Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

О подходе к организации рабочих мест на складе

О подходе к организации рабочих мест на складе



Одним из широко известных инструментом бережливого производства (Lean Manufacturing) является концепция 5S – система организации рабочих мест. Не буду углубляться в историю и теорию, потому что материалов на эту тему в интернете очень много. Скажу несколько слов о сути системе и наблюдениях за ее внедрением.


Итак,

5S – это принципы организации рабочего пространства, его совершенствования и поддержания порядка, которыми руководствуются сотрудники при выполнении ежедневных операций.


Сформулирована система очень просто: есть пять шагов, которые замыкаются в цикл: сортировка => соблюдение порядка => содержание в чистоте => стандартизация => совершенствование.


Первый шаг, сортировка, предполагает, что каждый сотрудник на своем рабочем месте (или в зоне своей ответственности) должен разделить все предметы, инструменты и материалы на нужные постоянно, нужные периодические и ненужные. От ненужных необходимо избавиться (разумеется, лучше экологично: передать другому сотруднику, подразделению или реализовать, но если не получается, то выбросить или уничтожить). Нужные постоянно отобрать для того, чтобы разместить их максимально удобным образом. Нужные периодически, наоборот, убрать из зоны быстрой досягаемости, очистив от них рабочее пространство.


Второй шаг, соблюдение порядка, предполагает, что сотрудник на своем рабочем месте определит место для каждого предмета, отсортированного на предыдущем шаге, закрепит это место и в дальнейшем будет следить за исполнением созданных правил размещения. Обычно правила размещения инструментов и материалов вытекают из принципов эргономики рабочих мест. Базовые принципы эргономики достаточно просты, понятны интуитивно и не требуют специализированных знаний: чем меньше простых действий необходимо произвести сотруднику для выполнения подготовительных операций, тем лучше (говоря проще, задача - экономить время и усилия сотрудника).


Третий шаг, содержание в чистоте, предполагает, что сотрудник на своем рабочем месте будет регулярно поддерживать чистоту (вне зависимости от того собственными силами либо при помощи выделенных специалистов). Это абсолютно простое и очевидное действие, которое, как мы все хорошо знаем, игнорируется большинством сотрудников на производствах, складах и даже в офисах. Единственное решение для того, чтобы «содержание в чистоте» не оставалось формальностью или не оставалось проблемой исключительно клинеров - это нормирование времени на выполнение этих операций, включение их в график рабочего дня и регулярные аудиты, а также ответственность за неисполнение.


Четвертый шаг, стандартизация, предполагает, что после того, как сотрудник определит место для каждого предмета (шаг 2) и начнет поддерживать чистоту (шаг 3), он сможет сформулировать правила расположения предметов в зоне своей ответственности, правила наведения порядка и чистоты, правила использования и планирования ресурсов – то есть появится процесс поддержания порядка на рабочем месте, который, конечно, видится логичным формализовать в виде инструкций с фотографиями.


Пятый шаг, совершенствование, предполагает, что стандартизация не поставит точку в оптимизации эргономики, распорядка уборки и организации рабочего пространства. При накоплении опыта работы по новым правилам, сотрудник поймет, что какие-то решения были не оптимальными. Кроме того, со временем появится новый инструмент, для которого потребуется определить место, а от старого избавиться. Да и содержание операций может претерпеть изменения из-за новых требований бизнеса. Все эти вызовы потребуют ответа и пересмотра стандарта.


В идеальном мире эта простая система будет работать сама и очень сильно освободит руководителей склада, повысит производительность сотрудников и ресурс инструментов, сократит расходы на материалы. В реальном… если даже вся подготовительная работа усилием воли будет доведена до приемлемого результата, через месяц от системы не останется и следа. Очень небольшой процент сотрудников будут самостоятельно поддерживать стандарт. Ключевой элемент устойчивости – постоянная вовлеченность в процесс руководителей (поощрение изменений, «реклама» системы, личное участие в аудитах, личное участие в групповых мозговых штурмах, когда команда на участке договаривается об организации рабочих мест). Именно поэтому, на мой взгляд, система не приживается, как самостоятельная во многих организациях, хотя сама идея отлично «заходит» практически везде. Хорошо функционирующая 5S, из личной практики, обычно встречается в зрелых организациях и является следствием сформированной многолетними усилиями комплексной социоинженерной системы (такой, как Toyota Production System и ее аналоги в разных отраслях).


Организация рабочих мест на складе 


Рабочие места для сотрудников должны быть организованы согласно государственным стандартам. 

ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.33, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.61, ГОСТ 12.4.026. 

Так же необходимо придерживаться межотраслевых и отраслевых рекомендаций по подготовке рабочих мест. Рабочее место важно разместить так, чтобы сотрудник мог контролировать и управлять объектами, за которые он несёт ответственность. 

В то же время, не должно создаваться преград для перемещения товаров, грузов, тар и всевозможных механизмов, предусмотренных на предприятии. 

Между местами, где размещаются сотрудники, должно быть организовано пространство для свободного перемещения людей. 

При размещении рабочих мест учитываются направления движения продукции. Встречные потоки не допускаются. Поэтому рабочие места должны размещать по ходу торгово - технологического процесса. 

Сотрудники должны быть размещены так, чтобы путь движения продукции был минимален и у рабочих не было необходимости в переходах с одного производственного этапа на другой. 

Рабочие места должны находится на таком расстояние друг от друга, чтобы сотрудники и транспортные средства(необходимые на предприятии) могли безопасно перемещаться, а так же выполнять свои служебные обязанности, следить за техническим состоянием оборудования и производить уборку помещения. 

В зависимости от специфики работы, у сотрудника должно быть достаточно места, чтобы разместить не только стол и стул, но и необходимую технику, оборудование. И в то же время, сотруднику должно быть удобно и комфортно работать. 

На своём рабочем месте сотруднику важно удобно себя чувствовать, менять положения(сидя, стоя) и передвигаться. 

Если деятельность подразумевает сидячее положение, у работника должен быть удобный стул. 


Если сотрудник должен выполнять свои служебные обязанности в положении стоя, при организации рабочего места необходимо учитывать следующее параметры: 

Ширина 60 см Длина 160 см Высота 95,5 см 

Пространство для стоп 15 см и более по глубине 

Пространство для стоп 15 см по высоте 

Пространство для стоп 53 см по ширине 


У рабочего места сотрудника должны быть предусмотрены специальные ящики, настенные шкафы и стеллажи, где будет храниться специальный инвентарь, инструменты тара и посуда. Проходы между рабочими местами и сами рабочие места запрещается загромождать инвентарём и товарами. 

Рабочие места должны быть расположены на безопасном друг от друга расстоянии. При возникновении аварийной ситуации у сотрудников не должно возникнуть преград при эвакуации. Товары и инвентарь должны быть расположены таким образом, чтобы сотруднику удобно было работать и у него не было необходимости передвигаться по помещению и выполнять излишние телодвижения. 


Месторасположение товаров и инвентаря не должно постоянно меняться. При работе с сыпучими веществами важно предусмотреть отдельную рабочую поверхность. Параметры стола должны соответствовать государственным стандартами. 

Это ГОСТ 12.2.032 и ГОСТ 12.2.033. Если сотрудник работает с мучными изделиями или мукой у поверхности, где происходит основная работа, 


Если сотруднику необходимо работать с товарами крупных габаритов и большой массой, его рабочая поверхность должна быть соответствующей - с высокой прочностью. А рядом необходимо предусмотреть тары, куда работник мог бы складывать упаковку. 


В зависимости от вида деятельности, укладчикам - упаковщикам рекомендуют следующие положения: 

При нарезке гастрономических изделий укладчику - упаковщику рекомендовано выполнять свою работы сидя При взвешивании и упаковке продукции сотрудник может менять положения "сидя - стоя". 


При работе преимущественно в положении "сидя" у сотрудника должно быть предусмотрен удобный стул или кресло, которое можно регулировать исходя из необходимых параметров для самого сотрудника(высота, угол наклона, расстояние от стола). 


Рекомендована и подставка для ног. Так же, при организации рабочего места должно быть предусмотрено, что сотрудник будет работать в положении "стоя" и чередовать рабочие позы. Материал на сидениях и спинках стульев должен обладать малой теплопроводимостью. 

При выборе покрытия нужно учитывать возможность влажной уборки. 

Для оптимальной работы, кладовщику необходимо предоставить рабочее место площадью от 6 квадратных метров. 

Допускается утепление кабины и ограждение стеклянной перегородкой. Её высота не должна превышать 1,8 метров. 

Место для работы кладовщика необходимо организовать там, где происходит работа с продукцией. 

Это площадка где товары упаковывают, комплектуют и отправляют на точки реализации. 


Стол и подъёмно - поворотный стул - в обязательном порядке должны входить в комплект рабочего места кладовщика. 

В наличии так же должен быть инструмент, который сотрудник мог бы использовать для вскрытия тар. 

В числе прочего инвентаря на рабочем месте обязательны инструменты для вскрытия тары. Это ножницы, гвоздодёры, плоскозубцы и т.д.. 

Рабочая поверхность должна быть хорошо освещена. 


Рабочее место сотрудника, который занимается комплектованием товаров, предусматривает наличие необходимого инвентаря и механизмов в зависимости от характера продукции, с которой работает комплектовщик. 

Если работа осуществляется с крупногабаритной продукцией, то рабочее место сотрудника занимает всю площадь склада, а непосредственное комплектование такого рода товаров сотрудник осуществляет при помощи грузовых тележек и автокаров. 

Если работа сотрудника связана со взвешиванием товаров, то рабочее место обязательно должно быть оборудовано весами с грузоподъёмностью до 2 тонн. 


Стул комплектовщика должен обладать следующими параметрами: 

Высота сидения 40-45 см. 

Глубина сидения 41-50 см 


Работнику должно быть достаточно света для качественной и безопасной работы. Рекомендуется источники света размещать над рабочей поверхностью - во избежании бликов и отсвечивания. 

У лифтёра рабочее место должно находится в непосредственной близости к грузовому лифту - на площадке основного погрузочного этажа. 

Если лифтёр должен сопровождать грузы, то лифт так же является его рабочим местом. 

Рабочее место лифтёра обязательно должно быть оснащено следующим: тумба для ранения медикаментов и документов средством связи системой управления лифтовым комплексом со встроенной сигнализацией необходимые инструменты и инвентарь, которые необходимы сотруднику при возникновении аварий и чрезвычайных происшествий 

В целях сохранения здоровья сотрудников и комфортной работы, необходимо во избежание сквозняков, у рабочих мест возводить специальные перегородки(если рабочее место находится в непосредственной близости к дверям и воротам). 

Для сотрудников, специализирующиеся на уборке помещения, рабочее место размещается на той площадке, которая входит в зону его обслуживания. 

Площадь рабочего места должна быть достаточной для передвижения и проезда специализированной техники, предназначенной для уборки. 

В числе мебели, обязателен шкаф, где сотрудник мог бы хранить одежду для работы, средства для уборки помещения, инструменты и технику. 

Если зона обслуживания находится на высоте от 0,8 метров, её необходимо огородить перилами. 

А на саму площадку должна вести лестница с поручнями. 

Высота ограждения, согласно государственным стандартам, должна составлять не менее 1 м. 

Вертикальные стойки перил находятся друг от друга на расстоянии не более 1,2 м. 

Ограждения и перила должны выдерживать нагрузку 700 Н. 

Между рабочими местами в обязательном порядке должен быть предусмотрен свободной проход и его ширина должна составлять не менее 0,7 м. 

Покрытие лестниц и полов не должно скользить. 


Существуют требования и к параметрам лестниц. 

Их ширина по ГОСТу составляет не менее 0,6 м, высота ступеней должна быть не более 0,2м, а ширина ступенек - не менее 0,12 м. 

Если лестница примыкает к помещению, где расположено рабочее место сотрудника, то её наклон зависит от высоты. 

При высоте от 1,5 метров лестница должна иметь наклон не более 45 градусов. 

Если высота лестницы меньше 1,5 м - разрешается наклон не более 60 градусов. 

При это обязательно на лестнице должны быть предусмотрены поручни. 

Высота лестницы может достигать максимально 3 метров. 

Если высота больше - между лестницами должны быть предусмотрены переходные площадки. 

Если в обязанность сотрудника входит работа с видеодисплейными терминалами и персональными электронно - вычислительными машинами, высота рабочего стола должна составлять от 60-80 см. 

Пространство для ног - не менее 60 см. 

Ширина поверхности - не менее 50 см.


Для ног должна быть предусмотрена подставка. 

Её параметры: 

Ширина не менее 30 см 

Глубина не менее 40 см 

Регулировка по высоте до 15 см 

Угол наклона до 20 градусов. 

Высота борта по переднему краю не менее 1 см 

Стул у сотрудника, работающего с видеодисплейными терминалами и персональными электронно - вычислительными машинами обязательно должен регулироваться. 

У работника должна быть возможность изменить высоту стула, угол наклона, расстояние от стола и надежно зафиксировать выбранные параметры. 

Материал сиденья, спинки стула должен быть не скользким, неэлектризующимся, воздухопроницательным и легко очищаться. 

Сама поверхность сидения и спинки должна быть полумягкой. 

Расстояние экрана видеомонитора должно находится от глаз сотрудника на расстоянии не ближе 50 см.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64804/

https://ekspertov.ru/

дата: 19.12.2022 13:39:56    просмотров: 1442

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии