Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

6 актуальных трендов логистики 2022

6 актуальных трендов логистики 2022

6 актуальных трендов логистики 2022

До пандемии COVID-19 - в 2019 году - прогнозирование логистики в основном касалось цифровизации - постепенного перехода на IT-методы управления транспортными потоками. Коронавирус спутал экспертам все карты, и за два года показал, что прогнозировать что-либо в таких условиях практически невозможно. Блокировка Суэцкого канала, дефицит контейнеров для большегрузов, постоянно меняющиеся ограничения в пунктах приема и отправки грузов - все это создало в сфере мировой логистики настоящий хаос, который до сих пор далек до завершения.

Хотя 2020-й и 2021-й годы показали тщетность прогнозирования, строить планы на будущее все-таки необходимо - если и не с 90-100% вероятностью, то хотя бы с вероятностью в 60-70% (в текущих условиях даже это - роскошь). 

Какие тренды логистики ожидают нас в 2022-м году, и к чему стоит готовиться транспортным компаниям?

6 актуальных трендов логистики 2022


До пандемии COVID-19 - в 2019 году - прогнозирование логистики в основном касалось цифровизации - постепенного перехода на IT-методы управления транспортными потоками. Коронавирус спутал экспертам все карты, и за два года показал, что прогнозировать что-либо в таких условиях практически невозможно. Блокировка Суэцкого канала, дефицит контейнеров для большегрузов, постоянно меняющиеся ограничения в пунктах приема и отправки грузов - все это создало в сфере мировой логистики настоящий хаос, который до сих пор далек до завершения.


Хотя 2020-й и 2021-й годы показали тщетность прогнозирования, строить планы на будущее все-таки необходимо - если и не с 90-100% вероятностью, то хотя бы с вероятностью в 60-70% (в текущих условиях даже это - роскошь). 


Какие тренды логистики ожидают нас в 2022-м году, и к чему стоит готовиться транспортным компаниям?


Тренд №1 - рост рынка электронной коммерции в сегментах b2c и b2b


Глобальная мировая торговля все больше переходит из реального в онлайн-сектор. Это связано с тем, что бизнес сегодня преимущественно ведут представители поколений 90-х и 2000-х годов, когда компьютеры и онлайн-технологии уже перестали быть экзотикой. IT-сфера прочно вошла в нашу жизнь, и торговля "в реале" успела порядком устареть. Сегодня до 70% всех сделок совершается онлайн, причем это касается как b2c, так и b2b-сектора.


По прогнозам аналитиков, до 2025 года взаимодействие между поставщиками и закупщиками на 80% перейдет в b2b-сектор, а к 2027 году его капитализация превысит 20,9 триллионов долларов. На сегодняшний день совет для b2b-компаний только один: активно инвестировать в сферу e-commerce. В последующие годы этот рынок будет только расти, и его возможности еще далеко не исчерпаны. Тот, кто вложится в b2c и b2b сегодня, завтра с большой вероятностью получит стабильную прибыль.


Тренд №2 - нехватка провозных мощностей


Острый дефицит контейнеров для большегрузов, случившийся в первой половине 2020 года, до сих пор далек от разрешения. В июле 2021 года стоимость контейнерных перевозок возросла на 339% по сравнению с июлем 2020-го, и сегодня наблюдается явный тренд на их дальнейшее подорожание. Уровень контейнеризации резко возрос, а дефицит провозных мощностей остался прежним. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему, и эксперты прогнозируют повышение спроса на услуги международных интеграторов.


Так, большинство компаний сегодня предпочитают обращаться к грузоперевозчикам с собственными провозными мощностями. Это снижает риски срыва сроков и нарушения транспортных цепочек. При этом ситуация в международных портах остается прежней: задержки рейсов, перегруженные терминалы, полное отсутствие гарантий и т.д. Авиатранспорт также не способен решить проблему, так как пассажирские авиаперевозки до сих пор не стабилизировались, а грузовые напрямую связаны с ними. Мировая экономика продолжает "проседать", и в этих условиях никто не хочет строить долговременных стратегических планов. Единственное, что можно сделать по состоянию на конец 2021 года - это привести процессы поставок к более-менее прогнозируемым алгоритмам.


Тренд №3 - необходимость сохранения скорости на последней миле


Пандемия сильно повлияла на скорость доставки, которая с 1-2 дней увеличилась до 15-30 минут. Так, сегодня при совершении онлайн-заказа его можно получить с доставкой на дом в самые короткие сроки. Курьерские службы работают максимально оперативно, компенсируя задержки в сфере глобальных грузоперевозок. Продавцы стремятся как можно быстрее избавиться от товаров и получить прибыль, конкурируя друг с другом в скорости выполнения заказов. При этом основная часть доставок осуществляется "до двери", и большинство покупателей в условиях пандемии предпочитает получать товары на дом - без посещения пунктов выдачи и постаматов. В дальнейшем эта тенденция будет лишь укрепляться, по крайней мере - в ближайшие год-два.


Тренд №4 - развитие сетей мини-складов, и движение на восток


Онлайн-ритейлеры стремятся сократить плечо доставки, и открывают мини-склады и мини-хабы как можно ближе к покупателям. Если раньше большинство поставок в удаленные регионы России осуществлялось из Москвы и области, то сегодня компании активно двигаются на восток, расширяя свои сети и складские мощности. Это значительно сократит среднее время доставки в ближайшей перспективе, и сделает онлайн-покупки еще более привлекательными для конечных потребителей. Учитывая этот тренд, в 2022 году стоит наладить активное сотрудничество с партнерами по развитию сетей ПВЗ, так как за этим направлением - будущее.


Тренд №5 - автоматизация процессов, и смещение конкуренции в сферу сервиса


Управлять логистикой "вручную", без применения IT-технологий - это как ходить пешком, когда есть скоростной автомобиль. Так, сегодня подавляющее большинство компаний автоматизирует рабочие процессы, используя программное обеспечение и онлайн-возможности. Рассылка уведомлений, прием заявок, рекламирование акций и даже общение с клиентами - все это можно автоматизировать с использованием современного ПО. В 2022 году до 20-30% успеха компании будет зависеть от качества внедренных IT-технологий.


До недавних пор (до пандемии) ритейлеры главным образом конкурировали между собой ценами. То есть, максимальным спросом пользовалась компания с самыми выгодными расценками на товары/услуги. Сегодня же эта конкуренция переместилась в сферу сервиса. Так, "выигрывает" тот ритейлер, который способен организовать быструю доставку и упрощенную схему возврата товаров. Дошло до того, что товар попадает к покупателю уже через 15-30 минут после оформления онлайн-заявки, и в этом смысле ритейлеры работают как никогда эффективно.


Расширение сети региональных хабов и складов, ориентация на курьерскую доставку "до двери", введение новых инструментов онлайн-оплаты - все это в ближайшем будущем приведет к полной переориентации рынка на удаленные интернет-продажи. Если сегодня на них приходится до 70% сделок, то в 2022 году этот показатель составит уже 80-85%. 


Это ставит перед ритейлерами новые задачи, в частности - необходимость оптимизации курьерской службы:

  • сокращение лишних курьеров и максимальная загрузка оставшихся;
  • уменьшение штата в неблагоприятные сезоны (когда продажи минимальны);
  • улучшение клиентского опыта;
  • максимально сокращение времени доставки.


В курьерской работе огромную роль играет человеческий фактор, и организатор должен постоянно контролировать ситуацию. Например, рядом с хабом сделали новый железнодорожный переезд, и курьер после каждого выезда задерживается на этом участке. Среднее время доставки значительно увеличивается и ритейлер теряет свои конкурентные преимущества. Таких примеров может быть множество, и от компании требуется как строгий контроль за сотрудниками, так и максимальная автоматизация процессов.


Тренд №6 - устойчивое развитие и "зеленая" логистика


Сегодня огромное внимание уделяется экологичности грузоперевозок и так называемой "зеленой" логистике. В будущем эта тенденция будет лишь укрепляться. Так, в 2022 году стоит делать ставку на электрический транспорт, "зеленые" склады и декарбонизацию. Это не просто прихоть, и многие мировые компании предпочитают работать с теми перевозчиками, которые заботятся об окружающей среде. К примеру, та же торговая группа Deutsche Post DHL, начавшая программу устойчивого развития еще в 2008 году, в 2017-м объявила о намерении снизить до нуля процент выброса парниковых газов (грузовым автотранспортом и складскими комплексами) к 2050 году.


Именно с такими партнерами в первую очередь будут работать "киты" мирового бизнеса. Поэтому обязательными пунктами развития нужно сделать:

  • пополнение автопарков электрическим автотранспортом;
  • использование биотоплива при авиаперевозках;
  • введение в эксплуатацию углеродно-нейтральных зданий;
  • высаживание деревьев и кустарников на прилегающих территориях.


За "зеленой" логистикой - будущее, и это понятно уже сейчас. Следуя трендам, мы активно внедряем услугу DHL GoGreen (по нейтрализации углеродного следа) при работе с иностранными компаниями, и уже заключили контракт на приобретение 12 электрических грузовых самолетов Alice. Наш склад в парке "Южные Врата" соответствует всем эко-требованиям, и занимает высокое положение в рейтинге. Впоследствии число таких объектов будет только увеличиваться - в рамках программы устойчивого развития и "зеленой" логистики!


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64357/

https://ekspertov.ru/


Возврат к списку

Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов экспедиторами Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками