Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистический рынок насыщен вариантами новых цепей доставок, продолжается поиск наиболее эффективных маршрутов

Логистический рынок насыщен вариантами новых цепей доставок, продолжается поиск наиболее эффективных маршрутов


Морской порт Астрахань становится ключевым звеном коридора "Север-Юг". / Эрик Романенко / ТАСС


По итогам прошлого года Россия установила своеобразный рекорд по количеству наложенных на нее санкций, обогнав Иран, Сирию и КНДР. В общей сложности в отношении физических лиц, компаний, транспортных средств и самолетов страны было введено 13,6 тысячи ограничений, которые сильно осложнили внешнеэкономическую деятельность. Появились трудности с расчетами в валюте, сбои поставок, проблемы в логистике. А некоторые рынки вообще оказались закрыты для российских поставщиков.Морской порт Астрахань становится ключевым звеном коридора "Север-Юг". / Эрик Романенко / ТАСС


Все эти негативные факторы стимулировали государство и бизнес использовать запасные пути торгово-экономических отношений и укреплять связи с дружественными странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и других регионов. И время подтвердило правильность нового курса. Так, по данным ФТС России, внешнеторговый оборот РФ в 2022 году составил 850,5 миллиарда долларов, увеличившись на 8,1 процента. Для экономики, находящейся под санкциями, это беспрецедентный рост. И свою лепту сюда внес не только товарооборот с Китаем. Так, объем ВЭД с Индией увеличился в три раза с 13 до 39 миллиарда долларов, с Ираном подрос на 15 процентов до 4,6 миллиарда долларов, с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) - на 68 процентов до 9 миллиардов.


В последний день марта состоялось расширенное заседание коллегии минтранса, где также было отмечено, что, по итогам 2022 года, на автомобильном и морском транспорте наблюдался рост перевозок грузов (плюс 0,3 и 20,2 процента соответственно), что напрямую связано "с постепенным преодолением негативных последствий, вызванных санкционным давлением со стороны недружественных стран, переориентацией грузоперевозок на Восток и в Азию, освоением новых маршрутов и транспортного коридора "Север - Юг".


"Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, в том числе и страны Ближнего Востока. Следуя запросам российских импортеров, мы запустили новый сервис по доставке грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в РФ, который открывает дополнительные возможности по развитию бизнеса российских предпринимателей", - отмечает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.


"Страны Ближнего Востока готовы поддерживать и развивать торговлю без введения односторонних рестрикций, как это делают страны Запада. Более того, будучи лидерами в ОПЕК, именно страны Ближнего Востока, вопреки давлению Соединенных Штатов, не приняли решение о существенном увеличении объема добычи, что только повышает их ценность как стран, способных отстаивать свой суверенитет", - сообщил "РГ" член совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, директор Центра "Локомотивы роста" Константин Вольф.


Очевидно, что Россия будет наращивать экономическое партнерство с Индией, Египтом, ОАЭ, Ираном, Турцией, странами Азии и Африки, в том числе и формируя новые логистические маршруты, рассказывает гендиректор B2B-маркетплейса "Максмарт" Елена Суховей. По прогнозам профильных ведомств и игроков рынка, запрос на грузовые перевозки по этим направлениям будет активно расти до 2025 года. Уже сейчас наблюдается приход на рынок и рост количества новых игроков - судоходных компаний, которые обслуживают морские порты Индии, ОАЭ, Вьетнама, Китая, других азиатских стран.


По словам эксперта, логистический рынок уже в целом насыщен различными вариантами сформированных цепей поставок, тем не менее поиск новых маршрутов продолжается. "Основными показателями, которые будут учитываться при выборе тех или иных путей, станут планирование и поиск наиболее эффективных логистических маршрутов по конечным срокам, стоимости и операционным издержкам. И отдельные крупные российские компании усиливают присутствие в этих странах путем расширения собственных складских мощностей на их территориях для оптимизации операционных издержек на логистические маршруты", - сообщила Елена Суховей.


Как мы уже говорили, ГК "Деловые Линии" в феврале нынешнего года опробовала несколько новых логистических маршрутов из стран Ближнего Востока в Россию. Например, автодоставка из Тегерана (Иран) в Махачкалу займет в среднем две недели, столько же - путь по морю из Джебел-Али (ОАЭ) в Новороссийск, а морской маршрут из иранского Бендер-Аббаса в Астрахань - всего около недели. Работает логистический оператор с юрлицами и индивидуальными предпринимателями только при наличии инвойса (документа, подтверждающего покупку товара за рубежом). Также есть возможность заказать таможенное оформление и страхование груза. Популярные товары на маршрутах - оборудование и запчасти, электроника, одежда, обувь и стройматериалы.


 Россия будет укреплять партнерство с дружественными странами, формируя новые логистические маршруты


В Послании Федеральному Собранию в феврале 2023 года Владимир Путин сообщил, что Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и уделять особое внимание развитию транспортного коридора "Север - Юг". "Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метра. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор", - подчеркнул президент.


По расчетам экспертов минтранса, на развитие МТК "Север - Юг", связывающего Индию, Иран и Россию, до 2030 года планируется выделить 1,5 миллиарда долларов. В частности, планируется участие РЖД в строительстве линии от пограничного города Астара в Азербайджане до города Решт в Иране (164 километра) и электрификации линии Гармсар - Инче-Бурун (495 километров) в Иране. До 2025 года железнодорожники планируют построить в Дагестане дополнительную станцию Самур-II для ускорения пропуска грузов на российско-азербайджанской границе. По сравнению с морской перевозкой в Россию из Индии сроки доставки через "Север - Юг" сократятся как минимум вдвое, соответственно, снизится и стоимость.


 8,1 процента составил рост внешнеторгового оборота РФ в "санкционном" 2022 году


"В итоге МТК "Север - Юг" действительно может стать конкурентоспособной транзитной магистралью, способной повлиять на всю мировую логистику. Но пока пропускная способность этого коридора, даже на самых развитых его маршрутах, не готова к существенному росту объемов перевозок. Например, все порты каспийского бассейна переработали в 2022 году около 11 тысяч контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Для сравнения, порты черноморского бассейна в то же время перевалили около 760 тысяч ДФЭ, - рассказал "РГ" гендиректор Novelco Григорий Григорьев. - Тем не менее востребованность коридора увеличивается на глазах. Устойчивый рост перевозок наблюдается по всем его маршрутам. В феврале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого объем транспортировок вырос в два раза".


При этом российским компаниям, развивающим бизнес на южном направлении, нельзя забывать о рисках и нужно быть готовыми в любой момент им противостоять. Константин Вольф, например, отнес к ним "существенное присутствие западных компаний на рынках Ближнего Востока (за исключением Ирана), что является окном возможностей для давления на эти страны со стороны стран Запада: такое мы уже наблюдаем, в частности, в Турции". Кстати, вывод Ирана из-под санкций, по мнению экспертов Аналитического центра при правительстве РФ, также может ограничить его ориентацию на всестороннее сотрудничество с Россией. Но возможное подписание в ближайшем будущем договора о стратегическом партнерстве России и Ирана может нивелировать такие риски.


Помимо геополитических могут возникнуть и финансовые проблемы. Так, Елена Суховей отмечает высокую волатильность тарифов: "Именно поэтому на текущий момент работают здесь только крупные логистические компании, которые могут обеспечить сдерживание факторов постоянного повышения тарифов из-за усложнения и удлинения цепочек поставок, повышения рисков и стоимости страховки". А руководитель FTL Advisers Мария Кукла добавила, что в ОАЭ в ближайшее время вступит в силу положение о налоге на прибыль. Поэтому компаниям, работающим на этом рынке, надо пересматривать бизнес-модели деятельности с учетом предстоящей налоговой нагрузки.


 В тему


России надо развивать инфраструктуру, чтобы снижать свою зависимость от стран Европы, так как снятие санкций - это скорее теоретический вариант развития событий, нежели реальный, уверены эксперты аналитического центра при правительстве РФ. И ограничиваться только расшивкой Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и развитием МТК "Север - Юг" в прикаспийских районах может быть недостаточно. Целесообразно развивать МТК "Север - Юг" на всем протяжении по территории нашей страны. Например, от Екатеринбурга строить новые участки железных дорог, соединив МТК с Северным морским путем. В результате появится возможность вывоза грузов из промышленного центра страны (Урала и сопредельных территорий) через СМП в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64982/
https://ekspertov.ru/

Ирина Фурсова


Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №82(9027)
дата: 17.04.2023 19:24:38    просмотров: 181

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Скрытый потенциал: как развивается логистика на Юге платные услуги биржа труда сколько компания реально зарабатывает на маркетплейсе