Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Чего ожидать от рынка логистики в ближайшие 2-3 года до 2025 года

Чего ожидать от рынка логистики в ближайшие 2-3 года до 2025 года



Какие ключевые тренды логистического рынка определят развитие компаний по транспортным и контейнерным перевозкам?


Прогноз рынка – непростое дело, ситуация меняется ежедневно. Но это необходимо, чтобы понимать, как действовать дальше. Многие шаги будут совершенно новыми, но и они опираются на опыт. Свои тренды я выстроил исключительно на двадцатилетнем опыте работы в логистике, статистических данных и здравом смысле.


2023 год будет:


  • Годом несильных перемен. Тренд на адаптацию, начавшийся в 2022, сформирует работающий инструмент на несколько лет вперед, потому что санкции быстро не закончатся.
  • Станет показательным. Фактор нестабильности (от вируса до политики) не ушел никуда. Один из возможных сценариев: полное закрытие границ со стороны запада и ориентация российских компаний на восточную и азиатскую логистику.


Факторы, которые могут повлиять на будущее логистики и экономики:


  • Удержание «своего» курса, несмотря на падение жизненного уровня населения.
  • Рост рисков дестабилизации экономик во многих странах.
  • Рост цен на энергоресурсы на западном рынке.
  • Укрепление связей со странами Азии и Ближнего Востока.
  • Трансформация мировой торговли в региональную.
  • Изменения в логистических потоках сырья и товаров, рост ставок по фрахту и стоимости перевозок, расходов транспортных компаний на обслуживание и приобретение техники.


Три ключевых тренда на ближайшие годы


1. Поиск новых правил игры


Сформируются правила, которые будут править до 2025-2026 годов. Если еще летом 2022 ждали завершения всего, осенью стало очевидно, «как раньше» уже не будет: привычные условия работы исчезли и необходимо искать новые пути. И логистические цепи вынуждены были адаптироваться.


Так, например, контейнерные перевозки взяла на себя Южная Корея, Япония. Российский контейнерный оператор Fesco вообще закрыл перевозки из ЕС, а все силы бросил на доставку из Азии. Вывод: все не так ужасно, все работает. Объемы контейнерных перевозок восстанавливаются, остаются только сложности с авиаперевозками: остались прямые рейсы в РФ либо из Эмиратов, либо узбекскими а/л, ушел большой пул авиаперевозчиков.

Будет развиваться параллельный импорт. Сейчас товар из стран ЕС и США идет в нашу страну через оффшоры типа Гонконга, ОАЭ... Ожидаю, что цепь будет и дальше оттачиваться, что повлияет на оптимизацию себестоимости доставки. Это положительный момент, потому как в 2022 году цены выросли и во многом касательно поставок параллельного импорта носят спекулятивный характер. 2023 год приведет некоторых «предпринимателей» в чувства, от чего стоимость услуг скорректируется в лучшую для потребителей сторону.


Международные логистические компании с головным офисом в РФ продолжат «менять» флаг своего присутствия. Поскольку российским фурам нельзя въезжать на территорию ЕС, скорее всего, часть компаний перерегистрируется, и с технической точки зрения станут иностранными. Думаю, так многие российские перевозчики, ориентированные на импорт, выживут и продолжат работать. Да, потребуются инвестиции, но это уже другой вопрос. Шанс есть – вот что важно.


Рецессия и инфляция на многих рынках, и это касается не только нашей страны: кризис во всем мире. Логистические компании будут бороться за стоимость, и сроки отойдут на второй план.


2. Смена направлений и приоритетов


Чтобы выжить, компании будут вынуждены рассматривать такие меры как сокращение персонала, единиц автотранспорта, реструктуризацию кредитов.


Государство планирует поддержать логистов:


  • Усилить цифровизацию и дальше продолжить распространять электронный документооборот (Постановление от 21.05.2022 № 931).
  • Отменить ограничения в использовании иностранных контейнеров на территории РФ (ФЗ от 15.04.2022 № 92-ФЗ в Закон о таможенном регулировании от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
  • Реализовать программу льготного лизинга объемом 15 млрд руб. До 2030 года планируется построить свыше 300 морских грузовых судов.
  • Модернизировать железнодорожную инфраструктуру и подвижной парк, на это выделено 217 млрд руб. (постановление от 06.04.2022 № 602).
  • Дотировать авиаотрасль (постановление от 02.05.2022 № 1015).
  • Выдавать льготные кредиты и разрешить зонтичное поручительство для МСП.


Станет усиливаться логистическое плечо через страны, входящие в ЕАЭС. Пока что «зеленого цвета» именно российским компаниям на рынке этих стран нет. Если это произойдет, российский бизнес переориентируется с Запада на ближнее зарубежье.


Если и Китаю разрешат усилиться, для предпринимателей с точки зрения возможностей это будет большим шагом для развития. Пока китайские предприятия ограничены в своих действиях по многим параметрам. Наш рынок скорректируется. Компании Китая начнут инвестировать в нашу страну, что создаст новые рабочие места, оживит рынок в целом. Ожидаем политического решения этого вопроса, тогда и бизнес включится в эту игру.


Экспорт как локомотив рынка: растут объемы продукции как от отгрузок с действующих производств, так и новых. Увеличивается экспорт через Дальний Восток, так как перевозка цветных металлов, руды, масла, зерна стала контейнерной по большей части. И этот поток будет лишь увеличиваться.


В РФ продолжится усиление контейнеризации: сформируются новые маршруты, запустятся терминалы, вырастет качество перевозок. Ожидаю активный рост экспорта и рост спроса на внутреннем рынке. Стоимость услуг будет зависеть от баланса экспорта и импорта.


3. Усиление цифровизации, автоматизации бизнеса и экспертной оценки


Аналитики прогнозируют рост инвестиций в IT-сферу, что логично и своевременно. Автоматизированные бизнес-процессы передают и реагируют на пользовательский спрос почти мгновенно на любом расстоянии. Распределенные терминалы данных в сочетании с обработкой данных в режиме онлайн делают планирование и управление более гибкими и точными. То есть, интеллект может заменить инвестиции. 


Например, компьютерная система, которая эффективно планирует потребности в инвентаре, уменьшает необходимость проведения инвентаризации резервных ресурсов. Гибкие вычислительные средства позволят компаниям моделировать проблемы в цепях поставок (ЦП), разрабатывать и тестировать гипотезы по их устранению.


Многие логистические компании уже увеличили инвестиции в цифровизацию и автоматизацию, начали разрабатывать и тестировать системы, ведь это условие для выживания. Динамические системы, формирование маршрутов, анализ рисков – все это сложно без четкой модели бизнеса: его автоматизации. У компаний и в «хорошие времена» проблем хватало, а когда «штормит», от сбоев никуда не деться. Я на своем опыте убедился, что в режиме онлайн контролировать и хотя бы отслеживать сбои намного проще, чем вручную исправлять их последствия.


Усиление роли эксперта для компании. Цифровая трансформация помогает получить оценку всей деятельности компании и показать «слабые» места. Если раньше это помогало самим выстроить новые модели и проверить их, теперь это поможет экспертам, чтобы оперативно оценить ситуацию и предложить решение. Их работа без оцифровки бизнес-моделей осложнится. Хотите выжить и продолжить получать прибыль, ищите профи, который найдет вариант именно для вашего бизнеса. Подготовьтесь к визиту такого эксперта и автоматизируйте процессы. При этом эксперт должен иметь не только колоссальный опыт в своем деле, но и научную базу знаний, которая и помогает ему предугадывать тренды.


Чтобы автоматизировать управление ЦП, постройте качественную имитационную модель сетевой структуры ЦП, сформируйте систему информационного обеспечения. Затем решите, внедрять ли технологии и создавать ли информационную систему анализа и управления. Далее: проанализируйте и определите форму сетевой структуры цепей поставок (ССЦП); пропишите задачи, которые требуется решить, изучите слабые звенья в структуре; выстройте информационное обеспечение ССЦП и решите конкретные задачи для своей компании.


Автоматизация и цифровая трансформация ЦП проводится по четкому алгоритму действий на основе анализа, и строго следуя намеченным мероприятиям – так больше шансов выжить. Вследствие роста спроса на автоматизацию и цифровизацию, ожидаю рост рынка IT-компаний.


Выводы


Ориентируясь на все прогнозы, опыт прошлых лет, углубитесь в логистику, в окружающий вас бизнес – это важно для стабильности в дальнейшем. Сформируйте систему показателей, которые будут высокорисковыми, средне-рисковыми и мало-рисковыми.


Уловите тренды 2023 года именно для своей компании. Безусловно, аналитика в целом по рынку важна, но необходимо исследовать и функциональность вашей компании как одного из звеньев большой логистической цепи. 


Найдите слабые места, определите, что в первую очередь вам следует оцифровать и автоматизировать. Если у вас уже «оцифрован» бизнес – отлично. Пришел момент, когда стоит пересмотреть модели по контролю и развитию бизнеса и протестировать новые гипотезы. Кто поймает наступающие тренды, будет чувствовать себя спокойнее.


Павел Сизов

https://www.e-xecutive.ru/finance/novosti-ekonomiki/1995853-chego-ozhidat-ot-rynka-logistiki-v-blizh...

дата: 13.10.2023 11:41:00    просмотров: 523

рейтинг: 
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады