Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Lean-технологии в логистике. «Бережливая логистика»

Lean-технологии в логистике. «Бережливая логистика»

 

Редакция журнала «Логистика: проблемы и решения» продолжает практику издания тематических номеров. В ближайшем номере мы решили обсудить с экспертами проблему «Lean-технологии в логистике». Очевидно, что данная проблема на сегодняшний день достаточно актуальна. Ограниченность всех видов ресурсов в кризисных условиях значительно повышает ее значение.


Как обычно, редакция ЛПР обратилась к ведущим отечественным экспертам за помощью в раскрытии данной проблемы. Традиционно, ведущим экспертам задаются конкретные вопросы, которые требуют конкретных ответов.


За  ответами мы  обратились  к  ведущему эксперту по логистике  консалтинговой логистической компании Лобанов-логист  https://www.lobanov-logist.ru/  Николаю Лобанову

 

На этот раз вопросы таковы:


1.     Как, по Вашему мнению, можно определить понятие «lean-логистика» (иногда определяемая, как «бережливая логистика»)? Является ли данное понятие синонимом "эффективной логистики"?

 

Н.Л. Сейчас  появилась мода на всё «бережливое»: бережливое производство, бережливая  логистика. Прилагательное «бережливое»  сейчас приставляют к разным  словам,  проводят семинары, учат  относиться ко  всему  бережливо.

При этом часто  преподаватели, как попугаи повторяют  заученные мантры,  не  особо  понимая  смысл  самой  концепции.

Начнём от «печки».   На Тойоте  50-60 лет  назад Эдвард  Деминг  сформулировал 14 принципов нового построения  производства.

«Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга)» это первый принцип: «Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным».

Обращаю  ваше  внимание на то, что это было более 50  лет  назад! 

Концепция не  нова!

Концепция  «бережливого производства», она же  система «Кайдзен»,  является  частным случаем  в  принципе Деминга  «постоянных  непрерывных  улучшений»,  и направлена  на   борьбу  с  «потерями».

 

Потери — это любое действие, которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя.

 

Потери могут  быть где угодно  и  выражаться  в чём угодно,  в том числе  потери могут  быть  и  в  логистике,  точнее  в  бизнес-процессах  составляющих  цепочку   поставок SCM.

 

Понятие  «логистика»  пока  не  сформировалось  и  существует  несколько  десятком  определения  логистики. 

Поэтому  сужая  логистику  до  её «товарной»  части -  «цепочки поставок»  и  делая  акцент  на  потерях  в  цепочке  поставок,  можно  перейти к  понятию «бережливая  логистика».

Ключевое  слово  здесь  «бережливая»,  так  как  именно это слово  определяет  направление  и  область  проведения  работ по  улучшению.

 

Тайити Оно, отец производственной системы компании Toyota и бережливого производства, будучи ярым борцом с потерями, выделил 7 их видов:

потери из-за перепроизводства;

потери времени из-за ожидания;

потери при ненужной транспортировке;

потери из-за лишних этапов обработки;

потери из-за лишних запасов;

потери из-за ненужных перемещений;

потери из-за выпуска дефектной продукции.

 

Четыре вида  потерь из списка можно смело  назвать «логистическими»!

 

В  интернете  можно найти такое определение:

«Бережливая логистика - это вытягивающая система, включающая в себя все организации в потоке создания ценности для конечного клиента, когда пополнение запасов происходит по потребности внутреннего и внешнего потребителя небольшими партиями».

Автор  этого определения «бережливой  логистики»  делает акцент  на  СУЗ – системе  управления  запасами, которая  также является  частью логистической системы  управления цепочкой  поставок.


Таким  образом,  можно  сформулировать  концепцию  «бережливой  логистики»  как  деятельность  направленную  на  борьбу  с  бессмысленными потерями  в  цепочке  поставок  товара  от  производителя  к  потребителю.


Делает  ли  эта  деятельность  логистику  «эффективной»?

 

Я  бы  не  стал  утверждать,   что эффективная логистика  и  бережливая  логистика  тождественны,  так  как борьба  с потерями  не  обязательно  может  привести к  повышению  эффективности  логистической цепочки  поставок.

Всё  зависит  от  того  по  каким   критериям,  каким показателям  эффективности  вы  оцениваете  эффективность  SCM.

 

Цепочку  поставок - SCM,  занимающейся поставкой  товара из пункта  А  в  пункт В  и  являющейся  частью  логистики,  так  как понятие  логистики значительно шире,  можно представить «правилом шести»!

Правило шести «right» в полной мере определяет задачи, стоящие перед транспортной логистикой:

«Getting the right product, to the right place, at the right time, in the right quantity, with the right quality, for the right cost».

На русском языке это буквально будет звучать так:

«Получить правильный продукт, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами».

 

В  тоже время  оптимизация цепочки поставок для  повышения  её эффективности проводится   по  следующим  направлениям:

1. Снижения  логистических   издержек.  Оптимизация  затрат – это не минимизация,  а  поиск  «золотой середины»  в  затратах  для  обеспечения  поставки  с  заданным уровнем качества  и  производительности труда.

2. Повышения  «уровня сервиса»  склада. Сейчас уровень обслуживания  клиентов  является  основным  конкурентным  преимуществом  компаний.

3. Повышения  производительности труда. Очень часто логистика поставок  становится «узким местом» в компании, не позволяющим  увеличивать объёмы продаж.

 

Снижение  потерь  при применении концепции «бережливой  логистики»как правило,  снижает  логистические  издержки  и  может  повысить производительность  и   качество  в  цепочке  поставок.


Разница  между  оптимизацией  логистики  и  бережливой  логистикой  в  том,  что  бережливая  логистика  не  направлена  на  улучшение  эффективности   основных  бизнес-процессов  в  цепочке  поставок на системном уровне ТОС, которая  позволяет  получить синергический  эффект  при взаимодействии бизнес-процессов  SCM.

 

Бережливая  логистика в  основном  направлена  на  вспомогательные,  обеспечивающие  процессы  в  цепочке  поставок.

Очень важно в Lean-логистике уделять внимание технологическому оборудованию: своевременно ремонтировать и обслуживать. Таким образом вы обеспечите непрерывный процесс работы и сможете исключить отказы. Кроме того, следует уделять внимание подготовке персонала, всей цепочке менеджмента среднего и низшего звена. Наиболее существенным в «бережливой логистике» является взаимоотношения с проверенными и надежными поставщиками. Идея «бережливой логистики» – организовать производство, которое требует малых затрат, и используется минимальное количество ресурсов.

 

Бережливая логистика использует   принцип «точно вовремя» (just-in-time)  на больше  философском,  нежели  на  технологическом  уровне.

 Бережливое производство (логистика) невозможно без бережливой культуры. Главное в Lean-культуре — человеческий фактор, коллективная работа.

 

Логистика  же в классическом  её  понимании  направлена  не  на человека,  а  на  бизнес-процесс,  поэтому  логистическая  бизнес-модель легко  описывается,  автоматизируется  с внедрением  робототехники.


«Классическая» логистика это всё же  больше  технология, чем  философия, на которой основывается  концепция «бережливой  логистики».

  

2.     Какие критерии, по Вашему мнению, наиболее важны для определения, используется ли в данном случае lean-технологии в логистике? Или менеджеры в каком-то конкретном случае просто руководствуются здравым смыслом?

 

Н.Л. Суть логистической технологии «Lean production» находится  в достижении, соединении следующих основных компонентов:

1. Высокого качества;

2. Мелких размеров производственных партий;

3. Низкого уровня запасов;

4. Высококвалифицированного персонала;

5. Гибкого оборудования.

 

Логистическое управление этими компонентами должно быть направлено на реализацию целей «Lean production».

 

Иными словами, необходимо убрать бесполезные операции — в этом и состоит идея «Lean production» — способ организации производства, требующий наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов.

 

Основными целями «Lean производства» в аспектах логистики являются:

1.    Высокие стандарты качества продукции;

2.    Низкие производственные издержки;

3.    Быстрая реакция на потребительский спрос;

4.    Короткое время переналадки оборудования.

 

С  моей точки зрения, как  практика эксперта по логистике,  в  концепции  «бережливой логистики», которую сейчас все  активно внедряют,  пока  много абстракции,  философских  теоретических  рассуждений,  мало  конкретных  технологических практических  решений. 

 

Здравый  смысл  мне подсказывает, что современная  логистика  должна  быть до  предела оцифрована  и автоматизирована,   а  роль     человека  должна быть снижена  до  минимума.

При этом,  все  процессы  должны  быть стандартизованы     и  нормированы.

 

В  «бережливой  логистике»  весьма  непросто  понять какие  процессы нужно считать «бесполезными»,  насколько  «низкими»  должны  быть запасы,  насколько «высококвалифицированным»  должен  быть персонал,  так  как эти понятия  не имеют точного определения.


В  технологии  «классической»  логистики  совершенно  иной  взгляд,  иная  логика  управления процессами:  сложные  процессы  разбиваются  на  элементарные  операции,  что позволяет использовать  низкоквалифицированный   персонал  на  «конвейере» цепочки  бизнес-процессов.

 

3.     Где, по Вашему мнению, наиболее острые проблемы украинской (российской) lean-логистики? Что в наибольшей степени мешает реализации ее принципов?

 

Н.Л. Реализации принципов «lean-логистики»  с  моей  точки  зрения  мешает  много факторов, но основные проблемы  из них  заключаются  в том,  что они являются   психологическими  факторами, философией  направленной  на  изменение  мировоззрения  человека,  что  очень тяжело сделать,  так  как «привычка – это вторая натура».  

«Lean-логистика»  требует  воспитание  нового  человека  в  духе  «бережливости»  с  «детского сада»  в течении  нескольких  поколений.

 

В  качестве  примера могу  привести  задачу сортировки  мусора  на  вашей кухне,  которая  для  «западной»  культуры  уже  стала естественной,  а   для  нашего «советского»  человека  ещё  долгое  время  будет  оставаться не применимой. 

Слишком  много  нужно поменять в нашем Человеке,  в Государстве. 

Нужно, например,  поменять планировки  квартир  и  домов,  чтобы  было где  сортировать и  раздельно хранить рассортированный  мусор. 

Это реально?  Вряд ли  в ближайшие 50 лет.

  

4.     Как Вы считаете, какие основные параметры организации lean-логистики на предприятии являются наиболее важными?

 

Н.Л. Так как «lean» – это философия, культура,  то очень важно, прежде чем  формально  внедрять  «lean»,  необходимо  обратить сотрудников  в  вашу  «веру»,  убедить всех,  что  работать по «lean» это «правильно».  Иначе «человеческий фактор»  сведёт  все начинания  «реформаторов»  к  нулю. 

Кроме  этого,  качество  самих  специалистов-внедренцев  по  «lean»  крайне  низкое,  знания  весьма  ограничены  низким  уровнем  образования,  понимание  ограничено примитивным  мышлением,  отсутствие  практического  опыта  не  позволяет  творчески  мыслить.

  

5.     Можете ли Вы привести яркие примеры применения технологий lean-логистики в Украине (России) и в мире?

 

Н.Л. Внедрение «lean-логистики»  напоминает  мне  бестолковые  тренинги «личностного роста»  с хорошей  «промывкой»  мозгов  за  ваши деньги.

При этом,  к  концепции «бережливого производства» я  отношусь  в  целом  положительно,  в  отличии   от  «личностного роста»,  но   «lean-логистику»  воспринимаю  больше  как  направление к  цели,  нежели  как саму  цель,  так  как она практически  недостижима.  Ведь  процесс улучшения  по  своей  сути  бесконечен «По Демингу»,  так как нет в мире  совершенства!

Мне  приходилось  наблюдать процесс  внедрения  «lean-логистики»,  но позитивных  примеров  припомнить не могу.  Много пафоса,  суеты,  времени,   денег,  а   в результате  всё  выходит  «в  гудок».

Хотя,  объективности ради,  должен  сказать,  что один  принцип  «lean-логистики»  я вижу  в  работе  с  товарными запасами во  всех  сетевых  магазинах. 

Поставки товара в  Сети  фактически  осуществляются  в  объёмах  равным  объёму  полок,  складских  помещений  в  магазинах Сетей практически  нет.  Привозят товара ровно столько,  сколько  можно разместить на полках  в торговых  залах.

Причём  наблюдается по  всем  складам, независимо  от отрасли следующий тренд:   заказ  по объёму мельчает, суточное количество  заказов становится больше, доля товара отгружаемая  штуками, а  не коробками растёт.

Система «Канбан»,  «точно в срок»  в  действии! 

дата: 20.09.2017 13:05:25    просмотров: 6291

рейтинг: 
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

i2 Technologies «уйдет с молотка»? Бизнес-анализ на раз-два-три В Самаре логистические центры привлекли внимание инвесторов Внедрение ERP-системы под крылом генерального ДОКУМЕНТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ТОВАРА К ОТГРУЗКЕ Есть ли жизнь после работы? Идеальный заказ Как логисты коммерсантам помогли Классификация объектов складской недвижимости: прошлое Логистика как ключевая стратегическая сфера компетентности