Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

В России вступил в силу закон, регулирующий работу такси

В России вступил в силу закон, регулирующий работу такси

В России вступил в силу закон, регулирующий работу такси


Базовый закон о правилах работы такси вступает в силу, документ не позволят работать таксистами злостным лихачам, а также вводит требования к внешнему и внутреннему виду автомобиля. Кроме того, предусматривается регулирование для агрегаторов, в том числе доступ к их базам данных получит ФСБ. Об этом сообщает ТАСС.


Ограничения для водителей


 С 1 сентября вступает в силу норма, запрещающая водителю управлять такси при наличии непогашенной судимости по тяжелым уголовным статьям, трех и более неоплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД), а также без пройденной аттестации на знание города, если власти региона ее ввели. Кроме того, водителем такси теперь можно стать только через год с момента восстановления водительского удостоверения после его лишения, а также при отсутствии повторного лишения прав и административного ареста за нарушение ПДД в течение одного года. Чтобы приступить к работе, водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый. Самозанятые должны будут заключать договоры с агрегаторами. При этом нормы об обязанности юридических лиц для получения разрешения находиться на территории РФ и необходимости для агрегаторов открывать филиалы в регионах заработают только с 1 сентября 2025 года.


 Таксисты будут обязаны соблюдать режим отдыха: теперь им разрешено работать максимум по 12 часов в сутки, но не более 40 часов в неделю.


Требования к такси


 С 1 сентября автомобили такси должны иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». На крыше автомобиля должен быть установлен фонарь оранжевого цвета. Что касается непосредственно цветовой гаммы кузова, то она должна соответствовать общим требованиям, только если они установлены субъектом РФ.


 Машины, на которые уже выдано разрешение, в случае введения в регионе единого цвета для такси сразу перекрашивать не нужно. Это придется сделать только по истечении срока действия лицензии.


 В салоне такси теперь должна быть размещена информация о водителе — его фамилия, имя, отчество, номер телефона перевозчика для приема жалоб и предложений. Госномер машины должен быть указан прямо в салоне вместе с наименованием перевозчика, номером записи в региональном реестре перевозчиков такси, разрешением на перевозки и сроками его действия.


Правила для агрегаторов


 Статус агрегаторов такси теперь официально закреплен, в законе они именуются «службой заказа легкового такси», у них появляются новые права и обязанности. Так, агрегаторы будут проверять водителей по реестрам, а также следить за тем, чтобы заказы передавались только квалифицированным водителям из штата перевозчика или водителям с действующим разрешением на работу. Это исключит ситуации, при которых на работу вышел водитель, лишенный водительских прав, с просроченным удостоверением или с иностранными правами, не позволяющими работать в такси в России.


 Именно на службу заказа легкового такси ляжет ответственность за передачу заказа водителю. За причиненный вред пассажиру во время поездки с таким водителем агрегатору могут аннулировать право на работу, если количество подобных заказов превысит 10 штук или 0,01% от общего числа в течение суток.


 Важным нововведением является то, что в случае ДТП служба заказа такси понесет совместную с водителем ответственность за возмещение ущерба.


 В целях борьбы с нелегальным извозом регионам дали право запрещать предлагать услуги такси у аэропортов и вокзалов, за исключением специально оборудованных мест.


Как будут рассчитывать тарифы


 Закон дает право перевозчикам разрабатывать тарифы с учетом времени суток, дней недели, класса комфортности и других условий, при этом тарифная политика может регулироваться в договоре с агрегатором такси. Сведения о тарифах должны размещаться на сайте перевозчика или агрегатора. Региональные власти могут потребовать предоставлять сведения о тарифах в уполномоченный орган.


 Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) и граничащие с ними субъекты РФ получили возможность вводить минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Порядок расчета размера такого тарифа будет определяться в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными нормативным правовым актом уполномоченного правительством РФ федерального органа исполнительной власти.


Реестры такси


 С 1 сентября начинают свою работу три региональных реестра такси — региональный реестр служб заказа такси, региональный реестр перевозчиков легковыми такси, а также региональный реестр легковых такси.


 Региональный реестр перевозчиков будет содержать сведения о перевозчиках, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия разрешений на перевозку пассажиров. В региональный реестр легковых такси будут включаться непосредственно сведения о транспортных средствах, соответствующих требованиям, предъявляемым к легковым такси. Региональный реестр служб заказа легкового такси включает информацию об агрегаторах и их разрешениях на работу.


 Также начнет функционировать федеральная государственная информационная система (ФГИС) легковых такси. Она обеспечит сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из всех трех реестров с предоставлением уполномоченным органам возможности ведения этих реестров, доступа к сведениям, содержащимся в указанной информационно-аналитической системе. В Минтрансе РФ при этом ранее подчеркнули, что внедрение ФГИС «Такси» не приведет к увеличению стоимости поездок.


 Информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе такси, за исключением данных, доступ к которым ограничен федеральными законами, будет общедоступной, ее разместят на официальном сайте оператора системы. При этом хранить эту информацию разрешено только на российских серверах.


Доступ к базам данных


 Согласно закону перевозчик обязан не менее полугода хранить сведения, содержащиеся в журнале заказов, и предоставлять их по требованию правоохранительных органов.


 Кроме того, служба заказа легкового такси обязана предоставить ФСБ доступ к информационным системам и базам данных, которые используются для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси, в порядке, установленном правительством РФ.




Как будет регулироваться работа такси с 1 сентября 2023 года


Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ вводит новые правила работы на рынке такси. Так, например, он определяет доступ водителей к такой деятельности и устанавливает условия работы для самозанятых. Кроме того, закон регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов такси.


Закон о такси уже вызвал много дискуссий в среде экспертов. Чиновники, представители общественных организаций, которые занимаются вопросами перевозок, и лица из надзорных органов считают грядущие нововведения важными для обеспечения безопасности клиентов и выведения рынка из тени. Сами участники рынка считают, что в законе заложены мины замедленного действия, которые спровоцируют коллапс и создадут массу барьеров как для водителей, так и для клиентов.

Что изменит закон о такси


Принципы работы такси, которые планируется ввести, расширят его применение и отчасти упростят некоторые процессы, так как минимизируют административные границы, связанные с возможностью осуществления этой деятельности.


По мнению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дениса Чегаева, среди ключевых нововведений стоит отметить несколько.


Работа агрегаторов будет подведена под правовую базу


Новые правила будут связывать и затрагивать те секторы рынка таксомоторных перевозок, которые до этого оставались неохваченными. Это агрегаторы или организации, предоставляющие заказы непосредственно для перевозчиков.


Самозанятых допустили до работы в такси


Такая категория работающих, как самозанятые, тоже получила право на осуществление деятельности в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.


Новым законом им разрешено оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов легковым такси без регистрации в качестве ИП. Такой порядок возможен при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность через интернет.


Стоит отметить, что самозанятые будут нести такую же ответственность, как и другие перевозчики — ИП и юридические лица.


Самозанятым запрещено передавать кому бы то ни было автомобиль. В противном случае им могут аннулировать выданное разрешение, и тогда они перестанут быть перевозчиками.


Новый принцип выдачи разрешений


Сегодня требуется получение разрешения на эту деятельность, это требование будет сохранено. Только теперь все разрешения на работу в такси будут выдаваться бесплатно, но для этого придется предоставить определенный перечень необходимых документов. Эксперты обращают внимание на то, что разрешение будет выдаваться в течение 5 суток.

kontur-buhgalteria-activ


Запуск информресурсов


В рамках закона появятся дополнительные региональные реестры служб заказа легкового такси.


В регионах будут функционировать несколько информресурсов:

  • Реестр перевозчиков: в нем появятся в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку.
  • Реестр такси: будет включать данные о транспортных средствах, их владельцах и т.д.
  • Реестр служб заказа такси: будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.


Служба заказа такси должна будет проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадет перевозчику или водителю в том случае, если:


  • информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
  • сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.


Номер записи в реестре перевозчиков нужно будет размещать в салоне такси.


Ужесточение требований к службам заказа такси и водителям


Появилось больше требований как к организациям, которые предоставляют заявки, так и к непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров. Эти требования достаточно серьезные. Так, например, запрещено допускать к управлению такси тех, кто соответствует хотя бы одному из критериев:


  • на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
  • водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения, и это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
  • у водителя неснятая или непогашенная судимость по ст. 328.1 УК РФ либо его преследуют за совершенные деяния;
  • водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т.д.


Для служб заказа такси ответственность регламентирована следующим образом:


  • служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
  • служба полностью отвечает перед пассажиром, например, если фрахтователя надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика;
  • служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.


Какие проблемы решает закон о такси


По мнению экспертов, закон создает все условия для выхода перевозчиков из тени. На практике сложились незаконные схемы, когда, например, перевозчики передают с разрешением автомобиль другим перевозчикам. Сегодня появляются компании, которые вносят автомобиль в реестр автомобильного транспорта такси и имеют право передать его другим перевозчикам, которые включены в реестр перевозчиков, — в этом случае расписываются все уровни ответственности.


Теперь тот, кто передал автомобиль по закону (исполнитель) обязан обеспечить возможность прохождения предрейсового медицинского контроля, а также следить за техническим состоянием авто в порядке, который определит субъект РФ.


Появляется правовая ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику.


Сегодня у служб заказа такси есть техническая возможность в режиме онлайн проверить, находятся ли автомобиль такси и перевозчик в реестрах. Если все соответствует закону, заказ передается.


Законом сформулированы исчерпывающие требования к автомобилю такси: он должен иметь фотографическую композицию в виде «шашечек», фонарь оранжевого цвета на крыше.


Перевозчики нередко жаловались на невыгодность тарифов, они говорили о том, что не могут перевозить по тем тарифам, которые им устанавливает служба заказа такси, потому что эти тарифы не покрывают расходы. Благодаря закону перевозчик получил право разрабатывать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом.


По новым правилам за трое суток до определения тарифа он должен быть размещен на сайте службы заказа такси и на сайте перевозчика. Если у них нет сайтов, то на сайте уполномоченного органа.


С 29 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@). Теперь уже в режиме цифровой платформы будут сохраняться сведения о наличии путевого листа: кто выдал, как прошел водитель предрейсовый медицинский контроль.

kontur-buhgalteria-activ


Предусмотрена возможность применения телемедицины при прохождении медицинского контроля для водителей.


По словам представителя общественного совета по развитию такси в УрФО Владимира Герасименко, закон о такси направлен на легализацию рынка и повышение ответственности за безопасность и комфортность перевозки.


Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка


На пресс-конференции «Интерфакса», которая прошла в конце марта, своим мнением о предстоящих изменениях поделился директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.


По его мнению, в законе есть только две новеллы, которые будут иметь положительный эффект на рынок. Ко всем остальным новшествам возникают серьезные вопросы. Например, для того чтобы самозанятые смогли работать легально, им нужно будет заключать договор с агрегатором. Максим Шушарин задает вопрос: а как быть тем малым городам численностью до 100 000 человек, где агрегаторов нет и куда они никогда не зайдут, так как это экономически невыгодно?


У нас в большинстве малых городов нет пунктов медосмотра вообще, я уж не говорю про круглосуточные. Да они и не нужны, если мы говорим про самозанятых, которым не надо проверять своих наемных работников, он отвечает сам за себя.


Есть бомба замедленного действия, заложенная в этот закон, которая трансформирует отрасль до неузнаваемости. Перед вторым чтением в закон была введена новелла, которая относит информацию о заказе, переданной лицу без разрешения, к запрещенной к распространению информации. То есть мы приравниваем информацию о заказе к распространению информации о суициде, порнографии и так далее с корреспондирующей обязанностью Роскомнадзора и прокуратуры заблокировать интернет-ресурс агрегатора.


1 сентября мы проснемся в новой реальности и через определенное время у нас не будет ни Яндекс Такси, ни такси «Максим». Потому что у нас не будет механизма для осуществления деятельности агрегатора, не будет интернет-ресурсов, и отрасль вернется в те прекрасные времена, когда мы ловили машину с руки.


В каком случае наступает блокировка службы такси


Изменения делают возможным блокировку службы заказа такси — и это как раз вызывает больше всего беспокойства у агрегаторов и других участников рынка. При этом эксперты предупреждают, что такие радикальные меры возможны, только если последовательно, в течение 30 дней, служба заказа такси целенаправленно передавала заказ нелегальным перевозчикам (не менее 10 заказов в течение этого периода). Но через год агрегатор может снова подать заявление на разрешение на осуществление деятельности.


Подрабатывать в такси станет невыгодно


По новым правилам тем, что подрабатывает в такси, теперь надо будет регистрироваться как перевозчикам легковым такси и получать полис ОСАГО, который, как известно, стоит порядка 60 000 — 70 000 руб. Для обычного автомобилиста он стоит в 10 раз дешевле.


Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин обращает внимание на негативные последствия таких требований:


80% перевозчиков самозанятых — это именно подработчики, которые везут на работу и с работы, снимая пиковые нагрузки. И без них наши города просто встанут, потому что такси уже давным-давно стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры.


Продолжительность работы таксиста


Минтранс подготовил проект постановления «Об утверждении требований к периоду передачи заказа легкового такси перевозчикам службами заказа легкового такси». Согласно документу, водители такси перестанут получать новые заказы от агрегаторов, после того как отработают 12 часов. Новая заявка станет доступна только по завершении предыдущей поездки.


При этом нельзя работать 12 часов без перерыва — через 5 часов нужно уйти на отдых. Иначе получение заказов будет временно приостановлено.


Агрегаторам, согласно проекту, придется рассчитывать время, после которого они приостановят или прекратят передачу заказов. Расчет будет производиться на основании данных о начале работы, поступающих от водителей такси.

дата: 01.09.2023 10:14:38    просмотров: 165

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!»