Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.

По данным опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Среднегодовые темпы роста составят 21%). Современному состоянию цифровых сервисов в различных отраслях, в том числе и на транспорте, посвящен представленный в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества доклад НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Его авторы отмечают, что транспортная отрасль движется в направлении развития мультимодального, подключенного, автоматизированного, безопасного, более экологичного и в конечном счете беспилотного транспорта.

Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот. «Транспортные (перевозочные) документы, форматы и требования к ним существенно различаются в силу разного регулирования, тарифной политики и иных аспектов развития отдельных видов транспорта. Их синхронизация и перевод в электронный вид позволят многократно ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов», — говорится в докладе.

Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз



Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.



По данным опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Среднегодовые темпы роста составят 21%). Современному состоянию цифровых сервисов в различных отраслях, в том числе и на транспорте, посвящен представленный в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества доклад НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Его авторы отмечают, что транспортная отрасль движется в направлении развития мультимодального, подключенного, автоматизированного, безопасного, более экологичного и в конечном счете беспилотного транспорта.


Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот. «Транспортные (перевозочные) документы, форматы и требования к ним существенно различаются в силу разного регулирования, тарифной политики и иных аспектов развития отдельных видов транспорта. Их синхронизация и перевод в электронный вид позволят многократно ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов», — говорится в докладе.


Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.


В логистике быстрый рост электронной торговли, в том числе благодаря пандемии, привел к ускорению темпов сквозной цифровизации цепочек поставок и доставки, в том числе с использованием беспилотников («умный склад»). Авторы доклада отмечают рост спроса на цифровые платформы на основе технологий распределенных реестров, в том числе блокчейна, для осуществления сделок и оформления грузовых перевозок, интернет вещей для отслеживания движения грузов, аналитики для управления запасами и предиктивной аналитики для планирования ремонта и технического обслуживания.


Новые бизнес-модели на транспорте

  • Мобильность как услуга (Mobility-as-a-Service, MaaS) — возможность планирования и прогнозирования условий поездки в режиме реального времени.
  • Шеринговая мобильность — совместное использование различных автотранспортных средств вместо персональных автомобилей.
  • Карпулинг или райдшеринг — поиск попутчиков для совместной поездки на автомобиле.
  • Пулинг — совместное использование логистических мощностей и ресурсов.
  • 5PL (Fifth Party Logistics Model) — предоставление полного пакета транспортно-логистических услуг на основе платформенных решений.





В списке самых востребованных технологий — беспроводная связь, искусственный интеллект, в том числе компьютерное зрение, речевые технологии, системы поддержки принятия решений и пр., системы распределенного реестра, решения в области виртуальной и дополненной реальности.

Россия обладает значительным транзитным потенциалом, отмечается в докладе. Однако в настоящий момент имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. Наибольшие эффекты ожидаются от создания транспортных коридоров на евразийском пространстве.


Цифровизация транспорта в ЕАЭС


Теме цифровизации транспорта на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посвящен опубликованный в 2020 г. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов ЕАЭС». Напомним, что в состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию. Завершается подготовка концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.


В докладе отмечается, что если вчера потребителям транспортных услуг достаточно было вовремя отправить и получить в целости и сохранности груз, то сегодня они хотят отслеживать, в каком состоянии и где он находится, где и почему происходит задержка, как обеспечивается сохранность, и с учетом этой информации оптимизировать логистические процессы. Сделать это можно только путем цифровизации.


Беспилотный транспорт на дорогах





Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020


По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.


Развитие ИТС предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. Отдельные мероприятия прописаны и в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — здесь речь идет, в основном, об обеспечении безопасности дорожного движения.


Тестирование беспилотного транспорта уже началось в отдельных регионах России. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц». В списке пока не решенных вопросов порядок расследования нарушений ПДД с их участием. В работе участвуют крупнейшие российские компании, такие как «Сбер», «Яндекс», КАМАЗ, группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.


Доставка посылок автомобилем и коптером



  

Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020


Что касается дронов, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на 10–15 км в городской среде и 3–6 кг на 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».


Цифровой транспорт: за и против


В докладе Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии перечислены факторы, сдерживающие развитие цифровой логистики на территории ЕАЭС. Это низкий контроль транзитных и импортных грузов; отсутствие возможности мониторинга, анализа и прогнозирования всех видов перевозок для принятия решений; слаборазвитая логистическая инфраструктура.


Примерно о том же говорят и в НИУ ВШЭ. К числу основных факторов, сдерживающих активное внедрение цифровых технологий в отрасли, эксперты относят низкий уровень развития взаимодействия между участниками; неравномерный уровень цифровизации организаций; низкие темпы развития инфраструктуры (как цифровой, так и транспортной). «Для форсированного роста необходима развитая инфраструктура беспроводной передачи данных, способная обеспечить передачу и обработку огромных массивов информации, которые генерируют транспортные средства, — согласен с ними Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком». — Появление такой единой связывающей среды (Total Connectivity) позволит ускорить запуск цифровых сервисов и решений «Индустрии 4.0» в транспортно-логистическом секторе».


Еще один существенный фактор — недостаток квалифицированных кадров и нехватка стандартов создания объектов умной инфраструктуры. «В первую очередь речь идет об отсутствии стандартов на федеральном уровне. Текущие формулировки касательно ИТС/КСОДД/АСУДД имеют весьма расплывчатое определение и трактуются внутри регионов по-своему. В результате мы имеем «лоскутное одеяло» при анализе общей картины по стране. А это, в свою очередь, приводит к сложности корректного моделирования (из-за невозможности состыковать данные) и дальнейшей оптимизации (мусор на входе=мусор на выходе)», — уточняет Александр Сергиенко, исполнительный директор «Иннодата».


Дмитрий Попов, генеральный директор Integro Technologies, добавляет к этому списку отсутствие стратегии цифровизации на федеральном уровне (должно быть решено в 2021), отсутствие централизованного мониторинга инфраструктуры, высокая транзакционная нагрузка транспортных коридоров, отсутствие единого ситуационного центра, отсутствие единого подхода к обеспечению информационной безопасности на транспорте (например, до сих пор допускается использование разнородных платформ для хранения данных за рубежом), низкие доходы перевозчиков, связанные с пандемией.


А Леонид Парамонов, директор дирекции по продажам АО «ГЛОНАСС», напоминает о человеческом факторе. По его мнению, уровень доверия граждан к цифровизации в целом высок, но носит избирательный характер. «В вопросах использования современных технологий я часто встречаюсь с антагонизмами. Например, многие люди привыкли пользоваться транспортными приложениями при вызове такси или ожидании общественного транспорта. Но если мы говорим о применении установленного в автомобиле устройства вызова, причем не только при аварии, но и для получения услуги «Помощь на дорогах», то узнаем, что многие опасаются нажимать на кнопку SOS, не совсем понимая, что дает им такая цифровизация», — рассказывает он. Поэтому очень важно научиться пользоваться уже имеющимися, работающими цифровыми возможностями, заключает эксперт.


Стимулировать развитие цифровизации в транспортной отрасли, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, могут покрытие транспортных магистралей 5G-сетями, модернизация дорожной инфраструктуры; разработка стандартов цифровых сервисов и протоколов безопасной передачи данных; создание нормативной базы в области эксплуатации беспилотного транспорта; выдача льготных займов малым и средним предприятиям для тиражирования российских цифровых решений; расширение возможностей использования отраслевых данных и создание отраслевых центров подготовки кадров.


«Россия пока не является лидером в цифровизации транспортно-логистической отрасли, однако мы уже видим первые шаги в этом направлении, — отмечают в компании «ИКС Холдинг», занимающей первое место в подготовленном CNews рейтинге крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор. — Драйверами здесь выступают сразу несколько факторов: заинтересованность государства и бизнеса, а также новые экономические условия, которые нам диктуют, в том числе, эпидемиологические обстоятельства».


По мнению экспертов «ИКС Холдинг», в ближайшие 5-10 лет появятся сервисы, которые позволят не только создавать новые бизнес-модели, но и приносить прибыль. Процесс документооборота в перевозках станет полностью цифровым и бесшовным, отрасль окончательно избавится от бумаг. Функционирование транспортной инфраструктуры станет эффективнее и безопаснее, будет обеспечено коммерческое использование беспилотного транспорта для перевозок пассажиров и грузов.


Илья Черкасов уверен, что к 2030 г. существенно увеличится доля общественного транспорта, уровень его социальной доступности и персонализации под ожидания конкретного пассажира. Модель мобильности как сервиса (MaaS) будет расширяться за счет развития мультимодальных перевозок и цифровых транспортных сервисов, шире тиражироваться в регионы.


Вырастет доля автономного транспорта при условии появления сетей связи с минимальной задержкой отклика, что критично для работы самодвижущихся транспортных средств. Продолжится переход на экологически чистые виды транспорта: электробусы, современные трамвайные сети. Будет развиваться модель шеринга ресурсов, уменьшится количество частных автомобилей. «В целом концепция построения общественного транспорта будет направлена «изнутри-наружу», то есть от потребностей пассажира в направлении обеспечения максимальной безопасности и комфорта перевозок», — отмечает Илья Черкасов. Существенно повысится доля цифровых сервисов в процессах обслуживания транспорта: от автоматической диагностики до предиктивного ремонта, когда каждое транспортное средство будет само формировать перечень операций и запчастей под эти операции.


По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация способна обеспечить дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20% к 2030 г.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64288/
https://ekspertov.ru/

Наталья Рудычева


Возврат к списку

Рекламный блок

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей то караул Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов экспедиторами