Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Мифы о доставке: правда и домыслы

Мифы о доставке: правда и домыслы

Мифы о доставке: правда и домыслы

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Ритейл спешно наращивает eCommerce-инфраструктуру: нанимает собственных курьеров или договаривается с курьерками. Страх за будущее индустрии родил много слухов, которые решил разобрать Денис Чигаев из компании PIM Solutions. Эксперты компании проанализировали более 46 млн заказов Почты России, СДЭК и Боксберри, прошедших через систему PIM Solutions с начала 2019 года и по первую половину 2021 года, и обнаружили много интересного.

Итак, разоблачаем мифы и подтверждаем сложившееся мнение. 

 1. «Пандемия обрушила логистику» - ПРАВДА

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Мы видим, что в апреле сроки доставки резко увеличились и продержались весь май на этом пиковом уровне. В этот период средний срок доставки по стране увеличился на 40%. И снижение сроков доставки происходило очень плавно, к доковидным показателям удалось вернуться только к ноябрю 2020 года.

Это хорошо видно на графиках, показывающих сроки доставки из Москвы в Новосибирск и обратно (рис. 1) и из Москвы в Казань (рис. 2). 

Мифы о доставке: правда и домыслы

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Ритейл спешно наращивает eCommerce-инфраструктуру: нанимает собственных курьеров или договаривается с курьерками. Страх за будущее индустрии родил много слухов, которые решил разобрать Денис Чигаев из компании PIM Solutions. Эксперты компании проанализировали более 46 млн заказов Почты России, СДЭК и Боксберри, прошедших через систему PIM Solutions с начала 2019 года и по первую половину 2021 года, и обнаружили много интересного.


Итак, разоблачаем мифы и подтверждаем сложившееся мнение. 


 1. «Пандемия обрушила логистику» - ПРАВДА

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Мы видим, что в апреле сроки доставки резко увеличились и продержались весь май на этом пиковом уровне. В этот период средний срок доставки по стране увеличился на 40%. И снижение сроков доставки происходило очень плавно, к доковидным показателям удалось вернуться только к ноябрю 2020 года.

Это хорошо видно на графиках, показывающих сроки доставки из Москвы в Новосибирск и обратно (рис. 1) и из Москвы в Казань (рис. 2). 



Рис. 1 Сроки доставки по направлениям Москва - Новосибирск и Новосибирск - Москва, апрель 2019 - апрель 2020



Рис. 2 Сроки доставки по направлениям Москва - Краснодар февраль - ноябрь 2020

К чести доставщиков, следует сказать, что в большинстве регионов они справились с повышенной нагрузкой, и затяжка с получением заказов не была критичной. Именно их профессиональная и самоотверженная работа позволила интернет-магазинам достичь небывалого роста своих продаж и вывести рынок на новый уровень развития. Заслугу логистов в этом процессе явно недооценивают. 


2. «В 2020 году сроки доставки увеличились» - ПРАВДА 

Конечно, всеобщий коллапс, вызванный пандемией, не мог не сказаться и на средних сроках доставки по прошлому году. В целом в 2020 году по сравнению с 2019 годом сроки доставки увеличились на полдня, или 14%. Примечательно, что сроки доставки увеличились на всех направлениях, единственное исключение – Якутия. Рассмотрим топ 10 самых «упавших» и топ 10 наименее «упавших» направлений в 2020 году (рис. 3). 



Рис. 3 Регионы с наиболее и наименее увеличившимися сроками доставки в 2020 г.

Здесь наблюдается явная закономерность: чем выше было проникновение пандемии в регионы – тем стабильнее работали логистические процессы. Общий вывод, справедливый почти для всех регионов в выборке, утешает - даже в тех регионах, где, по аналитике, сроки доставки увеличились больше, они всё равно сроки укладываются в нормативные, заявленные логистами. Если случается ЧП федерального масштаба, то сроки доставки «едут» пропорционально влиянию ситуации на конкретный регион. И разобраться в этом помогают геофильтры, настраиваемые в отчетах.

Интересно сравнить эти данные с аналогичными данными за 1 полугодие 2021 г. в сравнении с 2020 г. (рис. 4)



Рис. 4 Регионы с наиболее и наименее увеличившимися сроками доставки в 1 полугодии 2021 г.


Мы видим, что сроки доставки незначительно увеличились только в двух регионах. В остальных регионах сроки доставки стремительно снижаются, несмотря на растущую популярность интернет-магазинов и возрастающую нагрузку на логистику. Это говорит о том, что службы доставки приспособились к новым условиям работы и помогают активно расти екоммерсу.


3. «Из Москвы доставка быстрая, а из регионов посылка всегда идет дольше» - НЕПРАВДА.

Многие думают, что из Москвы доставка идет достаточно быстро, а доставку из регионов приходится ждать долго. Службы доставки придерживаются такого же мнения. У большинства из них заявленные сроки доставки из регионов в Москву больше, чем из Москвы в регионы или равны. Но если мы посмотрим на фактические данные по срокам доставки, то увидим, что на деле все обстоит ровным счетом наоборот: доставка из Москвы в регионы занимает больше времени, чем в обратную сторону.

