализации, но не цели максимизации или минимизации соответствующих показателей. Однако рыночная диалектика государственного логистического процесса состоит в том, что именно такого рода логистические цели применительно к государственной организации и позволяют относительно минимизировать совокупные денежные ресурсы государства на покупку товаров и услуг. С позиций логистического процесса закупки товаров или услуг государственной организацией — покупателем как единого целого ее деятельность представляет собой некоторую совокупность обязательных действий, которые могут быть сгруппированы следующим образом: — определение государственных нужд в товарах и услугах; — размещение заказов на поставку товаров и услуг на основе конкурентного выбора поставщика; — заключение государственного контракта на поставку товаров и услуг; — исполнение заключенного государственного контракта (прием поставки); — обязательное информационное обеспечение и внешний контроль (рис.2.). Необходимость управления поставщиками в государственном логистическом процессе достаточно очевидна, ибо разумное управление любым процессом всегда идет на пользу общему конечному результату. В данном случае можно выделить следующие основные положительные моменты процесса такого управления: — происходит процесс отбора оптимальных поставщиков по государственным контрактам; — выявляются «слабые» звенья логистического процесса поставок в данной государственной организации- покупателе; — накапливается информация о положительном опыте других государственных заказчиков; — стимулируется улучшение логистического процесса в данной государственной организации, как в функциональном, так и в организационном плане. Комплекс мер по управлению поставщиками и поставками включает следующие основные элементы: 1) составление программы снабжения государственного заказчика на основе определения его государственных нужд в пределах выделяемых ассигнований из бюджета и внебюджетных источников (если таковые имеются). Такая программа может включать: — распределение закупаемых благ по видам и существенным характеристикам; — распределение закупаемых благ по специфическим рынкам; — распределение закупаемых благ по потенциальным группам поставщиков; 2) поиск потенциальных поставщиков и информирование их о торгах (приглашение к участию в торгах). Для этого необходима реализация нескольких функций: — создание и ведение разнообразных баз данных о своих потенциальных поставщиках; — информационные функции, связанные как с информированием поставщиков, так и с получением различного рода информации от потенциальных поставщиков; подготовка договорных условий поставки будущих государственных контрактов: — расчеты предельных цен закупок; порядок доставки грузов; — сроки поставки; — размеры поставочных партий грузов; 4) управление поставщиками по уже заключенным государственным контрактам: — налаживание обратной связи с поставщиками; — непрерывная целенаправленная работа с поставщиками. Государственный логистический процесс в целом и его важнейшая часть — процесс государственных закупок с позиции относительной минимизации совокупных расходов государства на покупку товаров и услуг государственными организациями, усиления их конкурентных позиций на рынке и уменьшения возможностей для любых форм существования коррупции нуждается в дальнейшем совершенствовании и рационализации. Основные направления совершенствования государственного логистического процесса: — автоматизация и электронизация процесса государственных закупок и поставок; — стандартизация государственного логистического процесса: — стандартизация документации; — стандартизация закупочных процессов; — стандартизация товаров и услуг; — разделение расходов на расходы на оплату товаров и услуг и на расходы на логистическую деятельность; — повышение конкурентного характера государственных закупок; — рационализация закупочной деятельности на уровне государственной организации (рис.3). По своему прямому назначению государственные расходы на покупку товаров и услуг следует разделять на два принципиально разных типа расходов, которые несет каждая государственная организация-покупатель: — расходы на оплату товаров и услуг -— денежные средства, которые государственная организация расходует на собственно оплату закупаемых товаров и услуг по заключенным государственным контрактам; — логистические расходы — расходы, которые несет государственная организация по осуществлению всего процесса закупки и поставки товаров и услуг. Данного рода расходы обычно «распылены» между рядом статей расходов в государственной организации. Зарплата служащих, занимающихся закупками, финансируется в составе расходов на оплату труда, различного рода материальные расходы скрыты в соответствующих статьях сметы и т.д. В целях управления со стороны государства логистическим процессом вышеприведенные типы государственных расходов следует четко разделить, и в стандартную смету расходов государственной организации ввести самостоятельный раздел расходов на логистику или выделять данные расходы в качестве под- статей уже имеющихся статей сметы. Совершенствование государственного логистического процесса обязательно найдет свое выражение и в части расходов на логистику, которые объективно должны сократиться за счет различных усовершенствований, связанных с автоматизацией и стандартизацией всех логистических процессов государства. Но это будет трудно отследить, если величина этих логистических расходов неизвестна, в силу их распыления по многим статьям сметы затрат. Управление расходами на логистику — преимущественно задача вышестоящих органов государственной власти и управления, а вовсе не задача конкретной государственной организации- покупателя. У последней есть лишь одна главная задача в этой сфере — это неукоснительное соблюдение всех требований со стороны государства, а также, контролирующих государственных органов, т.е. соответствующих законов о государственных закупках и иных законодательных актов, требований не нарушать действующего порядка государственных закупок, их финансирования и поставки. Библиографический список: 1. Батчаев А. Р. и др. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга. — СПб.. 2006. 2. Линдере М. и др. Управление закупками и поставками. М.: IOI1ИТИ-ДАНА. 2007. 3. Федорович В.А.. ПатронА.П.. Запарухин В. П. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизмы регулирования. М.: Наука.2002. 4. Торенина И. В. и др. Ресурсное обеспечение целевых комплексных программ Ростов-на- Дону, 2003. Д.Гурцкой РИСК (Ресурсы.Информация.Снабжение. Конкуренция), Москва, 2010, № 3 (июль-сентябрь) https://www.lobanov-logist.ru/library/352/60009/ https://ekspertov.ru/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 7649 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию