Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика эпохи ковида: чуда не случится

Логистика эпохи ковида: чуда не случится

Пандемия принесла бизнесу ретейлеров много проблем, но особенно сильно она ударила по логистике – цепочки поставок поломаны, контейнеров не хватает, стоимость затрат на транспортировку выросла в разы, магазины получают сезонные товары с опозданием. Анатолий Кузнецов, директор по логистике FINN FLARE о том, как торговые сети справляются с ситуацией и что будет с ценами.


Пандемия, которая не отступает вот уже почти два года, продолжает обострять ситуацию для бизнеса. Если ранее перебои в поставках были заметны по всем направлениям, кроме Китая, то сейчас и здесь начались сложности. Изначально проблема была связана с дефицитом контейнеров, без которых невозможно осуществить транспортировку товара. В результате, с одной стороны, подскочила их стоимость, а с другой — увеличились сроки доставки. Товар мог пролежать на складе перевозчика в ожидании свободного контейнера до 30 дней, из-за чего на такой же промежуток времени увеличивались сроки доставки.


Стоимость транспортировки контейнера при этом выросла в 3-4 раза, а единственная существенно быстрая альтернатива — авиаотгрузка — увеличила себестоимость доставки товара в лучшем случае в 4-5 раз (в зависимости от направления).



Однако со временем появились и другие проблемы. Например, сейчас бывают ситуации, когда контейнер с грузом стоит на станции в течение полутора месяцев из-за переноса отправления поездов либо стоит в порту из-за изменения расписания судов. Расписание судов постоянно корректируется, что влияет на погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и прибытия. Например, во Владивостоке на рейде суда могут стоять по две недели, чтобы разгрузиться.
Изначальная нехватка контейнеров привела к тому, что встала вся логистика.


Если говорить о перспективах решения этих проблем, то пока никаких позитивных изменений не намечается. Всем приходится стоять в очередях за контейнерами, ждать разгрузки и находить способы оставлять продукцию доступной для покупателя, пока это позволяет собственный запас прочности.


  В то же время есть повод смотреть на ситуацию с оптимизмом.
Во-первых, Китай в принципе открыт, и там работают все производства, что уже огромный плюс (веерные отключения электроэнергии не в счет).
Во-вторых, мы сами морально адаптировались к текущей ситуации, поэтому любой очередной форс-мажор воспринимается не так остро, как вначале, — внезапные изменения, ограничения и задержки уже стали частью привычных рабочих задач.


Стратегии ретейла


В решении описанных проблем ретейлеры идут несколькими путями:

1) сокращают заказ пропорционально задержке прихода товара;
2) увеличивают затраты на логистику и выбирают авиадоставку, чтобы поймать сезон;
3) вообще не привозят товар и торгуют остатками прошлых сезонов
(так поступают, в частности, некоторые западные бренды, для которых Россия — это неинтересный рынок).


  Результаты стратегических мер, которые можно принять в сложившихся условиях, будут заметны только в будущих сезонах, а в текущих реалиях существенно минимизировать издержки и найти какие-то глобальные решения проблемы просто невозможно. В то же время опыт показывает, что всё в мире рано ли поздно приходит к балансу.


  Конечно, сложно ожидать снижения стоимости транспортировки контейнеров, тем более в ближайшее время, однако ситуация с их нехваткой должна постепенно себя изжить. На самом деле среднее повышение розничной цены происходит каждый год, и хотя средневзвешенная розничная цена по бренду может снижаться, сопоставимые товары, как правило, либо остаются в той же ценовой категории, либо показывают рост порядка 3-4%. Конечно, сейчас скачок цен LFL, то есть в сравнении с предыдущим годом, оказался более существенным, чем когда-либо раньше.


  Последствия для всех


Если чуда не случится, а рассчитывать на него было бы довольно наивно, и отката по логистике не будет, то и потребителю придется привыкать к новой ситуации.


Пока мы не увеличиваем розничные цены и держимся за счет маржи, но при сохранении общей обстановки в том же режиме потребителя ждет неизбежное подорожание продукции.



Кроме того, из-за сложностей с доставкой можно ожидать несвоевременного прихода сезонного товара.


  Нельзя также не учитывать потенциальное усиление антиковидных мер. При этом здесь серьезные ограничения уже будут менее болезненными, чем в начале пандемии. Электронная торговля сейчас активно развивается, и стабильный рост мы видим в том числе за счет тех пользователей, которые за время пандемии ушли из розницы в онлайн. И здесь для потребителя постепенно открываются все новые возможности — от моделей логистики с доставкой за час и примеркой до виртуальной примерочной.


  Во внутренних перевозках мы не заметили каких-то сильных изменений, в стране ситуация остается относительно стабильной. Несмотря на пандемию, покупка одежды даже в среднем и высоком ценовом сегменте в регионах значительным образом не снижается. Во многих случаях интернет-магазины и маркетплейсы остаются одним из самых оптимальных способов приобретения товаров, которые в любом случае в рознице очень сложно найти.


  Новая конфигурация


Как рынок fashion-ретейла будет возвращаться к балансу, пока сложно предугадать. Очевидно только, что после пандемии он изменится, произойдет определенное перераспределение ресурсов, больше внимание будет уделяться каким-то локальным возможностям, поставщикам и способам производства, ставка на экологичность станет критически важной для многих секторов экономики.


Наши планы дальнейшего развития связаны в первую очередь с интернет-торговлей, хотя мы все же верим, что офлайн-ретейл не умрет, пусть и видоизменится.



За последние годы мы пересмотрели процессы управления в компании и перестроили их в омниканальную модель, автоматизировали часть процессов, стали более гибкими и мобильными, в том числе психологически.


Это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом и полагать, что, какими бы сложными ни были условия, мы найдем решения всех возникающих задач, не забывая о наших покупателях, которые привыкли к высокому уровня качества и при этом тоже вынуждены сталкиваться с последствиями пандемии. Остается только делать все возможное, чтобы пережить период турбулентности с наименьшими потерями для всех.



Анатолий Кузнецов
директор по логистике FINN FLARE

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64362/
https://ekspertov.ru/
дата: 30.12.2021 21:15:56    просмотров: 238

рейтинг: 
(Голосов: 4, Рейтинг: 3.25)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах