Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Эффективность грузовых перевозок. Оценочные показатели, себестоимость, рентабельность, тарифообразование.

Эффективность грузовых перевозок. Оценочные показатели, себестоимость, рентабельность, тарифообразование.

Эффективность грузовых перевозок. Оценочные показатели, себестоимость, рентабельность, тарифообразование.

Эффективность грузовых перевозок определяется оценочными показателями: себестоимостью и рентабельностью перевозок.

Понятие себестоимости автомобильных перевозок. Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение всех затрат, которые предприятие несет по производству всей продукции. Себестоимость от стоимости отличается следующим. Денежным выражением стоимости продукции является цена. Цены на одинаковые виды продукции стремятся к единству и определяются взаимодействием спроса и предложения. 


Себестоимость же индивидуальна для каждого предприятия, т.к. на каждом предприятии разный кадровый состав и прочие условия. Исчисление затрат по всем статьям расходов в расчете на единицу продукции называется калькуляцией себестоимости. В качестве калькуляционных единиц АТП устанавливает 1 ткм – для сдельных грузовых перевозок (грузовые автомобили работают на сдельном тарифе), 1 авточас – для повременных грузовых перевозок.

Калькуляция себестоимости может быть общей и маршрутной. 

Эффективность грузовых перевозок. Оценочные показатели, себестоимость, рентабельность, тарифообразование.


Эффективность грузовых перевозок определяется оценочными показателями: себестоимостью и рентабельностью перевозок.

Понятие себестоимости автомобильных перевозок. Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение всех затрат, которые предприятие несет по производству всей продукции. Себестоимость от стоимости отличается следующим. Денежным выражением стоимости продукции является цена. Цены на одинаковые виды продукции стремятся к единству и определяются взаимодействием спроса и предложения. 


Себестоимость же индивидуальна для каждого предприятия, т.к. на каждом предприятии разный кадровый состав и прочие условия. Исчисление затрат по всем статьям расходов в расчете на единицу продукции называется калькуляцией себестоимости. В качестве калькуляционных единиц АТП устанавливает 1 ткм – для сдельных грузовых перевозок (грузовые автомобили работают на сдельном тарифе), 1 авточас – для повременных грузовых перевозок.


Калькуляция себестоимости может быть общей и маршрутной. 


Общая калькуляция себестоимости составляется по видам перевозок и включает в себя 5 статей:

1. Материальные затраты (50 – 55% от всех затрат): автомобильное топливо (25 – 30% затрат), смазочные и эксплуатационные материалы, затраты на шины, запчасти и материалы для ТО и ТР ПС, на содержание и ремонт ПТБ (электроэнергия, водоснабжение и т.д.).

2. Затраты на оплату труда (15 – 17%).

3. Отчисления на социальные нужды (ЕСН в размере 35,6 % от фонда заработной платы) (5 – 6 % затрат).

4. Амортизация основных фондов (15 – 20% затрат).

5. Прочие (накладные) расходы (5 – 7%): телефон, коммунальные платежи, командировочные и т.д.


Маршрутная калькуляция себестоимости составляется отдельно по каждому маршруту перевозки и служит основанием для расчета тарифов на перевозки по данному маршруту. Маршрутная калькуляция себестоимости включает в себя два раздела:

1. Прямые затраты: зарплата водителям с отчислением на социальные нужды, затраты на топливо, затраты на смазочные и эксплуатационные материалы, затраты на шины, на ТО и ТР ПС и на амортизацию конкретных автомобилей.

2. Косвенные расходы определяются в %-х к прямым затратам. Основанием здесь служит общая калькуляция себестоимости.



Все затраты в себестоимости автомобильных перевозок можно разделить на постоянные и переменные. 

Переменные – это те затраты, которые пропорционально зависят от пробега автомобилей. 

Постоянные не зависят от пробега автомобилей.


Пути снижения себестоимости перевозок.  При анализе себестоимости факторы влияющие на нее делят на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: изменение цен на материально-технические ресурсы, изменение норм амортизации, качество дорожных условий, экономическое развитие региона в котором работает данное АТП. Внутренние факторы м.б. интенсивными (грузоподъемность, коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега) и экстенсивными (коэффициент выпуска автомобилей на линию, время работы в наряде, средняя техническая скорость движения, время погрузочно-разгрузочных работ, расстояние перевозки). 


Для интенсивных факторов характерно обстоятельство, что их изменение не связано с изменением общего пробега автомобилей. Объем перевозок увеличивается пропорционально увеличению фактора, а переменные и постоянные расходы или не изменяются, или изменяются в меньшей пропорции, чем объем перевозок. Для экстенсивных факторов характерно, что увеличение объема перевозок сопровождается увеличением общего пробега автомобилей, при этом также пропорционально вырастают переменные расходы и экономия по себестоимости достигается только за счет постоянных расходов.



Общий принцип формирования тарифов.  


Тариф – это цена транспортной продукции: 

Ц = С + П, где Ц – тариф (цена), С – себестоимость, П – прибыль. 


Для обоснования тарифа используются маршрутные калькуляции себестоимости.


Виды тарифов на грузовые перевозки: сдельные, повременные и покилометровые. 


Сдельный – тариф за 1 т. груза в зависимости от расстояния перевозки и массы отправки: 

Дсд = SЦiQi

где Цi – тариф, Qi – количество перевезенного груза на i-том маршруте, Дсд – доходы. 

Повременной тариф устанавливается за 1 час работы автомобиля в зависимости от его грузоподъемности. 


Повременные тарифы применяются в следующих случаях: при невозможности количественного учета перевозимых грузов; при работе автомобиля на внутризаводских, внутрипостроечных, внутрискладских перевозках; при больших количествах заездов при внутригородских перевозках; при обслуживании линий связи, на сборно-развозочных работах, при перевозке почты; при перевозке продовольственных товаров.


Дчас = SЦчасiАЧнi, где АЧн – авточасы в наряде.


Покилометровые тарифы устанавливаются за 1 км пробега с учетом грузоподъемности автомобиля. Покилометровые тарифы используются: при пробеге автомобиля к месту работ и при возвращении обратно, если работы продолжаются более суток; при пробеге автомобиля туда и обратно из-за отсутствия работ по вине заказчика, при доставке нового автомобиля или после капитального ремонта. 


Дкм = SЦкмiLi

где Li – пройденное расстояние.


Прибыль и рентабельность. 

Прибыль – величина превышения доходов предприятия над его затратами на производство продукции: 

Птр = Д – С, 

где Птр – прибыль от транспортной работы, Д – доходы, С – затраты на производство транспортной продукции, т.е. себестоимость перевозок.


Балансовая прибыль предприятия показывает полный финансовый результат работы предприятия за определенный период: 

П = Птр ± Поф ± В, 

где Поф – прибыль или убыток от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Сюда засчитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов; В – внереализационные доходы или расходы. Эта величина выражает собой результат от некоммерческой деятельности предприятия. 


Сюда входят: прибыль от долевого участия предприятия в деятельности других предприятий; дивиденды и %-ты по акциям или иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы или расходы от внетранспортной деятельности предприятия; штрафы, пени, неустойки, уплаченные и полученные.


Рентабельность производства определяется следующим образом: 

Р = П/(ОФ+ОСн)×100%, 

где ОФ – основные фонды предприятия; ОСн – нормируемые оборотные средства предприятия; ОФ+ОСн – стоимость всего имущества предприятия. 


Рентабельность отдельных перевозок определяется по следующей формуле: 

Рп = Птр/С×100%, 

где Птр – прибыль от транспортной работы на данном конкретном маршруте; С – себестоимость перевозки на данном маршруте.


Оптимизация грузовых перевозок. Сущность методов матрицы, базисный план, способы северо-западного угла и наименьшего элемента.


Оптимизация грузовых перевозок м.б. однокритериальной и векторной. Задачи, в которых критерий оптимальности определяется однозначно, являются задачами однокритериальной оптимизации. Если решение оценивается с позиции нескольких критериев, то это задача векторной оптимизации. При решении задач векторной оптимизации необходимо определить следующие принципиальные условия: определить количество и состав частных критериев оптимальности, устранить разнонаправленность критериев (некоторые из них могут стремиться к максимуму, а другие к минимуму), нормализовать критерии (критерии имеют различные единицы и масштабы измерения. 


Нормализация осуществляется путем замены абсолютных значений критериев их безразмерными относительными величинами), установить приоритет критериев относительно друг друга (это решение может вытекать теоретически из системы показателей работы предприятия, а может определяться субъективно лицом, принимающим решения), выбрать метод векторной оптимизации (метод линейной комбинации частных критериев, метод ведущего критерия (при этом методе все целевые функции кроме одной переводятся в разряд ограничений), метод последовательных уступок).


Рассмотрим оптимизацию грузовых перевозок методом решения транспортной задачи – это однокритериальная оптимизация перевозок. 


Транспортная задача формулируется следующим образом:

Имеется m отправителей и n получателей одинакового вида продукции. Известны объемы производства каждого поставщика и объемы потребления каждого получателя. Необходимо составить план доставки продукции, при котором целевая функция будет стремиться к минимуму. 


В качестве целевой функции может выступать минимум тоннокилометра, минимум провозных плат, минимум эксплуатационных расходов, минимум суммарных затрат на доставку груза и т.д. В данном случае примем за целевую функцию минимум тоннокилометра.


Составляется матрица переменных в задаче:


Потребители Поставщики Итого запас ресурсов  
n  
x11 x12 x1n А1  
x21 x22 x2n А2  
   
m хm1 хm2 xmn Аm  
Итого потребность В1 В2   Вn    
 Система ограничений выглядит следующим образом: x11 + x12 + … + x1n = А1 x21 + x22 + … + x2n = А2 … xm1 + xm2 +…+ xmn = Аm x11 + x21 + … + xm1 = 20 x12 + x22 + … + xm2 = 25 … x1n + x2n + … + xmn = 30 xij ³ 0 Составим целевую функцию:   где lij– расстояние между i-тым поставщиком и j-тым потребителем.
               


Если SАi = SBj, то это задача закрытого типа

В противном случае задача открытого типа. 


В задачах открытого типа вводятся условные поставщики или потребители так, чтобы соблюдался баланс. При этом коэффициенты при переменных для них вводятся достаточно большими, чтобы свести к минимуму значения переменных у этих потребителей.


Для решения транспортной задачи составляется базисный план, который заносится в таблицу, называемую матрицей распределительного метода. Матрица состоит из m строк и n столбцов. В правом верхнем углу ячеек матрицы указывается расстояние между соответствующими поставщиками и потребителями.


Метод северо-западного угла (диагональный). Существует несколько способов загрузки клеток базисного плана. 


Сущность способа северо-западного угла заключается в том, что на каждом шаге заполняется левая верхняя клетка (северо-западная) оставшейся части таблицы, причем максимально возможным числом: либо полностью выносится груз из Аi, либо полностью удовлетворяется потребность Вj. Процедура продолжается до тех пор, пока на каком-то шаге не исчерпаются запасы аi и не удовлетворятся все потребности bj. 


В заключении проверяют, что найденные компоненты плана Хij удовлетворяют горизонтальным и вертикальным уравнениям. Необходимым требованием является то, что план должен содержать m + n – 1 загруженных клеток. В данном случае загруженных клеток должно быть 3 + 4 –1 = 6, но их только четыре. В таком случае в матрицу вводятся дополнительно нулевые загрузки.


Потребители Поставщики Итого запас ресурсов
А2 А2 А3
Б1  
Б2
Б3  
Б4
Итого потребность
Потребители Поставщики Итого запас ресурсов
А1 А2 А3
Б1   * 5 ** 3
Б2     * 5
Б3 ** 8    
Б4 * 14  
Итого потребность


Полученный план не будет являться оптимальным по транспортной работе, поскольку здесь совсем не учитывались расстояния между пунктами.


Способ наименьшего элемента по столбцу или строке является более оптимальным методом загрузки.


В каждой строке матрицы звездочкой отмечается наименьшее расстояние. 

То же самое делается по каждому столбцу матрицы. Клетки, имеющие две звездочки, загружают в первую очередь, т.е. записывают в них максимальное количество ездок. 


Загружаются клетки с одной отметкой так, чтобы суммарное количество ездок по строкам матрицы равнялось "Итого запас ресурсов", а по столбцам – "Итого потребность". 


Если в результате осуществления предыдущих действий не удалось получить указанное соответствие, то загружаются неотмеченные клетки. Если количество загруженных клеток меньше m + n – 1, то вводится нулевая загрузка.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64080/

https://ekspertov.ru/

https://lektsii.com/2-16830.html


Возврат к списку

Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!»