Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Складская автоматизация: готов ли ритейл к приходу роботов?

Складская автоматизация: готов ли ритейл к приходу роботов?


Складская автоматизация: готов ли ритейл к приходу роботов?
Пока западные коллеги бодро рапортуют о роботизации складов, использовании дополненной реальности, дронов, и даже о создании складов-дирижаблей, российский ритейл скептически вздыхает, уповая на дешевую рабочую силу.


Стоит ли менять работающие WMS, адресное хранение и штрихкоды на дорогостоящие решения?


Об этом сегодня рассуждаем вместе с нашими экспертами.


Большинство участников рынка очень сдержанно оценивают перспективы не только тотальной роботизации, но и вообще заметных изменений ситуации в ближайшие 3-5 лет. В середине февраля Национальная Ассоциация Дистанционной торговли в сотрудничестве с компаниями DPD и PickPoint, объявила итоги исследования e-Commerce FUTURUM 2022. В исследовании принимали участие крупные игроки рынка e-commerce, представители сервисов и эксперты. Им предлагалось оценить ряд предположений о развитии рынка в ближайшем будущем. Так, вероятность полной автоматизации фулфилмента участники оценили очень невысоко. Вот как прокомментировала свою оценку Надежда Романова, генеральный директор PickPoint:


«Все хорошие и правильные фулфилмент-центры качественно работают за счет отлаженного конвейерного принципа. Имеет смысл вкладываться в эргономику рабочих мест, повышать производительность за счет исключения лишних звеньев процесса. Роботизация же ведет к существенному увеличению добавочной стоимости на услугу. Это допустимо только на растущем рынке. В условиях текущей экономики такая инновация не имеет смысла».


Причины понятны.

В России собственного оборудования нет, а импортное стоит немалых денег. По сравнению с инвестициями в евро, затраты на ручной труд кажутся более выгодными, даже с учетом человеческого фактора и возможных ошибок в работе. Более того, недорогие решения работают стабильно, и при правильном подходе удается свести процент ошибок практически к нулю.


Похожие доводы приводит Дмитрий Новиков, основатель компании ReWorker:

«Роботы и все остальное – скорее всего история пока не для России. Здесь требуются серьезные вложения. Почему это хорошо для Европы? Там довольно дорогой труд, и при этом получаются длинные инвестиции под небольшие проценты.

В России все прямо противоположно – дешевый труд, очень дорогие инвестиции, нет уверенности в завтрашнем дне. Никто не будет вкладывать деньги на срок с окупаемостью в 10 лет.

Проще сейчас сделать базовую автоматизацию, чтобы сократить ошибки в сборке и оправке, но все равно делать это будут люди». 


Складируем по-старому


Первое, и уже обязательное, что внедряется на складе – это WMS (система управления складом), штрихкодирование и адресное хранение. Сейчас сложно представить себе склад без такого оснащения.

 wrhs_scan.jpg


Складские процессы делятся на несколько этаповприемка товара, размещение на полках, сборка заказа (комплектация). 


В общем случае в e-commerce обработка заказов выглядит примерно следующим образом:

  • на терминал комплектовщику уходит инструкция: подойти к такому-то стеллажу, взять с такой-то полки столько-то единиц товара, передать упаковщику;
  • упаковщик еще раз сверяется с заказом, маркирует собранный заказ и передает его в службу доставки.


И сборщик, и упаковщик проверяют товары, сканируя штрихкоды. Если комплектовщик ошибся, ему об этом сообщит система. Если он все же допустил ошибку, например, просканировал одно, а положил другое, ошибку при повторном сканировании заказа заметит упаковщик.


«Самый сложный момент – это приемка товара, – рассказывает Дмитрий Новиков. – Когда товар приходит, все будет зависеть от того, как его заведут в систему. Здесь можно ошибиться, неправильно посчитать количество, неправильно присвоить артикулы.


Новые технологии, безусловно, очень сильно помогают, но старые, проверенные методы намного лучше. Я в свое время экспериментировал с очками Google Glass, но эта технология не прижилась. Не потому что плохая, а потому что дорогая. Прибыль не сильно окупает затраты».


Дмитрий приводит еще один яркий пример.


Сейчас товары практически повсеместно маркируются штрихкодами. Есть более удобные технологии, например, RFID-метки. Так, при традиционном подходе, приемка товара – самый трудозатратный складской процесс. Приемщики вынуждены вскрывать все упаковки, пересчитывать товар, проверять штрихкоды, приклеивать свои, если об этом не позаботился поставщик.


Если бы товар был промаркирован RFID-метками, достаточно было поставить на въезде на склад рамку-считыватель. И тогда, как только через нее проезжает тележка с палетой, система сразу получает весь список товаров, которые лежат на палете. Считывающее устройство само определило бы все метки, занесло бы их в WMS, где автоматически сформировалась бы накладная.


История выглядит очень красиво, но у нее есть два минуса.


Во-первых, ставить RFID-метки должен производитель. Складу нет смысла это делать – повторится история со штрихкодами. Во-вторых, если этикетка со штрихкодом стоит около 20 копеек, то RFID-метка – от 3 до 10 рублей. И далеко не каждый товар или производитель может себе позволить тратить несколько рублей, чтобы менять на товаре идентификационный маркер.

По мнению Дмитрия, крупные гиганты типа Amazon, работают на дорогих технологиях, далеко не всегда потому, что они эффективнее. Часто это просто должно впечатлять акционеров. 


Пример из практики


Интернет-магазин детских товаров Esky.ru имеет собственный склад и свою службу доставки. Складские процессы компании отлажены настолько, что позволяют делать доставку заказов в тот же день. Компания не раскрывает объем продаж, но по оценкам в день через Esky проходит до 2000 заказов.

 wrhs_esky.jpg
Склад интернет-магазина esky.ru. Фото предоставлено компанией

Александр Пискунов, Генеральный директор esky.ru, не видит технических препятствий к массовому использованию на складах роботов, и по его мнению рано или поздно автоматизация победит. Однако, как и многие его коллеги, Александр полагает, что сейчас в нашей стране дешевле сохранять работников и не заменять их роботами.


«У нас полностью автоматизирован склад. Он построен на тех же принципах, что склад Amazon. Поделен на несколько зон: питание хранится отдельно, чтобы можно следить за сроками годности, подгузники отдельно, потому что это габаритный товар, а у нас основная сборка идёт с помощью корзин. Отдельно хранятся игрушки, средства для ухода, косметика и одежда. Каждый работник отвечает только за свою зону.

Сборка автоматизирована: заказы стоят в очередь, работник привязывает сначала определенную корзину, в которую будет собирать заказ, к этому заказу в wms-системе, потом он «пропикивает» и привязывает каждый товар к этой корзине: так товар снимается с учета на самом складе, у нас ведь адресное поштучное хранение. Если сотрудник ошибся и попытался положить в корзину не тот товар, система скажет ему об этом. Если он собрал не все товары из своей зоны, ему также поступит напоминание. Параллельно товары из другой зоны для того же самого заказа собираются в другую корзину. Потом все корзины из всех зон сваливаются в отдельной ячейке сборщика. Ему приходит сигнал системы, что все части заказа прибыли, и можно начинать сборку.

В обработке заказов ошибок нет, это исключено. Единственное, где они могут быть – на приемке товара. Особенно если речь идёт об одежде. Поставщик не маркирует по цветам, и нам приходится делать это самим на приёмке. Вручную. Иногда человеческий фактор подводит». 


Складируем по-крупному


Возможно, небольшим магазинам с собственными складами роботизация пока не по карману. Но что говорить о крупных игроках, фулфилмент-центрах, например?

Своим мнением делится Алексей Жуков – генеральный директор Pulse Express:


«Системы автоматизации интралогистики действительно достаточно дороги. В силу того, что стоимость денег в России весьма высока, бизнес, как правило, строится на операционных издержках, с минимумом капитальных вложений. Запускается на дешевой рабочей силе.

Хотя, если разбираться серьезно, не такая уж и дешевая. Ни одни, даже самые дешевые рабочие руки, не будут работать за электричество.


Кроме того, дешевый труд – это низкоквалифицированный труд, а в деле, где важная каждая секунда, миллиметр и грамм, дешевый труд может обходиться очень дорого. Капитальные вложения на старте у автоматизированных систем высоки, но операционные издержки значительно ниже даже самых дешевых рабочих рук».

По словам Алексея, в России уже есть компании, которые закупили автоматизированные системы, часть из них – это интернет-магазины.

 wrhs_pack.jpg

Как и многие участники рынка, Алексей подтверждает, что полностью отказаться от человеческого труда точно не получится. Этап, на котором присутствие человека обязательно – это пресловутая приемка товара, где постоянно присутствует пересортица, отсутствие штрих-кодов и артикулов и еще множество нюансов, в которых нельзя полагаться на автоматику.


Что касается других операций, например, хранения и подбора заказа – это те операции, которые нужно автоматизировать. Заменить человека роботом можно даже на этапе упаковки заказа.


При этом есть ощутимая разница между логистикой оффлайн-торговли и логистикой онлайн-торговли. На складском производстве для e-commerce требуется в три раза больше людей и втрое большие площади, чем на складах оффлайн-ритейла. И это, разумеется, должно стать стимулом для более серьезной автоматизации складских процессов. 


Складируем по-новому


«Роботизированные системы – это революция, которая происходит уже сейчас в складской обработке, – делится Алексей Жуков. – Они массово устанавливаются в Европе и США. Основная проблема для логистики онлайн-торговли или развитого Omnichannel в том, что требуется большое количество людей для обработки штучных заказов. В тех странах, где рабочая сила действительно стоит дорого, используются роботизированные системы. Они позволяют заметно сократить число людей».


В мире есть несколько решений роботизированных, реализующих концепцию Goods-to-Person. Одно из самых известных – роботы Kiva, компании Kiva systems, которую Amazon приобрела в 2012 году. Эти роботы представляют собой автономные транспорты, которые перемещают стеллажи с товарами с мест хранения к местам подбора и обратно. Такое решение устраняет пустой «пробег» комплектовщика от полки к полке, который по подсчетам самого Amazon занимал до 85% времени работника склада. Сегодня на складах Amazon «трудится» более 80 000 роботов.


Из преимуществ такого решения можно отметить гибкий подход к хранимому товару – он может иметь практически любые размеры (главное, чтобы укладывался в габариты стеллажа). Однако это же является и его недостатком. Зона хранения по высоте не превышает высоту стеллажа. Такой «плоский» склад весьма требователен к площади. В Amazon эту проблему решили кардинально. Практически все новые склады гиганта – так называемые миллионники. Их площадь не меньше миллиона квадратных футов (92 000 квадратных метров). 

 wrhs_shuttle.jpg

В Европе больше внимания уделяется утилизации складского пространства, то есть хранение товара идет в высоту. И здесь большей популярностью пользуются шаттловые системы.

Шаттлы – это автономные транспорты, работающие в стеллажной системе. Их задача – забрать короб с товаром с места хранения и доставить до конвейерной системы, подающей его на место подбора. Стеллажные конструкции могут быть до 30 метров в высоту, что позволяет хранить больше товаров на одном квадратном метре площади склада. 

Шаттловые системы различаются по возможностям шаттлов. 1D шаттлы – действуют только в рамках своего уровня своей аллеи. 2D шаттлы функционируют в своей аллее на разных уровнях. Самые сложные, 3D шаттлы, могут работать на разных уровнях, в разных аллеях.


На массовом рынке такие решения пока не распространены, стоят они дорого.


«Если применять принципы автоматизации к нашим реалиям, – продолжает Алексей, – для России самым очевидным и возможным является применение эффективных WMS-систем, реализующих процессы фулфилмента. Именно эта система управляет оркестром товародвижения. Роботы – всего лишь инструменты, которые находятся под ее управлением. Да, у нас все строится на операционных издержках, на человеческом труде.


Но зачастую этот труд управляется системами, не созданными для реализации процессов интернет-торговли, а значит управляется не эффективно. WMS-системы способны управлять не только роботами, но и людьми, сокращая неэффективные действия, например, оптимизируя маршрут комплектовщиков по складу. Есть относительно недорогие решения, которые позволяют сокращать «человеческий фактор». 

Их внедрение и применение – это тоже автоматизация. Например, система Pick by Light – помогает работнику склада не терять время на принятии решения. Человек просто исполняет команду WMS, которая с ее помощью подсказывает, с какой полки взять товар и в каком количестве».

 wrhs_drone.jpg

Предпосылок к роботизации становится все больше. Пока относительно небольшим магазинам еще хватает традиционных подходов, крупные фулфилмент-операторы будут постепенно автоматизировать свои складские процессы, сокращая использование рабочей силы. Революция на этом рынке вряд ли случится, а вот эволюционные подходы вполне сработают. 


С экспертами беседовала
Мария Сысойкина

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63470/
https://ekspertov.ru/
дата: 05.09.2017 15:26:17    просмотров: 2232

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Работа с весовым товаром в WMS: штучный товар или с измеренным весом