На примере больших городов-миллионников мы прослеживаем явно сопоставимые между собой данные. У большинства служб доставки заявленные сроки доставки из регионов в Москву больше, чем из Москвы в регионы или равны. Так ли это? Давайте посмотрим на сроки доставки из Москвы в Санкт-Петербург и обратно (рис. 5).



Рис. 5 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Москва  

Такая же картина наблюдается и с другими городами-миллионниками. Приведем графики по относительно близкой к Москве Самаре (рис. 6) и отдаленному Новосибирску (рис. 7)



Рис. 6 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Самара и Самара - Москва  



Рис. 7 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Новосибирск и Новосибирск  - Москва  


Выходит, что посылки, адресованные в столицу, доходят быстрее, нежели посылки из Москвы в регионы. У этого может быть множество причин: возможно, там меньше исходных проверок или хабы менее загружены и, следовательно, имеют больше времени для обработки каждой посылки. Факт остается фактом.


Следовательно, интернет-магазины могут смело пользоваться складами в регионах и распределять свои товарные остатки по складам в разных частях страны. Таким образом они не только обеспечат быструю доставку в ближайшие города и регионы, но и не сильно задержат посылки в столицу. Также эта информация будет важной для интернет-магазинов, которые работают в регионах и предлагают свои товары только на ближайшем рынке. Они опасаются долгой доставки в Москву, которую покупатель устанет ждать. А между тем доставка из регионов в Москву, конечно, будет длиться дольше, чем по Москве, но не сильно критично. И если магазин имеет свою нишу или хорошую цену, то, москвичи могут и подождать доставки ради ощутимой выгоды.


Исходя из этой информации, региональные магазины могут задуматься о выходе на московский рынок, а магазины из Москвы – об уходе в регион, чтобы оптимизировать затраты.


4. «В пиковые моменты сроки доставки растут» – ПРАВДА 

Рассмотрим на примере направления Москва-Казань, как менялась оперативность логистов в период пандемии и новогодних праздников (рис. 8). 



Рис. 8 Сроки доставки по направлению Москва - Казань в период с апреля 2019 г. по июнь 2021 г.

Ничего удивительного не видим – сроки доставки резко увеличились в апреле-мае (период весеннего локдауна) и в предновогодние праздники. 

Однако и помимо этого мы видим сезонные скачки в разные месяцы. И в каждом регионе периоды этих скачков могут быть разными. Обычно такие сезонные всплески повторяются из года в год. А прогнозировать такие всплески и вовремя к ним готовиться помогают большие данные.


5. «В Москве бешеный ритм и люди бегут за посылками раньше всех» - НЕПРАВДА

Давайте посмотрим на график, где указано, через сколько дней в среднем жители разных городов забирают посылки из ПВЗ (рис. 9)



Рис. 9 Средний срок хранения товаров в ПВЗ по городам

Мы видим, что среди всех городов-миллионников посылки быстрее всего забирают жители Челябинска и Самары. Самыми медлительными оказались москвичи, за ними следуют петербуржцы. На эту статистику влияют многие факторы. Есть постоянные тренды или закономерности, например, вещи, которые связаны с привычным укладом жизни и ментальностью людей, которые можно сразу закладывать в расчёт при выходе в новый регион. А есть короткие тренды, которые исчезают, так и не став закономерностью, и выловить из гораздо труднее.

Можно детализировать данные и понаблюдать, в какие сроки «неторопливые» москвичи выкупали заказы в течение прошлого года (рис. 10). 



Рис. 10 Средний срок хранения заказов в ПВЗ в Москве, 2020 г. 

Мы видим достаточно ровную картину, в которой явно выделяются апрель и декабрь. Апрель объясним локдауном. В декабре многие заказывают подарки для себя, друзей и знакомых, но при этом не спешат в пункты выдачи заказов. Если апрельская аномалия – это разовая история, что подтверждается статистикой за этот год (рис. 11), то увеличение сроков ожидания в декабре больше похоже на закономерность, и в этом году стоит ожидать того же и заранее к этому готовиться. 


Рис. 11 Средний срок хранения заказов в ПВЗ в Москве, 2 полугодие 2021 г. 


В целом, отслеживание ключевых показателей позволяет оперативно перестраивать логистические процессы и сокращать финансовые потери. Если ещё научиться предсказывать поведение покупателя, то есть заранее знать, выкупит он посылку или нет, то показали невыкупа можно нивелировать вовсе. Благо, что на рынке даже есть сервисы «чёрных списков» заказчиков, злостно не выкупающих свои посылки. 

Один раз настроив работу со всеми данными (нефтью 21 века) интернет-магазин сможет управлять своей эффективностью. Вот почему отовсюду слышится big data, нейросети, искусственный интеллект и машинное обучение. Не потому, что модно, а потому, что недорого и эффективно. Именно для этого и существуют IT-решения для e-commerce сегмента: чтобы тёмных пятен в бизнес-показателях было как можно меньше, а профита как можно больше.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64268/

https://ekspertov.ru/

Игорь Бахарев
https://e-pepper.ru/news/mify-o-dostavke-pravda-i-domysly.html?utm_source=yxnews&utm_medium=...

Возврат к списку

Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел