Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика — «кровь» экономики: Россия и Беларусь обладают преимуществом перед Западом

Логистика — «кровь» экономики: Россия и Беларусь обладают преимуществом перед Западом




В гибридной войне, которую Запад развязал против России и Беларуси, применяются все методы. Одним из способов давления на неугодные страны являются транспортные ограничения: запрет авиасообщений, блокирование автоперевозчиков с «неправильными» номерами и прочие. Тем не менее Москва и Минск в силу географического положения имеют ряд преимуществ, которыми грех не воспользоваться в условиях геополитического противостояния.


Логистика и развитие транспортной инфраструктуры являются одним из основных векторов работы в деле интеграции между Москвой и Минском. Это обусловлено рядом обстоятельств.


Во-первых, сама география. Расположение России и Беларуси делает их территории основным направлением транзита грузов между востоком и западом евразийского материка. Объехать их практически невозможно. Вернее, это вполне вероятно, но такие маршруты оказываются существенно дороже из-за большей протяженности и необходимости пересекать большое количество стран с разными пограничными режимами. Кроме того, на пути оказываются серьезные естественные препятствия в виде горных хребтов, морей и проливов.


Союзное государство в силу того, что является единым таможенным пространством с развитой транспортной инфраструктурой, обладает существенными преимуществами, которыми необходимо пользоваться в собственных интересах.


С другой стороны, международная обстановка сегодня вносит в логистику России и Беларуси заметные коррективы.

Еще задолго до нынешней фазы противостояния с Западом там активно продвигали идеи создания грузовых коридоров, идущих в обход России, рассчитывая этим самым ослабить геополитические позиции Москвы. Все эти проекты оказывались в конечном счете мертворожденными, однако в изменившихся обстоятельствах они могут получить новый импульс.


США и ЕС предпринимают активные попытки изолировать Союзное государство в транспортном отношении. Первой на себе это испытала Беларусь, которая еще в 2021 году полностью осталась без авиарейсов в западные страны. После пандемии COVID-19 так и не восстановилось пассажирское железнодорожное сообщение между Россией, Беларусью и Евросоюзом. Сегодня говорить об этом в принципе не приходится.


Грузоперевозки также подвергаются нарастающему давлению. Беларусь оказалась в полной транспортной блокаде со стороны республик Прибалтики. Брюссель вводит все новые санкции и ограничения против Москвы и Минска. Последней новостью из этой категории стал введенный Польшей запрет в отношении пребывания на ее территории фур с российскими и белорусскими номерами. Все это существенно осложняет транзит грузов, а также создает простор для всевозможных серых схем и коррупции.


Возникающие проблемы с логистикой на западном направлении и общее сокращение грузопотока требуют существенного пересмотра политики в этой сфере.

В первую очередь это касается Беларуси, которая в транспортном плане долгое время была завязана на Прибалтику и Украину. Сегодня белорусские грузы переориентируются на российский и другие незападные рынки. Доля России во внешней торговле Беларуси в 2022 году выросла до 60%, а по его итогам объем взаимной торговли достиг 45,8 млрд долларов США.


Ключевое значение для белорусского экспорта приобретают российские порты, через которые республика направляет нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки. Разумеется, в первую очередь речь идет о гаванях Ленинградской области как наиболее географически близких Беларуси.


В 2023 году Минск рассчитывает полностью выкупить терминал «Бронка» в Большом порту Санкт-Петербурга. Также в планах построить свой порт в Мурманской области, чтобы иметь возможность пользоваться преимуществами Северного морского пути.


Кроме того, в этом году Россия и Беларусь планируют достичь досанкционного объема перевалки белорусских грузов через российские порты (17–18 млн тонн в год).

Для повышения привлекательности белорусского экспорта РЖД предоставила республике скидку 50% на перевозку нефтепродуктов и возврат порожних цистерн до 2026 года.


При помощи России Беларусь создает собственную портовую инфраструктуру и активно подключается к перспективным транспортно-логистическим коридорам, таким как «Север — Юг» и «Запад — Восток», которые связывают Союзное государство со странами Ближнего Востока, Азии и Африки.


Так, недавно было заключено соглашение о строительстве пограничного железнодорожного участка Решт-Астара между Ираном и Азербайджаном. Это позволит запустить коридор «Север — Юг», который откроет для России рынок Индии и других государств в бассейне Индийского океана. Очевидно, по новому пути смогут пойти и белорусские товары.


Однако в первую очередь следует сделать акцент на развитии внутренних перевозок.

На Россию приходится около 90% от всего белорусского транзита. В январе 2023 года был принят закон, согласно которому транспортным компаниям из стран ЕАЭС разрешается перевозить грузы между пунктами, расположенными на территории России. Закон вступит в силу 1 марта 2025 года, но для перевозчиков из Беларуси он может заработать к концу нынешнего.


Перестройка логистики потребует дополнительных вложений в инфраструктуру. Так, увеличение грузопотока из Беларуси в порты Ленинградской области может потребовать модернизации железнодорожного хода Орша — Витебск — Санкт-Петербург, который в настоящее время является однопутным и не электрифицированным. 


Важной задачей остается устранение внутренних пограничных препятствий, в первую очередь на автомобильном транспорте.

К сожалению, ситуация в этой области в последнее время не только не улучшается, но и имеет отрицательную динамику — фактически на границе России и Беларуси введен полноценный пограничный контроль. Мотивируется это вопросами безопасности, однако возведение такого барьера внутри Союзного государства вряд ли можно считать хорошим знаком.


Всеволод Шимов

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

дата: 12.06.2023 19:11:58    просмотров: 91

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)



Рекламный блок

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» то караул