Председатель совета директоров и бывший главный исполнительный директор Google Эрик Шмидт написал вместе с бывшим вице-президентом по продуктам компании Джонатаном Розенбергом книгу "Как работает Google«(How Google Works). Ее текст уже разлетелся на цитаты, а ведущие мировые СМИ смакуют подробности внутреннего устройства крупнейшей интернет-компании планеты. Редакция CRN/RE решила рассказать о нюансах кадровой работы в Google и о том, почему так трудно устроиться на работу в корпорацию.

Правило 30 минут

По мнению Шмидта и Розенберга, нет нужды в том, чтобы проводить долгие и утомительные собеседования. В Google придерживаются принципа, согласно которому любая встреча с потенциальным кандидатом на работу должна быть ограничена периодом в 30 минут. Если оно длится дольше, значит, либо не подходит кандидат, либо это сигнал, что в компании проблемы с HR-специалистами.

«Чем короче интервью, тем на самом деле насыщеннее получается диалог. Вместо бесполезного „жира“ он начинает состоять из „протеина“, — приводят аналогию авторы книги. — Поскольку если ваше время ограничено, у вас просто не будет времени на вопросы и разговоры ни о чем. Будет время говорить только по делу».

Правда, вообще, процесс найма в Google состоит из нескольких собеседований. Хотя здесь и считают, что первое впечатление о кандидате — самое верное.

Правило пяти

Существует в Google и лимит на количество собеседований — их не только быть больше пяти. Причем к необходимости такого подхода в компании пришли не сразу. «Когда мы только пришли в компанию, то могли одного кандидата собеседовать больше 30 раз. Мы никак не могли понять, стоит ли его нанимать», — рассказывают авторы книги.

Но позже Шмидт провел собственное небольшое исследование с целью выяснить, какие подходы по выявлению успешных сотрудников наиболее эффективны, и выяснил, что в 75% HR-специалисты уже после первого интервью понимают, достоин кандидат должности в компании или нет. Также оказалось, что если провести четыре собеседования, то уверенность в кандидате появлялась у 85% рекрутеров. А вот если продолжать «гонять» кандидата и дальше, то уверенность в нем только снижалась. Поэтому в конечном итоге Шмидт решил остановиться на цифре «5»: «К тому же это любимое число всех компьютерщиков», — объясняет бывший глава Google.

В общем и целом, топ-менеджеры Google опрашивают кандидатов до тех пор, пока у них не появляется в отношении него четкий, однозначный ответ — «да» или «нет». Но ограничения важны для того, чтобы процессы в компании отстраивались максимально эффективно.

Условия работы

Google славится тем, что создает для своих сотрудников крайне удобные условия для работы. Но мало кто знает, что интернет-гигант берет на себя вместе с новыми сотрудниками и немало обязанностей. Например, каждые 12 месяцев сотрудники могут запросить себе новый смартфон, хотя, как правило, их и так им дарят на праздники. Еще интереснее, что эти подарки можно передаривать, поэтому все родственники забывают о том, что такое покупать смартфон. Большинство сотрудников сразу после того, как приходят в Google, выбрасывают свои старые смартфоны в мусорную корзину.

А еще интернет-гигант платит половину зарплаты семьям умерших сотрудников, причем делает это на протяжении 10 лет после их смерти. Кроме того, если у них остались дети, Google оплачивает им стипендии. А еще дети могут бесплатно пройти стажировку по интересующей их дисциплине.

Конкурс — одно место на 428 кандидатов

Но для того, чтобы получить все эти бонусы, нужно быть по-настоящему важным сотрудником и хорошим инженером. Дело в том, что шанс соискателя получить работу в Google — 0,2%.

По словам главы HR-отдела Google Лазло Бока, в Google ежегодно поступает около трех миллионов заявок от людей, которые хотят работать в компании. При этом действительно устраиваются в компанию только 7 тыс. Так что конкурс на место в компании — 428,5 человек на место. Это намного больше, чем в Гарварде, Йеле или Стэнфорде, подчеркивает интернет-издание Quartz.

При этом соискателям нужно приготовиться к тому, что даже если все пойдет как по маслу, процесс найма на работу займет 6-9 месяцев. И это при том, что Бок отменил (и даже ввел официальный запрет) на использование на собеседованиях знаменитых головоломок Google. «Почему крышка люка круглая?», «Сколько в мире настройщиков пианино?», — обо всех этих вопросах ходят легенды, но в Google их уже не задают, потому что эта практика доказала свою неэффективность.