Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей


E-commerce — экономика нового времени. Кто-то в ней уже хорошо освоился, а кто-то только выходит в это новое для себя пространство ведения бизнеса. Одним из ключевых клиентов e-commerce является малый бизнес, в основном розничный. С каждым днем в России растет количество предпринимателей, которые хотят вступить в экономические и правовые отношения с ecom-площадками. У многих новичков складывается обманчивое впечатление легкости этого пути, отсюда и нежелание вникать в нюансы, и незнание, которое сулит любому большие неприятности.


Интерес малого бизнеса к маркетплейсам вполне понятен и обоснован. Регистрируясь на маркетплейсе, предприниматель снимает с себя сразу несколько головных болей: не надо создавать собственный сайт, думать, как привлечь на него трафик, вкладываться в раскрутку своего интернет-ресурса. Если бизнес ведется исключительно в онлайне, не придется арендовать торговую точку и склад. Вопросы логистики тоже решены: логистическое плечо либо максимально короткое, либо отсутствует при схеме работы «Fulfilment by Operator». Большая часть рисков по доставке и хранению товаров переходит на сторону конечного продавца, то есть маркетплейса. Снимаются и более частные, но не менее важные для бизнеса вопросы, например, не придется выстраивать IT-инфраструктуру для обработки и хранения персональных данных, что для продавца является обязательным в соответствии с федеральным законом №152.


Многие ипэшники именно в такой схеме работы, через маркетплейсы, видят одни достоинства и считают ее легким способом для раскрутки. 

А что на деле? 

Все мы свидетели, какое множество юридических и налоговых нюансов возникает при работе с крупной площадкой. Узнать о них лучше до начала работы.


Навязанные правила


Любой продавец обязан соблюдать требования законодательства РФ. Это базовые кодексы — Гражданский и Налоговый, федеральные законы о защите прав потребителей, защите конкуренции, регулировании торговой деятельности. Кроме того, в законодательстве РФ уже появились постановления, регулирующие именно дистанционную торговлю. Вопросы непосредственного взаимодействия маркетплейса и продавца регулирует оферта. И вот тут возникает дисбаланс: оферта предполагает наличие сильной стороны, которая имеет право в одностороннем порядке изменять договоренности, а слабая сторона ей подчиняется. К сожалению, так и происходит на практике. Как продавцы, так и владельцы пунктов выдачи заказов вынуждены приспосабливаться под условия, обозначенные маркетплейсами, а если заходит речь об изменениях, то, как правило, они лишь ужесточают требования к предпринимателям.


Например, динамикой ценообразования управляет не продавец, а площадка: она по своему усмотрению снижает цены в рамках акционных предложений. Отказаться от участия товара в акции предприниматели, как правило, не решаются, опасаясь, что их «забанят». Если снижение цены приводит к очевидным убыткам, единственный доступный инструмент — временно снять товар с продажи, и тогда покупатели увидят, что товар закончился, хотя по факту все совсем не так.


Заявляя, подтверждай


При подаче заявки на работу с маркетплейсом понадобятся стандартные документы, удостоверяющие личность и регистрацию в налоговом органе как предпринимателя или юрлицо. Продавец проходит проверку, получает доступ к аккаунту и может загружать карточки товаров. Если предприниматель — импортер и перепродает чужие товары, на руках у него должно быть согласие правообладателя на использование торговой марки: лицензии, договоры, свидетельства и т. д. Мы видим, как активно электронные площадки усиливают борьбу с контрафактом; чтобы не оказаться в «черном» списке, лучше иметь доказательства происхождения товара. Скажем, если вы ждете изготовления партии заказа на китайской фабрике, надо пройти сертификацию. Для этого потребуется запросить у китайского производителя контрольный образец и самостоятельно направить его в испытательную лабораторию.


Важно знать, что для импортеров некоторых видов товаров из-за границы до 1 сентября 2024 года действует упрощенный порядок подтверждения соответствия. Если вы намерены продавать товар исключительно на территории РФ, допускается ввозить товары без маркировки ЕАС и знака соответствия правилам Таможенного союза (СТР). Кроме того, можно использовать чужой сертификат соответствия для серийной продукции, а также оформить декларацию о соответствии вместо сертификата, но не забывайте, что действует она всего полгода. Также важно знать, что ряд товаров нуждается в дополнительном документальном сопровождении, например, медицинского назначения.


Если вы производите продукцию самостоятельно, на товары необходимо оформить паспорта, сертификаты и свидетельства — все они должны быть в наличии и полном порядке. В случае разбирательств их затребует администрация торговой площадки, предоставить документы нужно будет оперативно, иначе ваш аккаунт на маркетплейсе, скорее всего, заблокируют.


Кто вперед, тот и прав


Настоятельно советую не пренебрегать возможностью зарегистрировать в Роспатенте товарный знак. Это графическое и текстовое обозначение позволяет индивидуализировать ваш бизнес. Многие избегают этой процедуры, чтобы не терять время на старте. На самом же деле, важно просто подать заявку на исключительные права, чтобы быть первым, и спокойно ждать получения документов на руки, старту продаж этот процесс никак не мешает.


Скажу по своему опыту: товарный знак защищает от злоупотреблений со стороны конкурентов. Опишу неприятный, но вероятный сценарий захвата бизнеса. Вы используете свой товарный знак, но не регистрировали права на него. Ваш конкурент делает это вместо вас, а потом подает жалобу на вас маркетплейсу, и на ее основе площадка блокирует ваш аккаунт. Несправедливо, но основания есть. Отстоять свои интересы возможно, но делать это придется в суде. Пока будет идти рассмотрение дела, маркетплейс, с максимальной долей вероятности, заблокирует вас, что называется, до выяснения обстоятельств, может и удалить аккаунт, но, вероятнее всего, вы получите штраф за несоблюдение условий сотрудничества.


Неприятные сюрпризы


О политике применения штрафных санкций маркетплейсов наслышаны все, скандалов было уже множество. Какие штрафы и за что чаще всего применяются. Например, продавец просрочил отправку заказа при схеме работы FBS. Объяснения, что на терминале отправки была очередь, или машина не успела в срок, вряд ли помогут. Второй частый штраф — за так называемый «самовыкуп», к которому предприниматели часто прибегают, чтобы продвинуть свой товар. К штрафу приведет присвоение чужой интеллектуальной собственности, например, отсутствие у продавца права продавать товары определенного бренда. 


Далее по списку — указание неверных габаритов груза, торговля запрещенными товарами, отмена заказа со стороны продавца, отсутствие маркировки «Честный знак» (Яндекс.Маркет штрафует за это нарушение на 100% от стоимости товара). Если предприниматель платит за специально написанные положительные отзывы о его товаре, Wildberries начислит штраф в 50 тысяч рублей за каждый обнаруженный факт. Если представляемый предпринимателем ассортимент более чем на 30% совпадает с другими продавцами, Ozon заблокирует эти товары и назначит штрафы в баллах. Список штрафных санкций может быть длинным и разнообразным. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, рекомендую подробно изучить соответствующие положения.


Дробление как путь к обогащению


Не менее опасно недооценивать налоговые риски, которые влечет за собой торговля на маркетплейсах, и об этой стороне вопроса в силу специфики мало кто вообще догадывается. Между тем налоговая инспекция отлично знает, какие схемы применяет бизнес, торгующий в онлайне, для облегчения налоговой нагрузки.


Один из главных рисков — обвинение в дроблении. Ситуация возникнет, если два налогоплательщика, применяющих УСН, скажем, индивидуальный предпринимать и его родственник, откроют бизнес на двух и более маркетплейсах. Если на двоих в течение года они заработают больше установленных лимитов (в 2024 году этот лимит установлен в размере 265,8 млн рублей), то налоговая может объединить два ИП и доначислить налоги по ставке основной системы налогообложения — 20% вместо 6% на объекте «Доходы» (8% — повышенная, при превышении лимита в 199,35 млн рублей) или 15% на объекте «Доходы минус расходы» (20%). Доказывать отсутствие извлечения налоговой выгоды придется в суде.


Провокаторы проблем


Еще один фактор опасности, который может повлечь доначисления или как минимум вызвать повышенный интерес со стороны инспекторов ФНС — использование серых схем поставок из Китая. На маркетплейсах, работающих в формате b2b, встречаются байеры — это физические лица, которые за плату купят нужный товар и оформят его доставку в Россию от физлица физлицу, минуя таможенные процедуры. Этот способ позволяет быстро получить товар, но объяснить его происхождение налоговикам будет невозможно. Никто не оформит товарно-транспортные накладные на такие грузы, по факту это не что иное, как контрабанда. Советую к подобным схемам не прибегать, использовать белую доставку, а для экономии средств оптимизировать логистику, например, с помощью крупных транспортных компаний, которые много перевозят между Китаем и Россией.


Есть и еще одна опасность — карго-доставки. Организаторы таких серых схем в качестве оплаты предпочитают наличные и криптовалюту. Если вы будете регулярно снимать крупные суммы, у финмониторинга и комплаенс-подразделений банков обязательно появятся к вам вопросы. Высока вероятность, что ваш расчетный счет заблокируют уже после второго снятия (в соответствии с ФЗ №115).


Дистанционная торговля активно развивается, порой законодательная база не успевает за новыми тенденциями. Но события последних нескольких лет, особенно пандемия, которая для e-commerce стала мощнейшим стимулом для роста, лишь подстегнули желание государства взять под контроль электронную торговлю. 

Нормативно-правовая база совершенствуется, появляется практика, растет число специалистов, которые хорошо разбираются в том, как устроена работа маркетплейсов, какие нюансы она за собой влечет. Зачастую предприниматели, особенно ИП, торопятся максимально быстро начать онлайн-продажи, чтобы получать прибыль. 

При этом они слишком мало внимания уделяют формальностями, которые в итоге могут стоить им гораздо дороже. Рецепт здесь один: не пренебрегайте юридическими вопросами и всегда изучайте все документы, с которыми приходится иметь дело. Незнание не только не спасает от ответственности, оно губительно для любого бизнеса, каким бы ни был его масштаб.


Автор: Юлия Зазуля, Генеральный директор, управляющий партнер «ЮРКОМКомпани», председатель Комитета МТПП по налоговой политике и аудиту 

дата: 14.03.2024 21:17:05    просмотров: 147

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел