Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Николай Лобанов: интервью РБК по цифровизации и автоматизации логистики

Николай Лобанов: интервью РБК по цифровизации и автоматизации логистики

 

  1. Как меняется спрос на решения по автоматизации логистики в России? С какими сложностями это связано?
  2. Какие этапы, на ваш взгляд, могут быть оптимизированы сегодня? За счет чего?
  3. Насколько это затратный процесс? Как изменились сегодня сроки окупаемости решений по автоматизации?
  4. Примеры эффективных инструментов автоматизации в логистике.

Николай Лобанов
ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист https://www.lobanov-logist.ru/

 

   


Н.Л. Как вы знаете, многие иностранные вендоры, поставщики ИТ и ПО, такие как SAP и другие в области логистики складов, транспорта   класса WMS и TMS, ушли из России или сильно сократили свою деятельность, ограничили поддержку своих продуктов.


Демарш иностранцев оказал бодрящее действие на наши ИТ компании и их заказчиков в области производства, торговли, цепей поставок: освободились большие ниши бизнеса, которые нужно было срочно занимать.


Среди моих клиентов в логистическом консалтинге за последние 4 года стало значительно больше торгово-производственных компаний из разных отраслей, так как в производственном секторе России пошёл существенный рост на 50-100% в год в натуральных единицах грузооборота (тонны, м3).


Спрос со стороны производственников начался со складской логистики на внедрение ИТ, систем управления складом класса WMS.


Огромное влияние на цифровизацию автоматизацию логистики оказала пандемия Ковид 19, которая заставила людей сидеть дома, поэтому с 2020 года пошёл бурный рост интернет-торговли.


Появились маркетплейсы, такие как WB, ОЗОН и т.д., которые показали рост оборота в 5-10 раз в год, большие склады начали строиться как «грибы после дождя»!

 

Курьерский бизнес по доставке на «последней миле» вырос неимоверно практически с нуля.


Потребность в автоматизации доставки и транспорта ПО класса TMS стала жизненно важной необходимостью практически для всех компаний.


Всё это требовало внедрения цифровизации СЭД, автоматизации бизнес-процессов, в связи с чем российский рынок ИТ сильно оживился!


Учитывая тот факт, что практически все крупные компании России с огромными бюджетами имели иностранных инвесторов, то сидели они на иностранном ПО и ИТ, как правило на SAP, Майкрософт, то им пришлось искать замену ИТ продуктов отечественного производителя, когда их отрубили от иностранных софтов.


Радости наших ИТ-ников не было предела: к ним потекли деньги, программисты начали возвращаться на Родину из «силиконовой долины»!


Так и хочется кричать:

Да здравствуют санкции! Давайте ещё! Иначе мы бы так и дальше прозябали под гнётом иностранных ИТ!


Нельзя не отметить, что со стороны Государства нашим ИТ-никам оказывается огромная помощь по финансированию проектов, созданию идеальных условий в налоговом климате!

 

При всём этом, автоматизация – это конечно хорошо и правильно! Но автоматизировать можно и нужно только оптимизированные процессы, иначе, если автоматизировать «бардак», то получим «автоматизированный бардак» в виде «чёрной дыры» поглощающей все средства компании.


Многие компании, надеясь на «авось» и на то, что ИТ и современное ПО   класса WMS и TMS, наведёт порядок на из складах и транспорте, сильно просчитались, потерпели неудачи, понесли миллионные убытки и некоторые уже обанкротились с таким подходом.


Но большинство российских компаний, получивших ранее опыт работы с иностранными партнёрами, подошли к делу развития своего бизнеса серьёзно, идя шагами: логистический аудит-логистически проект-внедрение и оптимизация бизнес-процессов с цифровизацией документооборота-автоматизация отечественным ПО в ИТ.


Хотя, честно говоря, судя по моим логистическим аудитам и проектам, процесс оптимизации и автоматизации в наших компаниях происходит тяжело и жёстко!


Причины больше психологические в «головах» как сотрудников, так и владельцев компаний. Иным я в шутку рекомендую обратиться к психиатру, прежде чем ввязываться в процесс автоматизации!


Многие хотят всё и сразу по мановению «волшебной палочки», с которой придёт гуру-волшебник, но, так не бывает, так как всё нужно делать самим, вкалывать не покладая рук и естественно всё это не бесплатно – нужно выделять соответствующий бюджет на проектную работу по развитию и оптимизации компании.


При правильном подходе к работе эффект будет существенным: только внедрение цифровизации, ЭДО, штрихкодирования позволяет увеличить производительность труда в компании в два раза, снизить затраты на операции на порядок, увеличить точность учёта и уровень сервиса в десятки раз.


Автоматизация оптимизированных процессов, используя синергический эффект, позволяет вывести компанию на более высокий качественный уровень работы, снизить до минимума «человеческий фактор», потребное количество персонала, фактически построив «конвейер» внутри компании.


По моему опыту 80% процессов в компании можно и нужно автоматизировать так что их будет выполнять ИТ-система, а оставшиеся 20% будут качественно выполнять специально обученные люди. Не «варяги», а ваши люди!


Не нужно думать, что там за забором стоит очередь квалифицированного персонала.

Нет. С персоналом на всех уровнях сейчас проблема, а за забором стоит персонал необученный и мало кому нужный!

Другого «глобуса» у нас нет – учите и мотивируйте свой персонал работать по новым оптимизированным современным технологиям!

 

Процесс оптимизации и автоматизации компании затратный как по времени, так и по деньгам, поэтому нужно готовиться к нему как к выходу на «марафонскую дистанцию»!


Подготовительный этап, как тренировки для спортсмена, очень важный!


На этом этапе, как при лечении у врача, очень важно провести правильную диагностику процессов в вашей компании, иначе вас могут залечить до смерти!


У меня в логистическом консалтинге этот первый этап называется логистический аудит, в котором происходит в течении 2 месяцев сбор качественных ИД-исходных данных, их анализ, поиск УМ-узких мест и методов их расширения!


Потом после аудита за 2-3 месяца нужно сделать логистический проект.


Затем идёт пилотный проект с оптимизацией и внедрением, который может занять 3-6 месяцев.


И только после этого можно приступать к автоматизации процессов, внедряя ИТ специализированное ПО – этот процесс в лучшем случае займёт полгода, а может и годы мытарств, проблем, убытков!


Например, по моему опыту внедрения WMS системы управления складом мой норматив времени шесть месяцев, стоимость около 10 миллионов рублей до ввода в эксплуатацию, окупаемость 8-15 месяцев.


У меня есть три показателя успешности внедрения WMS:


1.     Уложились во время внедрения плюс 20%, т.е. время внедрение должно быть от момента заключения договора с разработчиком WMS 6-8 месяцев, но в принципе до 12 месяцев терпимо.

2.     Уложились в бюджет проекта плюс 20%. Всегда в процессе внедрения что-то не учли, появились новые «хотелки», поэтому бюджет и время могут немного вырасти.

3.     Внедрили почти весь планируемый по ТЗ функционал минус 20%. Очень часто за 10 млн руб внедряют только адресную систему хранения склада с диспетчерскими функциями и это всё, а уж до внедрения полного комплекта «складских стратегий» с хорошей аналитикой мало у кого руки доходят.

 

Только 3-5% проектов внедрений WMS по этим показателям оказываются успешными!

 

По моей статистике 50-60% внедрений WMS заканчиваются через 2-3 года провалом и убытками в десятки миллионов рублей по причине не серьёзного подхода в данной Задаче: внедрение без аудита, проекта, оптимизации! Такие проекты внедрения не окупятся никогда! Ну, не наведёт WMS на вашем складе порядок, не ликвидирует бардак – это просто ИТ инструмент, в который нужно сначала вложить оптимальный алгоритм, а не «волшебная палочка».


Частыми причинами неудачных внедрений являются неготовность компании, её владельцев и сотрудников к капитальным, а не косметическим изменениям бизнес-процессов, отсутствие квалифицированного РП (руководителя проекта) и РГ (рабочей группы). Также подводит их «самость», основанное на самоуверенности, что смогут одолеть такой проект своими силами.


В качестве примера эффективности WMS могу привести мою статистику логистических проектов: производительность сборки заказов на складе без WMS не более 40-50 строк в час одним сборщиком, а с WMS – эта цифра вырастает в 2-3 раза – до 100-150 строк в час одним сотрудником! Это позволяет снизить стоимость операции в 2-3 раз, повысить качество работы в десятки раз, именно за счёт этого окупается WMS!


То же самое можно сказать и при внедрении TMS -системы управления транспортом и доставкой! Очень многие крупные компании пытались победить «последнюю милю» без TMS и обломали зубы, потеряв огромные бюджеты и клиентов.

дата: 01.12.2023 11:09:11    просмотров: 172

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» то караул