Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Драма на границе России и Китая: инфраструктура не справляется с грузопотоком

Драма на границе России и Китая: инфраструктура не справляется с грузопотоком

Рост контейнерных перевозок из Китая в Россию показал рост на 177%, об этом накануне заявил Нурлан Сауранбаев, председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы». Российские грузовладельцы все чаще используют этот обходной путь, так как по прямой – из Китая в Россию через дальневосточные порты – груз идет до трех месяцев. РЖД-Партнер опросил участников рынка и выяснил, кто виноват и что делать. Об этом участники рынка будут говорить и на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую организует и проведет РЖД-Партнер уже 7 декабря.


Драма на границе России и Китая: инфраструктура не справляется с грузопотоком


Груз сломал поток

Самая напряженная ситуация – в морских портах Дальнего Востока России, грузопоток увеличился вдвое. На рынок вышли новые игроки – российские, китайские и корейские судоходные компании организуют регулярные морские международные сервисы, фрахтуя контейнеровозы на спотовом рынке или приобретая их в собственность. Однако суда стоят на рейде до трех недель, говорит Алексей Приставкин, руководитель отдела мультимодальных перевозок «Канавара транспортные системы». Еще год назад потоки импорта принимали на себя как порты Находки и Владивостока, так и морские гавани Северо-Запада, однако сейчас весь удар приняли дальневосточные порты, говорит Оксана Феоктистова, директор бизнес-юнита ПЭК: Global.

«Ожидание разгрузки в любом из дальневосточных портов занимает до 30 дней. Но мало разгрузить, для таможенных досмотров не хватает открытых площадок, кроме того, недостаточно железнодорожных платформ, чтобы вывести груз из порта. В итоге только срок морской перевозки из Китая в Россию может достигать 60 дней», – говорит она.

Судно из Шанхая до Владивостока идет всего 4 дня, говорит А. Приставкин. Если отправлять груз по суше, то ему придется преодолеть девять погранпереходов между Россией и Китаем. А там ситуация не менее критическая: пропускная способность каждого – не более 40 грузовиков в сутки. Самая напряженная ситуация на МАПП Забайкальск – Маньчжурия.

«Сохраняется модель перецепки, когда до границы товар доставляет китайский грузовик, и только после этого партию забирает тягач на российских номерах. Грузовики проводят в заторах на погранпереходах до 10 дней», – говорит О. Феоктистова.

На железнодорожной сети грузовладельцы лавируют в постоянных изменениях графика выхода поездов из Китая. Китайские железные дороги требуют подтверждение от погранперехода, а российская сторона должна подтвердить наличие необходимых мощностей. Заторы возникли на самых востребованных направлениях, на погранпереходах Забайкальск, Наушки, Алтынколь, Достык, об этом говорит А. Приставкин.

«Контейнерные поезда переносят выход с китайских железнодорожных станций ввиду того, что погранпереходы не подтверждают отправки, таким образом, общая задержка составляет около четырех недель», – говорит он.

В России железнодорожные станции тоже не справляются с потоком, контейнерные поезда зачастую стоят в ожидании очереди на выгрузку, добавляет он. В ноябре начались задержки на станциях приема контейнерных поездов Московского железнодорожного узла: Ворсино, Белый Раст, Кресты и Селятино, добавляет О. Феоктистова.

«Инфраструктура не справилась с возросшим количеством контейнеров: не хватает мощностей на складах временного хранения, спецтехники для разгрузки контейнеров. В результате контейнерные поезда простаивают в очереди на разгрузку до 5 дней», – говорит она.

При этом владелец железнодорожной инфраструктуры тарифы из-за снижения скорости обработки грузов не снизил. Потому что тариф формирует рыночный спрос и предложение, говорит О. Феоктистова.

Сколько стоит груз

А грузовладельцы готовы платить – расценки на перевозку контейнеров из Китая в Россию выросли минимум на треть, говорят участники рынка. Доставка 20-футового контейнера из Китая в дальневосточные порты оценивается в среднем $5 тыс., если везти его по железнодорожной сети, то за транспортировку надо отдать еще на 20% больше, доставка одного 20-футового контейнера автотранспортом обойдется на 30% дороже, чем морем.

Появились уникальные предложения: достать застрявшие контейнеры и отдать их грузовладельцу в обход пробок. За это просят по 500 тыс. руб. за каждый контейнер, который доставят на железнодорожной станции Новосибирска. Однако источник, рассказавший о такой услуге РЖД-Партнеру, сомневается в работоспособности такой схемы.

Говорит он и о схеме, и о хитростях по проталкиванию грузов по логистическим цепочкам неохотно. Но есть официальный сценарий моделирования развития грузоперевозок на маршрутах Восточного полигона к 2025 году, он предусматривает рост объема в 30%, об этом говорит Кирилл Тюленев, заместитель директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России. Грузовладельцев России могли бы спасти новые межконтинентальные сервисы линейного судоходства, интегрированные с наземными участками евразийских транспортных коридоров.

Дальневосточные порты участники рынка обвиняют в устаревшей терминальной инфраструктуре, которая не способна обеспечить суточную обработку достаточного количества контейнеров, идущих в импортном направлении. Железнодорожные подъезды забиты пустыми контейнерами, которые никому не нужны, негодует А. Приставкин.

«Экспорт резко снизился, соответственно свободных железнодорожных платформ для вывоза импортных контейнеров не хватает», – говорит он.

Участники рынка рассчитывают, что в ближайшее время пробку из контейнеров разберут. Власти уже заявили о намерении увеличить число контейнерных составов до трех пар в сутки. Минтранс также предлагает увеличить в 5 раз число поездов, которые будут выводить контейнеры в полувагонах. Бизнес аккуратно напоминает, что сейчас на РЖД действует скидка в 20,7% на перевозку контейнеров в полувагонах и они очень надеются, что скидка сохранится и в будущем году. Бизнес верит, что стационарный пункт пропуска Кани-Курган, который уже строят у моста Благовещенск – Хэйхэ, заработает в ближайшее время, заявляется, что ввод его увеличит пропускную способность мостового перехода в 17 раз.

«На наш взгляд, необходимо внедрить электронную систему резервирования времени пересечения госграницы на автомобильных погранпереходах, модернизировать подъездные трассы, расширив число полос. Важно увеличить досмотровых площадок и стоянок для транспорта на МАПП, оснастить цифровым оборудованием погранпереходы, создать дополнительные складские помещения и реконструировать существующие. Требуется ускорить создание дополнительных погранпереходов, это позволит равномерно распределить растущий грузопоток», – говорит О. Феоктистова.

О существующих и будущих логистических схемах участники рынка будут говорить и на международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую организует и проведет РЖД-Партнер 7 декабря. Регистрация уже открыта.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64760/

https://ekspertov.ru/

Автор:Алена Алешина

дата: 23.11.2022 17:12:28    просмотров: 86

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками экспедиторами ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики