Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Чтобы защищать свои права, надо их знать Иван КУПРИЯНОВ

  Юридический практикум №6 декабрь 2008

Иван КУПРИЯНОВ
Юрисконсульт ООО «Правовед»

Чтобы защищать свои права, надо их знать



Большинство организаций донимают проверки. И склады здесь не исключение. Многие воспринимают ревизию как неизбежное зло. Однако основная проблема для проверяемых компаний заключается в обычном незнании своих прав и пределов полномочий проверяющих организаций. Каковы же правила проведения проверок на складе?


Порядок проведения значительного количества проверок в настоящее время регламентирует ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон). Условия осуществления конкретной ревизионной процедуры в законе отсутствуют. Однако в нем содержатся общие требования к проверкам, например, сведения об их длительности. 

Основания для проверки


В соответствии с Законом любая проверка проводится на основании распоряжения либо приказа. Этот документ помимо его номера и даты должен содержать информацию о проверяющем органе и его уполномоченном сотруднике, названии проверяемой организации, целях проверки и ее правовом обосновании. Распоряжение (или приказ) должно быть предъявлено представителю проверяемой организации до начала ревизии. Следует отметить, что это правило распространяется и на виды проверок, регламент которых прописан в иных законодательных документах. Одна проверка (конкретным госорганом) не может проводиться чаще одного раза в два года и длиться более двух месяцев. Однако, учитывая значительное количество проверяющих органов, любую организацию могут обследовать практически круглый год.

Обязанности проверяющих органов


Каждая проверяющая организация должна действовать в рамках своей компетенции, установленной соответст-вующим законодательством. Однако ограничения полномочий у проверяющих органов одинаковые и отражены они в статье 8 Закона. В частности, при проведении ревизии запрещается выходить за пределы своей компетенции. Например, структуры пожарного надзора не имеют права проводить налоговую проверку. Нельзя проводить ревизию в отсутствие представителя проверяемой организации; брать образцы для экспертизы, если в ней нет необходимости; нарушать сроки проверки и пр. Кроме того, в Законе прописаны правила работы проверяющих органов. Помимо выполнения общих обязанностей (соблюдения законов и пр.) их сотрудникам предписывается посещать проверяемые объекты только в рабочее время, давать разъяснения в процессе своей работы, знакомить представителей организации с ее результатами и т. д. Однако большая часть этих обязанностей может не исполняться.
К сожалению, правила, прописанные в Законе, распространяются далеко не на все проверяющие организации. Пункт 3 статьи 1 Закона содержит полный перечень отношений, к которым он не применяется. В этот список попали следующие виды контроля: налоговый; таможенный; транспортный; связанный с проведением следственных мероприятий, осуществлением прокурорского надзора или правосудия; за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке; осуществляемый администрацией морского/речного порта или инспекторскими службами граждан-ской авиации аэропортов и пр.

Таким образом, из всего числа проверяющих органов выделена группа «неприкасаемых», которые действуют без оглядки на Закон. Справедливости ради стоит отметить, что многие из них в силу требований иных нормативных документов вынуждены осуществлять свои проверки в похожем порядке. 


Проверяющий орган должен доказывать законность своих действий в случае их обжалования. Фактически это означает, что владельцу (руководителю) склада достаточно будет обратиться с жалобой в соответствующие органы (см. врезку «Обжалование»). При ее рассмотрении не организация должна подтверждать свою невиновность, а проверяющий свою правоту. Однако так происходит далеко не всегда. Хотя обращение в суд увеличивает шанс на объективное решение спора. 

Еще один фактор, от которого зависит способность организации оградить себя от произвола проверяющих, – незнание своих прав. А между тем Закон предоставляет проверяемым пусть минимальный, но реальный набор средств для защиты своих интересов. Сотрудники организации имеют право присутствовать при проверке и давать по ее ходу пояснения, получать информацию о результатах ревизии.
  
Помимо плановых существуют и внеплановые проверки. Последние проводят в случае выявления каких-либо нарушений в ходе плановой проверки или поступления информации об имеющихся нарушениях (в том числе влекущих за собой возникновение угрозы жизни граждан, загрязнения окружающей среды и пр.). Анонимные сообщения в этой связи не рассматривают.

По итогам проверки составляют акт и протокол (в случае обнаружения нарушений). Документы обязательно должны быть оформлены в двух экземплярах, один из которых остается на складе. Акт должен содержать сведения: о дате, времени и месте его составления и проведения проверки, проверяющей и проверяемой организации (в том числе и Ф. И. О. их представителей), результатах проверки. К акту могут прилагаться иные документы (акты обследования, акт отбора образцов, объяснения проверяющих или представителей склада и пр.).

Необходимость экспертизы


Хочется обратить внимание на то, что если в ходе проверки проводились экспертизы, испытания и иные исследования, проверяющий орган вправе потребовать со склада компенсации соответ-ствующих расходов в судебном порядке. Предоставляя такое право проверяющим, Закон никак не регулирует вопрос принятия решения о необходимости проведения подобных мероприятий. Таким образом, в суде представителю склада придется доказывать их нецелесообразность. Избежать этого можно, обратившись в суд с жалобой на дей-ствия проверяющего органа. В этом случае, как было указано выше, уже проверяющий должен будет доказать законность своих действий. После того как в суде заявление приняли, можно ходатайствовать о приостановлении рассмотрения заявления проверяющего о взыскании средств до вынесения судебного решения по заявлению склада. Ведь если действия проверяющего будут признаны незаконными, то и взыскать со склада расходы, связанные с незаконными действиями проверяющего, будет нельзя.

Как правило, любая проверка для склада является проблемой. Однако наибольшие сложности возникают с Фондом социального страхования (ФСС), органами санитарного контроля, пожарной, таможенной и налоговой инспекциями. О них и пойдет речь.

Фонд социального страхования


Проверки Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) проводятся в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными постановлением Фонда от 7 апреля 2008 № 82. Ревизию этого вида осуществляют на основании квартального плана проверки организаций. В отдельных случаях проводят и внеплановые проверки. При принятии решения о проведении ревизии рассматривают комплекс факторов: наличие задолженности по платежам в Фонд, изменение сумм выплат при сохранении численности работников, нерегулярность представления сведений и т. д.

Срок проверки не должен быть больше одного месяца, но может быть увеличен до трех месяцев максимально. Если организация имеет филиалы, общее время проверки в случае необходимости продлевают исходя из расчета один месяц на каждый филиал. Срок проверки исчисляют, начиная с даты предъявления организации решения о проведении проверки и заканчивая датой составления справки по результатам проверки. Проверка Фондом может охватывать не более трех лет, предшествующих году ее проведения. 
Обжалование действий и актов проверяющих органов – тема для отдельной статьи. Не вдаваясь в детали, отметим, что представитель склада может выразить свое несогласие с действиями проверяющих или содержанием акта проверки. Обжалование производят либо в административном (то есть через вышестоящие органы), либо в судебном порядке. Причем довольно часто до суда необходимо обратиться с аналогичной жалобой к руководителям проверяющих. Кроме того, в том случае, если незаконными действиями ревизионеров складу нанесен ущерб (а это практически неизбежно), его владелец имеет право потребовать возмещения причиненных убытков через суд. Правда, перед этим необходимо доказать сам факт незаконности действий проверяющих. 


В течение двух дней до начала проверки сотрудники Фонда обязаны собрать определенные сведения об организации. На основании этих данных и принимается решение о проведении ревизии. В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о результатах ревизии и передать ее представителю проверяемой организации. Также по итогам проведенной работы составляют акт. Причем документ может быть оформлен как до окончания проверки, так и в течение двух месяцев после ее завершения. К акту прилагают бумаги, подтверждающие факты выявленных нарушений, и копию решения о проведении проверки. 

Проверяемая организация имеет право выразить свои возражения по акту в письменном виде и направить их в соответствующее отделение Фонда. После рассмотрения этого документа руководителем подразделения Фонда проверяемая организация имеет право в судебном порядке оспорить акт и налагаемые на его основе взыскания. 

Законодательство запрещает проверять один и тот же период по одному и тому же налогу несколько раз. Однако по решению вышестоящих налоговых органов, а также в случае предоставления уточненной налоговой декларации возможна повторная проверка. Ее плюс состоит в том, что все нарушения, которые не были выявлены ранее, прощаются. Но прощаются они только в том случае, если должны были быть выявлены в ходе первой проверки и причиной их невыявления не стал сговор между налогоплательщиком и работником, проводившим проверку. 
 

Таможенные проверки

Проведение проверок таможенными органами регулируют Таможенный кодекс (ТК РФ) и документы Таможенного комитета. Строго говоря, таможенники не проводят проверку, а осуществляют осмотр помещений и территорий. Однако по порядку проведения и полномочиям его участников он фактически идентичен проверке. Согласно ТК РФ, правила осмотра должны применяться только к складам временного хранения. Однако формулировки законодательства позволяют таможенникам распространить дейст-вие этих норм и на обычные склады. 

В соответствии со статьей 375 ТК РФ целью осмотра является подтверждение наличия товаров и транспорта. Основанием для осмотра служит информация об их утрате, распоряжении или использовании с нарушением таможенного законодательства. Также возможны и выборочные проверки. Таможенной проверки не избежать и в том случае, если к проверяющим органам поступят сведения о том, что имеющиеся на складе товары попали в страну с нарушением таможенного законодательства.

Осмотр производится на основании предписания, подписанного начальником или заместителем соответствующего таможенного органа. Законода-тель-ством определен и круг должностных лиц, которые имеют право обсле-довать помещения. Причем до начала осмотра таможенники должны предложить выдать товары, ввезенные в Россию с нарушением законодательства, и открыть для осмотра все закрытые помещения. В противном случае такие помещения будут вскрыты самими таможенниками. 

Однако если открыть склад его работник может практически всегда, то дать пояснения относительно природы хранимых товаров зачастую он просто не в силах. Ведь по условиям договора, клиент не обязан отчитываться перед руководством склада о передаваемых на хранение товарах. 

Вскрытие помещений должно производиться в присутствии понятых! По данному факту составляют акт с обязательным указанием причины вскрытия помещения. А о самом вскрытии сотрудники таможенной службы должны уведомить прокуратуру в течение последующих суток. Причем указанная процедура должна производиться с минимальным ущербом. Осмотр может длиться не более одного дня. По его результатам представитель таможни, проводивший осмотр, составляет акт, один экземпляр которого обязательно передает представителю склада.

Налоговая проверка


Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предусматривает два вида проверок: камеральные и выездные. Но если камеральную проверку проводят на территории налоговиков (для проверки документы запрашивают из проверяемой организации), то выездная проверка – настоящее испытание на прочность. Проверяемый период составляет три года, предшествующие году проверки.

Выездную налоговую проверку проводят на основании соответствующего документа. В решении о проведении проверки должны быть указаны сведения о ее периоде, длительности и тех налогах, исчисление и уплата которых будут проверяться. Проверка не может длиться более полугода. Однако если организация имеет филиалы, на проверку каждого из них отводится не более одного месяца. Срок проверки начинается с даты принятия решения и заканчивается датой оформления ее результатов. В некоторых случаях процесс ревизии может быть приостановлен: в этот период налоговики не имеют права осуществлять какие-либо действия. 
Законодательством предусмотрена возможность проведения совместных проверок, когда несколько контролирующих органов проверяют одну организацию. Как правило, такую ревизию проводят ФНС или ФМС России совместно с МВД России. Обычно в ходе таких проверок сотрудники МВД России оказывают силовую поддержку и пресекают противодействие проверяющим со стороны работников организации.

В ходе проверки в организации, в том числе и на складе, сотрудники налоговых органов имеют право ознакомиться с оригиналами документов, но только на территории склада. В том случае, если налоговикам потребовались копии документов, они имеют право их получить. Однако нотариально заверять такие копии работники склада не обязаны. 

Согласно НК РФ, сотрудники налоговых органов могут потребовать документы, связанные с деятельностью склада, от его клиентов и иных лиц, которые могут их представить. Кроме того, налоговики имеют право производить осмотр складских помещений, по результатам которого должен быть составлен протокол. На основании постановления и в присутствии понятых сотрудники налоговой службы могут произвести выемку документов и предметов. Изымать документы в ночное время запрещено. По результатам выемки составляют протокол, в котором указывают все изъятые предметы и документы. 
  
При любой проверке требуйте от проверяющего документы, подтверждающие его полномочия. Также внимательно наблюдайте за ходом проверки и правильным отражением ее результатов в акте. В случае нарушения процедуры требуйте включения в акт своих замечаний. Они и послужат документальным подтверждением нарушений, допущенных проверяющими. При наличии таких доказательств отстаивать свои права будет гораздо легче.

По итогам налоговой проверки составляют два документа. Сначала – справку, затем, не позже двух месяцев со дня ее составления, – акт. В акте дают ссылку на решение о проведении проверки, указывают период проверки, ее длительность и проверяемые налоги. Кроме того, в акте перечисляют документы, которые в ходе проверки были представлены налоговикам. Все нарушения, выявленные при проверке и указанные в акте, должны быть подтверждены документами. Как и в случае с другими проверками, акт может быть обжалован в вышестоящих органах в течение 15 дней. Причем к возражениям в письменном виде должны быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность.

 

Другие проверки


Коротко расскажем еще о нескольких возможных проверках. Учитывая повышенное внимание к вопросам иммиграции, руководству склада следует быть готовым к ревизии со стороны Федераль-ной миграционной службы (ФМС России). В рамках своих полномочий сотрудники ФМС России имеют право проверять наличие гражданства у работников склада или соблюдение миграционного законодательства, а также законность их приема на работу.

В случае выявления нарушений сотрудники ФМС России их фиксируют и накладывают штраф на работодателя. Для проверки соблюдения миграционного законодательства из ФМС России имеют право затребовать от работодателя информацию о привлечении в качестве работников мигрантов. Это – первый этап проверки. За ним последует проверка документов работников. 

Частые гости на складах – представители органов санитарно-эпидемиологической службы и отделов государ-ственного пожарного надзора. Обе службы проверяют соответствие складских помещений требованиям норм и правил, разработанных для складов. Но если с пожарниками все в принципе просто, то требования санитарных служб зависят от типа склада, хранящихся товаров и пр. Эти требования разбросаны в СНиПах, ВСН и иных нормативных документах, связанных с установкой санитарных правил. 

Еще одна забота руководителя склада – проверки банков. Дело в том, что при заключении договора залога сотрудники банка просто обязаны проверить наличие и состояние закладываемого товара. Это нельзя назвать именно проверкой склада. Однако в банке вполне могут потребовать от своего клиента и от представителей склада документы, подтверждающие принадлежность предъявленного к осмотру товара заемщику банка и наличие договорных отношений между заемщиком и складом. Разумеется, руководство склада может отказаться сотрудничать с банком. Однако в этом случае клиент не получит кредит, что может существенно повлиять на отношения склада с клиентом. Вместе с тем банковские служащие могут проверять только те помещения, в которых хранится имущество заемщика. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55873/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2005

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries