Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как сравнить между собой несколько систем управления запасами (SCM)?

Как сравнить между собой несколько систем управления запасами (SCM)?


Сравнение двух и более различных систем – сложная задача. Практически всегда выбор сделать сложно, ведь даже одинаковый функционал может работать по разному в похожих программах. В статье дадим 9 рекомендаций, как сделать выбор, правильный для ваших задач. В конце статьи вас ждёт бонус - таблица с набором критериев для выбора системы.


1.     Уделять внимание деталям функционала


Если посмотреть на два решения, то зачастую может показаться, что они практически идентичны по функционалу. Но, здесь важны детали. Разберем пример с прогнозированием промо – это одна из востребованных функций, которая есть в большинстве решений. Например, у нас есть две программы, которые поддерживают этот функционал. Что это может значить на практике.


Программа 1. Умеет анализировать статистику проведенных промо-акции по конкретному товару за прошедшие периоды и на основании этого прогнозировать спрос на предполагаемую акцию в целом.


Программа 2. Умеет анализировать статистику проведенных промо-акций по конкретному периоду, анализирует также количество товаров-заменителей за тот же период, которые могли повлиять на спрос. На основании этого программа строит прогноз спроса не только на период будущих акций, но и после него, так как спрос может быть снижен. При этом учитывается возможная каннибализация спроса от товаров-заменителей или товаров других брендов, рассчитывается запас для палетной выкладки, чтобы поддерживать постоянных запас товаров на полке и не допустить дефицита.


Риторический вопрос – какое из двух решений будет работать эффективнее? И мы пока не затронули тему алгоритмов, которые используются в программах.


Чтобы не ошибиться в выборе, нужно тщательнее смотреть на детали. И решение здесь одно – напрямую общаться с вендором и просить рассказать о возможностях функционала. Ни статьи, ни сторонние эксперты не дадут вам полное представление о возможностях. Поэтому детали работы программы и спорные вопросы нужно уточнять у разработчика и просить показать, как это работает на практике.


2.     Смотреть, как давно компания разрабатывает продукт


Если развитие продукта не стоит на месте, то в большинстве случаем поможет простая логика – чем дольше компания разрабатываем продукт и чем больше внедрений, тем больше экспертизы у вендора в конкретной области.


Важно смотреть на опыт разработчика именно в конкретном продукте, а не компании в целом. Компания может иметь 20 с лишним лет опыта разработки решений для ритейла, но решение для управление запасами разрабатывается 2-3 года. Соответственно экспертиза в этой отрасли как правило будет ниже, чему у конкурентов, кто работает на рынке 5-10 лет, но именно с управлением запасами.


Часто компании умалчивают этот факт, подменяя экспертизу по конкретному направлению, общей экспертизой в отрасли. Это нужно иметь ввиду. Как давно у компании имеется продукт можно посмотреть воспользовавшись сайтом https://archive.org/. Вы можете ввести адрес сайта разработчика и посмотреть, какие продукты у них были 2, 3 или более лет назад.

 

3.     Смотреть, как часто обновляется продукт


Еще один важный показатель – частота обновления продукта. Технологии сейчас развиваются очень быстро. Это же касается и методов управления запасами - то, что применялось 7-8 лет назад сильно уступает по эффективности современным методам.


Кроме этого, появляются технологии, способные быстро обрабатывать большие массивы данных или, например, строить цифровые копии процессов и моделировать развитие событий. Всё это повышает точность прогнозов и эффективность работы программы.


Ну и отдельно стоит сказать про развитие и доработку функционала. Любой бизнес, чтобы оставаться конкурентоспособным постоянно развивается. Это значит, что появляются новые функции и задачи. Все это отражается и на IT-решениях для бизнеса. Они требуют постоянного анализа, усовершенствования существующего функционала и разработку нового.


Резюмируя написанное выше, нужно обращать внимание на то как часто обновляется продукт и насколько это существенные обновления. Обычно компании выкладываются списки обновлений у себя на сайте. Если этого нет или решение уже не обновлялось более года, то это повод задуматься или спросить у вендора, почему.


4.     Смотреть клиентов и кейсы по конкретному решению


Обычно это один из главных критериев выбора. Здесь важно обращать внимание на количество клиентов, которые используют именно решение по управлению запасами. Часто компании, которые имеют в своем арсенале несколько продуктов, в презентациях и на сайте указывают всех клиентов компании, не зависимо от направления.


Поэтому всегда нужно просить вендора показать клиентов и кейсы именно для решения по управлению запасами.


Отдельно стоит сказать про публичные кейсы. В идеальном случае они должны быть на сайте. Конечно, есть NDA и не каждая компании готова давать публичный кейс – это нормальная ситуация. Но, если компании уже много лет на рынке и у нее нет публичных кейсов – то это повод задуматься об эффективности решения.


5.     Искать совместные выступления с клиентом и очные референсы


Лучший способ оценить программу – поговорить с тем, кто её уже внедрял и использует. Получить очный референс не всегда возможно, та как это дорого обходится компании и не все клиенты готовы на это идти. Но даже если нет такой возможности сейчас, вы можете уточнить у вендора, кто давал очные референсы ранее, кто потенциально может дать сейчас и по каким направлениям. Тем самым вы можете хотя бы предположить, что такая возможность есть.


Второй по важности показатель в этом пункте – совместные выступления с клиентом на конференциях. Тут всё проще, обычно такие вещи есть в публичном доступе. Вы можете самостоятельно их посмотреть и сделать выводы.


6.     Изучать обзоры программы, скриншоты, руководства и демо-доступ


Не все компании дают демо-доступ к своему продукту. Это связано с тем, что для корректной работы требуются интеграция с учетной системой и данные компании. Без этого полноценно протестировать работу программы не получится. К тому же современные системы достаточно сложные и без предварительной презентации самостоятельно будет сложно в них разобраться.


Что касается видеобзоров работы программы, руководств пользователя, скриншотов с подборным описанием, то если коротко – они должны быть на сайте. Обычно по ним можно получить представление, как работает тот или иной функционал, ознакомиться с деталями. В большинстве случаев подробный обзор функций с демонстрацией из работы может заменить демо-доступ.


Если на сайте или youtube – канале компании нет обзоров или описания работы продукта на примерах, то возможно программа еще не разработана. Либо она сильно уступает конкурентам, поэтому вендор не хочет оттолкнуть потенциальных клиентов еще до личного общения. Так же возможно решение разрабатывается под каждого конкретного пользователя. В этом случае сроки реализации проекта будут гораздо больше.


7.     Реализовать 3-5 сценариев для демонстрации работы программы.


Как правило, когда вы задумываетесь о внедрении SCM системы, у вас уже есть некоторое понимание, какие задачи нужно решить. На этом этапе можно описать 3-5 сценариев типовых задач и попросить вендора показать, как это будет решено в его системе.


Здесь важна именно демонстрация работы этих сценариев, а не описание. Это поможет вам, во-первых, убедиться, что программа способна решить ваших задачи. Во-вторых, увидите, как система работает на реальном примере. В-третьих, сможете по ходу демонстрации задать утоняющие вопросы и выяснить нюансы, так как эти сценарии вам уже известны. В-четвертых, увидите реальное различие в подходе и возможностях разных программ. В-пятых, вы увидите, насколько быстро можно адаптировать программу под ваши задачи.


8.     Рассчитать полную стоимость владения за 2-3 года


Стоимость – важный критерий и лучше всего заранее просчитать совокупные затраты на несколько лет. Часто бывает, что цена лицензии – это только малая часть расходов. Не стоит забывать про работы по интеграции, внедрению решения, технической поддержке, стоимость сервера, консультационные услуги и прочие доработки.


Все эти работы могут выйти далеко за рамки одного года, поэтому правильнее будет рассчитывать и сравнивать полную стоимость владения за 2-3 года.


Но важно не просто посчитать стоимость – а сопоставить её с эффектом от внедрения. Это поможет понять, нужно ли вообще внедрять подобную систему.


Еще один важный момент, о котором стоит помнить – это стоимость самого решения. Хорошее и эффективное решение стоит дорого. Для того, чтобы сделать рабочий продукт нужна команда разработчиков. При чем квалификация людей должна быть достаточно высокой – они должны разбираться в математике и других смежных областях. Нужны дизайнеры, менеджеры и другие специалисты. Помножим это 1-2 года разработки и получим очень серьезные инвестиции. Дальше затраты будут только расти, так как софт нужно развивать и вкладывать деньги в развитие.


А если вам предлагают софт за 20 тысяч рублей в месяц и компании имеет около 10 клиентов, как вы думаете можно ли за такие деньги развивать и делать действительно эффективное решение?

 

9.     Задавать вопросы напрямую разработчику решения


Об этом уже было сказано выше, но мы решили вынести это дополнительно в отдельный пункт. В России специализированные SCM решения – это относительно новое направление. Большинство компаний до сих пор для управления запасами использует Excel или учетные системы, такие, как 1С.


Подходов к управлению запасами много. Разобраться с первого раза и понять отличия не всегда просто. Есть адепты, как одних методологий и конкретных решений, так и других. Кто-то может убеждать вас, что особенность одного подхода или решения является его недостатком. Но понять, так ли это для вашей компании, вашей отрасли, характеристик спроса на вашу продукцию и других факторов, можно только лично разобравшись. Иначе есть риск потерять деньги и годы на использование неподходящего решения.


Поэтому крайне важно задавать все вопросы относительного подхода и возможностей продукта лично вендору. А ещё лучше устраивать демонстрацию, чтобы можно было уточнить все детали.


Бонус: набор критериев для выбора решения


Часто при выборе решения компании определяют критерии, для выбора нужного решения. Мы подготовили список таких критериев, который вы можете использовать полностью или выбрать те, которые подходят вам.

 

·       Цена и стоимость обслуживания,

·       Возможность глубокого интегрирования с ERP (1C, SAP, MS Dynamics и др.)

·       Технические требования ПО

·       Возможность самостоятельной настройки/адаптации с БП компании

·       Время на внедрение

·       Облако/собственный сервер

·       Легирование и контроль действий пользователей

·       Распределение прав доступа

·       Лист задач и делегирование

·       Виды математических моделей прогнозирования спроса,

·       Выбор оптимального прогноза с возможностью самостоятельной установки уровня сервиса,

·       Возможность прогноза спроса на малой статистике продаж и по новым товарам

·       Восстановление спроса в моменты неслучайного отсутствия спроса

·       Стратегическое прогнозирование спроса на длительный период

·       Оценка потерь на оптимальном уровне сервиса.

·       Наличие расчета страховых запасов,

·       Фильтрация «пиковых» продаж и установка параметров фильтрации вручную,

·       Восстановление спроса при отсутствии товара,

·       Возможность расчёта сезонности (месячной, недельной, дневной, плавающей) и трендов по спросу,

·       Возможность формирования заказов без участия пользователей,

·       Наличие аналитики по выбору оптимального поставщика и оптимального периода заказа,

·       Возможность учета минимальных и максимальных сумм, веса, объема заказов, комплектности

·       Возможность прогнозирования периодов акций, в т.ч. с учетом каннибализации

·       Вся аналитика и прогнозирование должны были учитывать несколько складов и несколько каналов продаж,

·       Наличие развернутых анализов по показателям эффективности управления запасами.

·       Поддерживается сквозное прогнозирование через РЦ на магазины

·       Балансировка запасов между складами, между складами и РЦ

·       Учет сроков годности

·       Учет партионных сроков годности

·       Учет точных дат поступлений будущих заказов

 

 https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64870/

https://ekspertov.ru/

Автор: Проскуряков Дмитрий

дата: 30.01.2023 14:15:59    просмотров: 198

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)



Рекламный блок

Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов устав от борьбы с РЖД В РФ создадут оператора для регулирования электронной торговли