Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика «из коробки»: выбираем российскую TMS-систему

Логистика «из коробки»: выбираем российскую TMS-систему

Логистика «из коробки»: выбираем российскую TMS-систему



Рассмотрим несколько российских TMS-систем, их особенности и преимущества. Также обратим внимание на важные аспекты выбора подходящей TMS-системы для бизнеса в российских условиях.

 В современной экономической ситуации, в условиях значительно возросших требований потребителей, ослабления классического ретейла и усиления онлайн-торговли, применение современных ИТ-решений в управлении логистическими процессами становится не просто модным трендом, а необходимым условием выживания.

Одним из эффективных инструментов в этом направлении являются TMS (Transport Management System), которые позволяют оптимизировать транспортные операции, снизить затраты и повысить эффективность работы всей организации.


Вот уже почти полтора года, как российский ИТ-рынок живет и работает в условиях импортозамещения и укрепления цифрового суверенитета. Зарубежные ИТ-компании ушли из России, а специфика, требования и задачи, которые приходится решать логистам, никуда не делись. Но инструменты для их реализации приходится выбирать российские. 

Это значит, что отечественные продукты должны соответствовать высоким мировым стандартам. Мы рассмотрим несколько российских TMS-систем, их особенности и преимущества. Также обратим внимание на важные аспекты выбора подходящей TMS-системы для бизнеса в российских условиях.


Актуальные задачи управления транспортной логистикой


Транспортно-логистический сектор в России сталкивается с рядом сложных задач, требующих практического и оперативного решения. 


Одна из них — оптимизация процессов доставки грузов и управления транспортными ресурсами. У многих компаний есть проблемы нерационального использования транспортных средств и перегрузки логистических маршрутов, что приводит к увеличению затрат на транспортировку и снижению эффективности работы. TMS-системы могут анализировать большие объемы данных и предлагать наиболее эффективные варианты решения.


Еще одна важная задача — обеспечение контроля за состоянием транспортных средств и своевременное проведение технического обслуживания. TMS-системы предлагают современные инструменты для мониторинга состояния транспортных средств и планирования технического обслуживания. Это позволяет предотвращать простои и снижать затраты на эксплуатацию транспортного парка.


Не менее серьезным и актуальным вопросом остается повышение безопасности перевозок. В условиях постоянного увеличения объемов перевозок и усложнения цепочек поставок, обеспечение безопасности становится важнейшим аспектом управления транспортной логистикой.


TMS-системы следят за соблюдением правил дорожного движения и помогают предотвращать аварийные ситуации.


Какие задачи решают TMS-системы


Российские TMS-системы, адаптированные под специфику российского рынка с учетом местных нюансов, решают широкий спектр задач, направленных на оптимизацию и автоматизацию транспортных процессов. Рассмотрим подробнее, какие именно это задачи.


В первую очередь речь идет о планировании и оптимизация пути движения транспорта. Одна из основных прерогатив TMS — составление эффективного маршрута для доставки товаров. Системы учитывают различные факторы: расстояния, время пути, загруженность дорог, условия перевозки товаров и т. д. 

Это позволяет не только сократить время доставки, но и снизить расходы на топливо, ремонт и оплату труда водителей. 


Также TMS-система помогает контролировать все стадии перевозки: от момента отправки до момента получения груза. Таким образом, можно оперативно реагировать на возникающие проблемы и своевременно корректировать процесс.


Современные TMS предоставляют подробную информацию о всех затратах, связанных с перевозками. Это позволяет компаниям контролировать свои финансы, анализировать эффективность и выявлять способы снижения расходов.


Также TMS позволяют участникам логистической цепочки обмениваться данными. Благодаря интеграции с другими системами (ERP, WMS и др.) TMS обеспечивает бесперебойный обмен данными между всеми участниками логистического процесса, что гарантирует высокую прозрачность и оперативность работы.


Важным аспектом работы TMS можно назвать прогнозирование рисков. В частности, таким риском может стать задержка в пути, несоответствие груза документам и другие ситуации. TMS не только предупреждает о возможном риске, но и предлагают пути его минимизации.


Наконец, это анализ и отчетность. TMS собирают большой объем данных о перевозках, которые можно и нужно анализировать для улучшения эффективности логистики и принятия обоснованных бизнес-решений.


С чем интегрируются TMS-системы


TMS-системы концентрируют в себе функции планирования, контроля и учета грузоперевозок, обеспечивая цифровую видимость всего транспортного потока. Но для достижения максимальной эффективности TMS должна быть интегрирована с другими бизнес-системами компании.


Первой и самой очевидной системой, с которой интегрируются TMS, является ERP-система корпоративного планирования ресурсов. Взаимодействие TMS и ERP позволяет создать единую информационную базу по грузоперевозкам: от подачи заявки на перевозку до фиксации выполнения перевозки.


Второй категорией систем являются WMS-системы управления складским хозяйством. Интеграция TMS и WMS помогает координировать действия складских операций и транспортировки, что минимизирует простои как склада, так и автотранспорта.


Также важно подчеркнуть значение интеграции с CRM-системами. Это позволяет улучшить качество обслуживания клиентов за счет повышения прозрачности процессов доставки и возможности предоставления клиентам актуальной информации о статусе доставки в режиме реального времени.


Среди других ключевых интеграций следует отметить связь TMS-систем со службами трекинга GPS и ГЛОНАСС для отслеживания местонахождения грузового автомобильного транспорта на маршруте; со спутниковыми сервисами прогнозирования погодных условий для более точного планирования маршрутов; а также с онлайн-картами для оптимизации маршрутов.


Таким образом, TMS-системы в России, подобно своим зарубежным аналогам, интегрируются с различными бизнес-системами и службами. Именно благодаря этой интеграции можно добиться увеличения эффективности операций по доставке груза, что приводит к сокращению издержек и повышению уровня удовлетворенности клиентов.


Российские TMS-системы


Расскажем о некоторых известных российских решениях по управлению транспортной логистикой.


«Маппа»

mappa-logistics.ru


Программный продукт «Маппа: Монитор логиста» представляет собой расширение к приложениям на платформе 1С, таким как «1С: Управление торговлей 11.4», «1С: Управление нашей фирмой» (УНФ) и другие. Решение ориентировано на клиентов, располагающих собственной службой доставки. Это могут быть интернет-магазины, производственные предприятия и т. д.


«Маппа» формирует в интерактивном режиме маршрутные листы с помощью географических карт. Также система интегрируется с другими вспомогательными сервисами, как, например, «Яндекс Маршрутизация», и поддерживает формирование печатных форм «Путевой лист».


Программный продукт состоит из трех модулей. Заказчик может выбирать нужный в зависимости от собственных предпочтений. Модуль «Рабочее место логиста» отвечает за создание маршрутных листов, контроль выполнения заявок и обеспечивает контроль качества работы службы доставки. Модуль «Мобильное приложение водителя» отображает план работ на день, трекинг водителей, позволяет обмениваться данными с офисом компании. Модуль «Маршрутизация» в автоматическом режиме планирует маршруты с учетом времени доставки, пробок, габаритов груза и других параметров. Состав TMS-системы может быть разным в зависимости от объема работы в период использования и текущих потребностей бизнеса.


«Мегалогист TMS»

mega-logist.ru


Еще один программный продукт, построенный на базе платформы 1С. Поддерживаются все торговые конфигурации 1С: УНФ, «Управление торговлей», «Комплексная автоматизация», УПП, ERP. Может интегрироваться с нетиповыми и сильно кастомизированными конфигурациями 1С. Система ориентирована на производственные предприятия, дистрибьюторов, 3PL-операторов, торговые сети и интернет-магазины.


Система позволяет автоматизировать процесс создания задач для доставки. Учет транспортных средств, водителей и курьеров также выполняется автоматически. Помимо этого, «Мегалогист» предлагает инструменты для планирования рейсов, которые могут работать как в ручном, так и в автоматическом режиме. Одна из ключевых функций — оптимизация маршрутов, которая учитывает множество различных параметров, от вместимости и грузоподъемности транспортных средств до временных окон доставки, географических зон, времени загрузки/разгрузки, скорости движения по различным дорогам и многого другого.


Кроме того, реализована работа с рейсами и маршрутными листами. Выполнение поездок можно отслеживать в реальном времени, включая статусы доставки, опоздания и различные проблемы. Для упрощения рабочих процессов водителей и курьеров можно использовать мобильное приложение. Поддерживается быстрая корректировка маршрутных листов, включающая добавление новых задач, изменение маршрутов, а также предусмотренные случаи поломки автомобиля. Для слежения за перемещением транспорта реализована интеграция с ГЛОНАСС/GPS.


Поддерживается автоматизированное формирование приходного кассового ордера в 1С, контроль и управление возвратами средств и недостачами в финансовых операциях с курьерами. Ведется учет и анализ возвратов по заказам, включая полные и частичные. Система осуществляет мониторинг затрат на логистику и оценку доходности перевозок. Автоматически формируются отчеты по доставке для логистов и высшего руководства.


Pooling Plus

pooling.me/pooling-plus


Pooling Plus — это облачная TMS-система, которая обеспечивает управление доставкой на всех этапах. В портфеле компании-разработчика есть и другие продукты, автоматизирующие процессы управления доставкой товара, но именно Pooling Plus позиционируется как полноценная TMS. Решение ориентировано на компании, работающие в сегменте FMCG, и предоставляется по SaaS-модели. Система предназначена для клиентов любого масштаба, в том числе самых крупных (десятки тысяч рейсов в месяц, сотни перевозчиков, сложные тарифные матрицы, большой объем архивных документов). Поддерживается интеграция с внутренними системами заказчика (ERP, WMS, BI).


Основные функции Pooling Plus: получение заказа от клиента; планирование перевозки; контроль доставки; сверка реестров и выставленных счетов; выбор перевозчика и заказ транспорта; анализ операционной эффективности.


Для каждого заказа система подсказывает самый эффективный способ доставки с учетом возможности объединения с другими поставщиками. Для небольших, средних и крупных заказов возможны такие варианты, как подбор перевозчика с оптимальным соотношением цена/качество; отправка товара через склад консолидации перевозчика; догрузка товара в машину другого поставщика со схожим товаром; отправка товара через склад консолидации по пулинг-тарифу; объединение заказов в одну машину и планирование маршрута доставки. 

По словам разработчиков, основной экономический эффект достигается за счет объединения заказа с заказами других поставщиков. Можно привести аналогию с тарифами такси, когда водитель везет не одного, а нескольких пассажиров, которым нужно в ту же сторону. При этом заказчик получает всю необходимую отчетную и аналитическую документацию, которая позволяет ему сравнить показатели со среднерыночными.


GTRoute

gtroute.ru


Система построена на платформе 1С. На ней работают алгоритмы автоматического построения маршрутов. Доступны справочники ТС с их характеристиками, а также перечень складских помещений, в которых осуществляется загрузка транспортных средств. Пользователь GTRoute может обозначить на карте геозоны, за которыми закрепляются определенные адреса и автомобили. Геозоны, в свою очередь, объединяются в секторы доставки. 

Это удобно, если необходимо разделить зону доставки по тарифному принципу — например, доставка по городу и в область либо доставка в различные районы города. Границы секторов доставки пользователь может обозначить как самостоятельно, так и применив административные границы на карте. Заказы покупателей поступают в GTRoute из основной учетной системы путем автоматического обмена.


Наиболее интересная и востребованная функция GTRoute — автоматическое построение маршрутов. За несколько минут система автоматически выстраивает сотни маршрутов и распределяет их по автомобилям. Все маршруты формируются с учетом текущей дорожной ситуации (пробки, ДТП, ремонтные работы, временные ограничения движения и т. д.). 

Основная задача, которая стоит перед алгоритмами, — снижение транспортных издержек (расхода топлива, времени доставки). Вся информация о построенных маршрутах может быть как отображена на карте, так и сохранена в таблице. Водитель получает не только маршрут в цифровом представлении, но и документы — маршрутный лист, который также генерируется в GTRoute. 

При необходимости разработчики могут добавить выписку путевых листов для проверки органами правопорядка. 

Разумеется, маршруты можно корректировать и вручную менять точки их прохождения. Например, если мы хотим, чтобы водитель проехал другим путем. Соответственно, меняется расход горючего и время в пути, то есть себестоимость доставки. В любой момент времени система знает, где находится тот или иной водитель с заказом и в какой момент времени он прибудет по назначенному адресу.

Система вполне подойдет для среднего предприятия или интернет-магазина, чей ежедневный объем доставок превышает 40–50 адресов.


Как будет развиваться российский рынок TMS


В последние годы российский рынок TMS (Transport Management System), или систем управления транспортной логистикой, значительно вырос. Главными причинами такого роста стали постоянное увеличение объемов грузоперевозок и потребность в автоматизации логистических процессов, чтобы оптимизировать затраты и повысить эффективность работы. Для более точного понимания, как будет развиваться этот рынок в России, необходимо учесть несколько ключевых факторов.


Прежде всего, на рынке TMS в России наблюдается интенсивная конкуренция, которая стимулирует разработчиков к улучшению качества своих продуктов, внедрению новых функций и инноваций, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, IoT («Интернет вещей») и блокчейн.


Вторым важным фактором является внедрение цифровых технологий в логистику. Это позволяет значительно увеличить скорость и точность обработки данных, автоматизировать рутинные операции и повысить эффективность управления транспортом. С учетом того, что цифровизация экономики признается одним из основных направлений развития России, можно предположить, что спрос на современные TMS будет только расти.


Также следует отметить тенденцию к увеличению объемов грузоперевозок. С ростом объемов грузоперевозок возрастает сложность управления логистическими процессами, что повышает востребованность систем автоматизации.


Таким образом, можно сделать вывод, что российский рынок TMS будет продолжать активное развитие в ближайшие годы как в качественном, так и в количественном аспекте.


Григорий Рудницкий

Журнал IT Expert

дата: 30.10.2023 12:37:16    просмотров: 146

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Компания "Карат" биржа труда платные услуги Логистика с добавленной стоимостью: как перестраивалась отрасль в уходящем году