Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Математическая модель на страже логистики: как работает «Почта России»

Математическая модель на страже логистики: как работает «Почта России»



Почему почтовые отправления зачастую «не ищут легких путей», а посылки делают крюк? Как почта справляется с тысячами тонн корреспонденции? Заменят ли роверы и дроны почтальонов? Разбираемся, как работает «Почта России»


  Включаем логику


Согласно отчету за 2020 год, производственно-логистическая сеть «Почты России» насчитывает 42 397 отделений и пунктов почтовой связи. За год они обработали и доставили 20 070,71 тыс. т писем, счетов, посылок и других отправлений — примерно столько составляет вес круизного лайнера. Чтобы успешно обрабатывать большой объем грузов и корреспонденции, в 2017 году «Почта России» перешла на современную логистическую информационную систему на всей территории страны.


  Раньше наиболее удобные маршруты отправлений пару раз в год сотрудники просчитывали вручную. Это неизбежно вело к снижению скорости работы системы, задержкам и удорожанию перевозок. Сейчас все расчеты выполняет компьютер — причем делает это намного быстрее человека. Просчитать логистику всех отправлений в пределах Москвы система может за день, на логистику всей страны на квартал вперед с учетом сезонных изменений у программы уйдет неделя. Ежедневно система математического моделирования анализирует около одного миллиарда различных вариантов маршрутов, выбирая наиболее оптимальные. Это касается и сроков доставки, и ее стоимости.


  В систему загружена вся фактическая логистическая сеть «Почты России». В ней отмечены сортировочные узлы с их производительностью и описанием транспортных плечей, которые эти узлы соединяют. К своим расчетам математическая модель также применяет опыт прошлых лет, прогнозируя перевозки и рассчитывая материальные потоки на какой-то определенный период вперед. Из-за того, что объем перевозок очень большой, почта оперирует не отдельными посылками или письмами, а целыми потоками. Система математического моделирования рассчитывает план движения массы корреспонденции, что позволяет более точно рассчитать нагрузку на транспорт и начать перевозку вовремя.


  Основной норматив в логистике — контрольный срок доставки. Именно с опорой на этот стандарт прогнозируются все перевозки. На выходе матмодель выдает оптимальный маршрут по времени и стоимости для каждого потока. При этом ею учитывается сезонность. Например, в предновогоднее время или в период скидок «Черной пятницы», когда ежегодно наблюдается всплеск почтовых отправлений, модель закладывает большие ресурсы, чтобы справиться с их объемом.



  Сортировочные узлы и хабы

  Первым делом любое принятое на почте отправление попадает в сортировочный узел. Существуют маленькие узлы, куда стекаются письма и посылки из нескольких отделений, и огромные, которые контролируют отправки целого субъекта страны. Например, в марте 2021 года в Новосибирской области начал свою работу первый и самый крупный сортировочный хаб «Почты России», построенный в рамках проекта «Национальные логистические технологии». Площадь нового сортировочного узла, расположенного рядом с аэропортом Толмачево, 46 тыс. кв. м. Он обрабатывает до 1,5 млн писем и посылок в сутки из 3,5 тыс. почтовых отделений. Подобные хабы откроются и в других крупных городах России: Хабаровске, Краснодаре, Самаре, Уфе, Нижнем Новгороде, Воронеже, Красноярске и Челябинске.


  Каждое отправление попадает на транспортировочную ленту, где сортмашина считывает с него штрихкод и далее, сопоставляя несколько критериев, решает его судьбу — когда и как оно будет доставлено получателю. Если штрихкод не считывается или его нет, а отправление (например, открытка) подписано от руки, срабатывает система оптического распознавания символов. В итоге все рукописные данные все равно будут оцифрованы и занесены в реестр.


  Процесс разгрузки и транспортировки в крупных хабах с недавнего времени тоже стал областью ответственности роботов. Но, хотя почти все процессы автоматизированы, человек не выведен из логистической цепочки полностью — операторы в той или иной степени задействованы на всех этапах обработки корреспонденции.


  Особенно роль человека важна непосредственно перед самим исполнением маршрута. При необходимости, направляя почтовые потоки, оператор делает их «тюнинг»: учитывает локальные ограничения, перекрытия дорог, обесточивания электроэнергии. Возможно, в будущем и эти задачи возложат на искусственный интеллект.


  По земле, воде и воздуху


  Помимо контрольных сроков и списка промежуточных сортировок математическая модель просчитывает возможный объем отправлений. Когда оптимальный маршрут создан, в игру вступает транспортная логистика. Что лучше подойдет для конкретного отправления: автомобиль, поезд или самолет? Какой вместимостью должен обладать транспорт и как составить его расписание? Ответы на все эти вопросы также дает "умная" система.


  Наибольший объем отправлений «Почта России» перевозит с помощью автомобилей (1 784,07 тыс. т за 2020 год). На втором месте — железнодорожные перевозки (197,86 тыс. т), далее идут авиация (49,33 тыс. т) и морской транспорт (1,85 тыс. т). Сама нагрузка планируется за месяц — это значит, что уже в ноябре на почте знают, сколько тонн корреспонденции поедет из Москвы в Санкт-Петербург в декабре. В этом помогает система моделирования процессов региональной почтовой логистики. Именно она прогнозирует вид транспорта и подбирает конкретный рейс для всего объема материальных потоков.


Маршруты, построенные системой, не меняются — корректируются лишь входные данные. Например, когда открывается новый логистический центр или добавляется еще один вид транспорта (сейчас это беспилотники, дроны и роверы). Модель учитывает все «новинки» и пересчитывает нагрузку.


  «Умная» доставка


  С недавних пор получить свою корреспонденцию стало возможно не только непосредственно на почте или через почтальона, но и с помощью так называемых «почтовых гаджетов». Производительность, грузоподъемность, стоимость перевозок с участием роботов также становятся частью формулы, по которой система принимает логистические решения. Специалисты считают: чем дешевле будут новые технологии, тем выше у них шансы составить конкуренцию классическому транспорту.


  В ноябре этого года четыре почтовых отделения московского района Хамовники пополнились роботами-курьерами. Роверы могут доставлять посылки весом до 15 кг, габариты которых не должны превышать 42х49х29 см. Основная цель роботов — не заменить почтальонов, а дать клиентам дополнительный выбор при получении посылки. Если желания приходить в отделение и контактировать с людьми нет, то на помощь придет робот-курьер. Особенно актуальной эта опция стала во время пандемии коронавируса.


Вызвать ровер можно через приложение. Сотрудник почты положит в отсек робота посылку и направит его по адресу. Ровер встраивается в пешеходное движение и едет со скоростью 5 км/ч по тротуару, не представляя для людей никакой опасности. На местности он ориентируется с помощью набора камер, датчиков и специального лидара. Благодаря ему робот структурирует вокруг себя 3D-карту и высчитывает расстояние до различных объектов, останавливаясь или объезжая их. Иногда он пытается предсказывать, что будет делать объект, для того, чтобы быстро среагировать.


  Если роверы проходят испытания в Москве, то в труднодоступные районы — на Крайний Север, в Камчатский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа, отправляются беспилотники. В этих четырех субъектах России для них уже просчитано 48 маршрутов. Они будут доставлять массо-габаритные грузы, летая на большие расстояния.


  Кроме того, «Почта России» развивает систему удаленной доставки. До конца этого года в 37 крупнейших городах России откроется 5 000 почтаматов, из которых клиентам будет удобно забирать свои заказы. Возможно, почтаматы появятся даже в московском метрополитене, чтобы облегчить процесс получения отправлений.


  Сейчас новейшие технологии «Почты России» представлены в формате тестовых услуг. Экспертам предстоит проанализировать бизнес-процессы, обучить персонал работе с автономным аппаратным комплексом, интегрировать его в ИТ-системы, а также донести до клиентов информацию о том, как использовать инновационные новинки.


 Александра Дьякова

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64340/
https://ekspertov.ru/
дата: 14.12.2021 12:22:21    просмотров: 306

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS Формирование и управление волнами в WMS на складе 3PL FMCG Как посчитать Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году