Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Доставка последней мили: как бизнесу сохранить качество сервиса в кризис

Доставка последней мили: как бизнесу сохранить качество сервиса в кризис

Санкции подорвали логистику первого и среднего звена, что отразилось на процессах доставки конечному потребителю продукции со склада или распределительного центра.


Последняя миля — важная часть клиентского сервиса, и требования к ней сильно выросли за последние годы. Несоответствие ожиданиям аудитории ставит под удар репутацию компаний, которые больше не могут сохранять прежнюю оперативность и низкую стоимость услуги.


Что ждет рынок последней мили и как бизнесу оптимизировать расходы, рассказывает Мухтар Лекеров, директор отдела интеграции и внедрения в компании-разработчике облачной системы для внутригородской логистики Relog.



Доставка последней мили всегда была сложным аспектом клиентского сервиса. По данным Business Insider, больше половины логистических расходов приходится именно на это звено и ложатся они, как правило, на поставщика.


По информации Data Insights, в 2021 году российский сегмент e-commerce вырос на 90% в количественном выражении. В это время миллениалы и зумеры стали считать быструю бесплатную доставку стандартом торговли.  

Крупные ритейлеры уже заявили, что санкции могут повлиять на их бизнес и в том числе на реализацию последней мили. Например, Ozon опасается снижения спроса, а также возможных проблем с привлечением капитала на развитие инфраструктуры доставки.


Однако уронить планку сейчас — потерять часть аудитории, которая так или иначе сократит объем потребления из-за сниженной покупательской способности.

Бизнесу придется бороться за каждого пользователя, который по-прежнему ожидает от продавца множество опций, включая доставку за 24 часа. 


Что будет с рынком последней мили?


 На отрасль окажут влияние три ключевых фактора: 


  • Рост себестоимости доставки последней мили 

Причин несколько: высокая инфляция, волатильность валюты, подорожание топлива, газа и запчастей для автомобилей и т.д.

Логистические компании, которые занимаются этим звеном, повысят цены на услуги. Из-за этого бó‎льшая часть годами работающих партнерских связей будет разорвана. 


  • Повышение порогов для мелких и средних компаний 

Бренды окажутся перед выбором из-за роста себестоимости услуг: оставить быструю бесплатную доставку себе в убыток, но зато сохранить репутацию, или в целях экономии снижать планку.


Первое может позволить себе далеко не всякий крупный бизнес. Например, с 11 апреля «Сбер» отменил бесплатную доставку от «Сбермаркета» для подписчиков «Прайм» и «Прайм+», заменив ее бонусами. 


У мелких и средних компаний выбора практически нет: скорее всего, им в любом случае придется убрать опцию быстрой доставки или же сделать ее платной, что снизит их конкурентную способность. 

  • Появление новых игроков 


Вероятно, на рынке логистики, включая первую, среднюю и последнюю милю, возрастет спрос на высокотехнологичные продукты по управлению поставками.


Компании с большим капиталом будут предлагать решения, которые позволят оптимизировать процессы и лучше контролировать расходы.


Как справиться с вызовом при помощи технологий?


Вот несколько советов из области ИТ, которые позволят снизить расходы на доставку последней мили и в целом оптимизировать процессы:


Автоматизация аналитики


С ее помощью операторы логистики выявляют самые рентабельные опции и усиливают их, а от нерентабельных отказываются.

Примером может служить «Вкусвилл» — после тестирования и анализа результатов ритейлер сделал ночную доставку полноценной опцией, а также выяснил самое популярное «окно» заказов — с 5 до 8 утра.  

Однако глубина проникновения аналитических решений в отрасли еще достаточно низкая. Сейчас это заметно как никогда раньше, т.к. мы видим, что многие компании не сумели быстро отреагировать на падение спроса из-за санкций и оптимизировать маршруты.

В итоге транспорт отправляется полупустым, а это прямые убытки. 


Логистические сервисы-оптимизаторы на основе данных умеют строить более «кучные» маршруты, объединять их, чтобы снизить расходы на топливо и повысить утилизацию транспорта по весу и объему.

В ручном режиме управлять этим процессом гораздо труднее из-за субъективных оценок и человеческого фактора в целом.

Один из наших клиентов после детальной аналитики сократил частоту доставки от хаба до конечных населенных пунктов с двух до одного раза в день. 

Заказчики сначала проявили недовольство, но затем согласились с доводами компании в обмен на ряд опций и преференций. В итоге наш клиент снизил расходы в два раза или примерно на 70% от зарплаты одного водителя.


Облачная модель 

Исторически сложилось, что большинство игроков выбирают коробочные решения, к примеру, «1С-Битрикс», который можно дописать под нужды компании.

Однако необходимость тотального контроля расходов заставит логистику мигрировать в SaaS.

Если вы еще этого не сделали, то сейчас самое время: облачные решения обходятся дешевле, чем коробочные или тем более собственные цифровые продукты, которые в условиях массового оттока ИТ-кадров из России становятся не особо актуальными.


Отказ от избыточного оборудования

Еще один способ оптимизировать расходы — это экономить на GPS-трекерах. Сегодня у каждого водителя есть смартфон, на который можно установить приложение по оптимизации маршрутов и контроля работы водителя.

Оно может быть как самостоятельным решением, вроде сервиса VeeRoute, который использует группа «М.Видео-Эльдорадо» уже пять лет, или частью комплексного сервиса по управлению логистикой.


Коллаборации с онлайн-агрегаторами

К этому пункту относится и шеринг складских помещений, что особенно актуально для мелких и средних игроков, и службы такси.

К примеру, мы стали партнерами с «Яндекс.Go», с помощью которого можно найти курьеров для бизнеса, чьи заказы резко упали. К тому же держать собственный штат стало нерентабельно.



Единственный путь для сохранения качества доставки — это сокращение расходов. Для этого бизнесу необходимы как автоматизация, так и в целом стратегия минимальных инвестиций.

Кризис переделывает рынок: часть логистических компаний прекратила существование, другая выжидает, третья строит планы по наращиванию присутствия в регионах и расширению сети.

И это вполне выполнимая цель, если действовать поступательно: открывать представительства в городах с минимальным числом сотрудников и сокращать местные представительские расходы.



https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64498/
https://ekspertov.ru/

Мухтар Лекеров
дата: 04.05.2022 20:28:37    просмотров: 131

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) устав от борьбы с РЖД Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад уходят с сети