Как «СБЕР ЕАПТЕКА» снизила расходы на логистику Алексей Мусаткин, директор по логистике «СБЕР ЕАПТЕКА» о том, как использовать минимум транспорта для доставки заказов в аптеки и пополнения стока. У «СБЕР ЕАПТЕКИ» самый широкий ассортимент на рынке интернет-аптек в России: более 50 тыс. товаров и 1,5 млн заказов в месяц по всей стране. «СБЕР ЕАПТЕКА» Сервис «СБЕР ЕАПТЕКИ» доступен жителям 64 регионов России – от Калининграда до Владивостока. Для этого работают более 9 тыс. пунктов выдачи заказов и 100 собственных аптек и хабов (даркстор для аптечной сети). В каждом из них представлено до 13 000 товарных единиц, из которых 70% товаров поставщики привозят напрямую в хабы. Для оперативной доставки заказов в аптеки и пополнения стока мы используем минимальное количество транспорта за счет ночной логистики со складов в хабы, ночной сортировки всех заказов по одним маршрутам. Так потоки заказов объединяются и становятся эффективнее. Территория, которую покрывает «СБЕР ЕАПТЕКА», поделена на сектора. Благодаря этому, у нас работает гибкая модель логистики. Задачи и вызовы У нас довольно сложная логистическая цепочка: из-за территориальной удаленности подразделений друг от друга невозможно внедрить единый подход во всех 64 регионах присутствия сервиса. Затраты на логистику могут различаться в несколько раз от региона к региону. В то же время важно учитывать, что снижение частоты доставки на магистральной логистике негативно сказывается на доступности лекарств в конкретной аптеке (out of stock). Клиенты при этом ждут доставки препаратов в кратчайшие сроки. С учетом этих вызовов нужно решать и другие важные задачи сервиса: 1. Возвратная логистика при ротации товаров в смену сезона 2. Возврат оборотной тары (термоконтейнеров) 3. Совмещение в одном транспортном средстве разных температурных режимов для перевозки лекарств 4. Соблюдение холодовой цепи на всем пути следования (это особенно критично для доставки в термоконтейнерах более 3-4 суток) В нашей модели мы пришли к тому, что на пути между центральным складом и точкой выдачи заказа необходим промежуточный элемент – хаб (его же мы называем даркстором). Хаб выполняет роль распределительного центра для заказов и пополнений, а также обеспечивает последнюю милю для своего полигона обслуживания с быстрым сервисом доставки. Кроме того, имея собственный ассортимент товара, в три раза превышающий сток обычной аптеки, такой хаб сам генерирует поток заказов и дополнительно обеспечивает продажи в сегменте офлайн. Как мы формировали удобную доставку для клиента Пользователь оформляет заказ на сайте или в приложении «СБЕР ЕАПТЕКА». После этого выбранный товар для него автоматически резервируется в зависимости от геолокации клиента: в ближайшей аптеке, в хабе или на складе, на котором есть все позиции из заказа. Важно понимать, что адресная доставка для клиента связана с необходимостью быть дома в определенный промежуток времени. И чем больше интервал, тем менее удобен сервис. Также значимым параметром является скорость сборки и Cut Off Time – крайнее время для размещения заказа, чтобы он был отправлен день в день в обещанный интервал. Мы экспериментировали с различным количеством интервалов для клиента, анализировали объем заказов в этих диапазонах. Максимальное количество интервалов в экспериментах доходило до 12 по одному часу каждый. Вводили проекты по круглосуточной доставке с двухчасовыми интервалами. Тестировали сервис срочной доставки заказа в течение двух часов с момента заказа на сайте. Результат: мы сформировали четыре интервала со SLA сборки в течение 1 часа. Баланс затрат к качеству сервиса при интервалах менее трех часов не являлся рентабельным для компании. После анализа клиентского спроса и аналогичного сервиса онлайн-ретейлеров, мы сформировали несколько интервалов доставки для клиента: - 9:00-12:00 - 13:00-17:00 - 18:00-21:00 - 20:00-23:00 Например, Клиент, заказавший товар в Москве до 19:00, может получить его в интервале 20:00-23:00 в этот же день. Данное предложение повысило спрос на адресную доставку в несколько раз. Как оптимизировали логистику с учетом коротких и дальних маршрутов доставки Ввели ночную сортировку. Зонирование территории полигонами позволяет получить гибкую модель логистики – в зависимости от количества хабов, мы можем управлять объемами заказов и перераспределять нагрузку между ними по полигонам. Сортировать все заказы по одним маршрутам, объединяя потоки, начали в ночное время, чтобы сократить срок доставки на один день. Если сортировка будет производиться в дневное время, то удлиняется срок доставки. То есть мы не теряем дневное время клиента и не ухудшаем клиентский сервис. Сэкономили 30% при объединении потоков для подпитки товарных запасов аптек, хабов и доставки заказов клиентов. Наша задача – объединить заказы, скомплектованные на складе и на хабе в одни маршруты. Три потока, с которыми мы работали: 1. Объединение на складе потоков заказа и пополнения матрицы 2. Доставка консолидированной партии заказов (В2С) и перемещений (В2В) в хаб 3. Доставка консолидированной партии заказов (В2С) и перемещений (В2В) в аптеку Схема потоков по объединению заказов «СБЕР ЕАПТЕКИ» Запустили отправку сборными партиями и сэкономили на магистральной логистике 22%. Для этого использовали партнерскую логистику в формате LTL с тарификацией за единицу веса/объема товара. Это позволило оптимизировать затраты на магистраль. Перевозка сборным грузом (LTL, Less Truck Load) – это способ автомобильной грузоперевозки, при котором различные грузы перемещаются общим транспортом. Отгрузка товара одного температурного режима в едином термоконтейнере логистическому партнеру позволяет делать доставку в одном модуле с термологгером (регистратором температуры — Ред.) на всем пути следования. В результате нам, как заказчику, нет необходимости возврата оборотной тары, самостоятельной закупки и эксплуатации термологгеров на LTL-маршрутах. Пополнение матрицы можно делать чаще в 2-3 раза. Периодичность отгрузки не влияет на стоимость перевозки. Сделали доступной максимально широкую матрицу для клиента с выводом сроков доставки. Для дальних направлений использовали авиадоставку. Ее стоимость оказалась сопоставима с затратами на LTL, но скорость доставки на Дальний Восток в 3-4 раза быстрее, чем у наземного транспорта - вместо наземных 12 дней сократили сообщение до 3-4 дней. Поддерживать температурный режим при авиаперевозках в термоконтейнере проще, чем при наземной доставке из-за срока в пути. Пример расчета способов доставки в нескольких городах Как учитывать и особенности при использовании авиадоставки: 1. На стадии сборки заказов нужно ознакомиться с правилами перевозки опасных грузов. 2. У авиаперевозчиков есть квоты и погодные ограничения. Это может приводить к переносу рейсов. 3. Контроль движения товара через LTL происходит опосредованно по информации от 3PL оператора, поэтому скорость коммуникаций, их качество и интеграция становятся не менее важным фактором, чем сроки и стоимость транспортных услуг. Общий вывод Крупным компаниям в сегменте e-commerce, где логистика играет сервисную роль, для оптимального баланса затрат и уровня клиентского сервиса, необходим комплексный подход к анализу скорости доставки, ее вида и ограничений, а также расходов по каждому из вариантов. Принятие решения по итоговым расходам на заказ (Cost per Order) формируется исходя из допустимого процента затрат на логистику в общей маржинальности товара, а также целей компании по уровню своевременности доставки (on time). https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64866/ Алексей Мусаткин директор по логистике «СБЕР ЕАПТЕКА» https://marketmedia.ru/media-content/kak-sber-eapteka-snizila-raskhody-na-logistiku/ дата: 26.01.2023 11:55:20 просмотров: 41 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5) Прикрепленные файлы
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию