Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы




Бурное развитие электронной торговли внесло существенные коррективы во взаимодействие селлеров с представителями маркетплейсов. 

Но главным образом отразилось на логистике товаров. 

Задачи перевозчиков значительно расширились и больше не ограничиваются обычной доставкой груза из одного пункта в другой, как это было 5–6 лет назад.



По данным DataInsight, главными драйверами роста рынка e-сommerce являются универсальные маркетплейсы. В 2023-м году в России количество заказов на них составило 4076 млн штук из 5142 млн штук во всей электронной торговле. Причём доля двух крупнейших площадок Wildberries и Ozon в прошлом году выросла до 76% с 67% в 2022-м, а количество заказов увеличилось на 212 млн единиц.


Это стало возможным в результате появления на маркетплейсах новых селлеров и расширения ассортиментной базы.
Так, согласно исследованию Фёдора Вирина, партнёра Data Insight, с сентября по ноябрь прошлого года количество активных продавцов возросло на 6% у Wildberries и на 7% у Ozon.

Большую же их часть (52% и 58% для WB и Ozon соответственно) составили компании, которые ранее не размещали продукцию на этих площадках. В результате, помимо привычной для маркетплейсов категории товаров "для женщин и детей", например, косметика, одежда, игрушки, домашняя утварь, в топ грузов для перевозки всё чаще стали попадать спортивный инвентарь, товары для ремонта и уюта, мебель, бассейны, лодки, шины. Подтверждение этому можно найти в вышеупомянутом исследовании. Также о появлении новых наименований продукции рассказали в пресс-службе Wildberries:


"Сегодня у нас динамично развивается доставка крупногабаритных грузов. В прошлом году мы перевезли в 2,3 раза больше таких товаров, чем в 2022-м. Преимущественно речь идёт о крупной бытовой технике, мебели, сантехнике, садовых товарах, спортинвентаре, автозапчастях и комплектующих. В данном случае имеется в виду именно сверхгабаритная продукция, которая перевозится грузовым транспортом. Мы используем для этого собственную курьерскую службу".

Причины популярности



Преимущества электронных торговых площадок для бизнеса вполне очевидны.
Во-первых, они дают больший охват аудитории при меньших человеческих ресурсах, которые требуются от селлера.
Во-вторых, возрастает качество сделок со стороны производителя ввиду наличия довольно высоких требований у онлайн-маркетов.
В-третьих, пользователь голосует за продукт уже не благодаря совместным встречам с представителями компании и красноречивости продавцов, а больше из-за качества и набора полезных характеристик самой продукции. Эти, а также ряд других аспектов, в том числе расширенную аналитику и партнёрскую помощь электронных площадок в виде кэшбеков, отметил в разговоре с "ДП" коммерческий директор компании ТЕПЛОКОМ Виталий Степанов.



"Будучи в тройке крупнейших производителей приборов учёта для сферы ЖКХ мы столкнулись с проблемой масштабирования дистрибуции. И маркетплейсы в данном случае оказались хорошим подспорьем. В прошлом году мы начали работать с Ozon и без особых вложений получили первые заказы. Сейчас собираемся наращивать этот успех с помощью Яндекс.Маркета и Авито", — поделился эксперт.


Перспективные решения



Увеличение рынка электронной торговли за счёт универсальных онлайн–площадок спровоцировало повышенный спрос на грузоперевозки — объём доставки товаров в данном сегменте в 2023-м году, по подсчётам аналитиков ГК "Деловые Линии", увеличился более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

И если раньше селлеры выбирали один склад в своём регионе для отправки партий товаров, то теперь компании отправляют грузы сразу на 3-5 терминалов по разным регионам страны, плюс, как уже отмечалось раньше, выходят не на один маркетплейс, а сразу на 2–3 компании.


Такие масштабы требуют серьёзной оптимизации рабочих процессов между всеми игроками рынка. Поскольку речь уже идёт не только о доставке из пункта "А" в пункт "Б", существенно возрастает вероятность ошибок.
Например, поставщик может перепутать маркировку коробов или в принципе про неё забыть. Тогда груз нужно будет вернуть на склад, повторить все действия и снова отправить на доставку в маркетплейс. Чтобы не терять время, селлер может заказать маркировку у перевозчика.
В "Деловых Линиях" также наблюдают рост спроса на такие услуги как формирование монопалеты, предоставление персонального менеджера для поставщика марктеплейса по подписке. Кроме того, важна не только минимизация сроков доставки, но помимо этого скорость оформления заказа и оперативность отработки возвратов.


У крупных логистических операторов настолько чётко отработаны все эти пункты, что зачастую у поставщиков не возникает вопросов, какой способ доставки товаров до маркетплейсов предпочтительнее.


"Мы выбираем крупные транспортные компании, у которых широкая сеть, большой автопарк и солидные объёмы перевозок. Как показывает практика, сроки поставки товара силами специализированного перевозчика те же, как если бы мы хранили свою продукцию на складе маркетплейса", — подчеркнул Виталий Степанов.

Быть в тренде



Поскольку время всегда было и остаётся самым ценным ресурсом, не последнюю роль во взаимодействии селлеров и представителей логистических компаний стали играть каналы коммуникаций. Если раньше это были преимущественно звонки на мобильные телефоны и общение по электронной почте, то сейчас большинство поставщиков предпочитают переписку в различных мессенджерах и социальных сетях — Telegram, WhatsApp, ВКонтакте, Viber.

По информации "Деловых Линий", где запустили новый канал такой поддержки для поставщиков в режиме 24/7, число обращений через мессенджеры ежемесячно растёт в среднем на 10% — впрочем, как и средняя скорость ответа. На данный момент она составляет 3 минуты.


Это отражает общий тренд. Как ранее писал "ДП", по словам коммерческого директора Calltouch Артура Саркисяна, предложение клиенту выбрать наиболее удобный способ связи (звонки, электронная почта, соцсети) сегодня считается хорошим тоном. Причём, по данным эксперта, среди всех мессенджеров многие компании в последнее время делают ставку на Telegram.



Если же говорить о доставке последней мили, то, как сообщили в Ozon, здесь наиболее часто общение происходит в приложении, в частности, между владельцем ПВЗ и курьером.


Таким образом, можно сказать, что рынок доставки грузов в маркетплейсы сегодня меняется под потребности селлеров, а также с учётом общих тенденций на цифровизацию и оптимизацию всех жизненных и бизнес- процессов.

В свою очередь, трендсеттерами часто становятся компании-перевозчики, которые прислушиваются к запросам клиентов и стараются предвосхищать ожидания, с целью сделать доставку ещё удобнее и быстрее.



Татьяна Евграфова

дата: 22.03.2024 16:42:49    просмотров: 198

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Логисты России и СНГ встретятся в Москве 20 июня 2024 на речном бизнес круизе